Компоненты культуры

Благодаря культуре у индивида образуется определенная система общих мировоззренческих представлений, на основе которых он может строить свои действия. Наличие таких единых представлений делает возможным общество как единое целое. Культура дает возможность ориентироваться в социальном мире, так как снабжает человека системой «указателей» — системой запретов, поощрений, императивов. Подобные «указатели» называются компоненты культуры. К их числу относятся социальные нормы – обычаи, нравы, законы; ценности; символы и язык. Живя в обществе, индивид должен понимать, какие действия это общество дозволяет, а какие – нет. Взаимодействуя (делая покупки, посещая занятия, пользуясь общественным транспортом и так далее), мы имеем некоторые представления относительно того, что ожидают от нас другие в данной ситуации. Такие ожидания и есть нормы. Нормы – это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействия между людьми, указывающие на дозволенное и недозволенное поведение в определенных ситуациях. Нормы предписывают, что мы «должны» и что нам «следует» делать, а чего делать не должны и не следует. Не существует ни одного, даже самого простого общества, в котором бы не существовало норм поведения, касающихся сексуальных взаимоотношений, собственности и безопасности. Нормы становятся стандартами, с помощью которых индивиды оценивают друг друга и вознаграждают или порицают различные типы поведения. Некоторым нормам, называемым нравами, люди придают большое значение и строго порицают их нарушение. Другие нормы, называемые обычаями и представлениями, рассматриваются как менее значимые и соблюдаются они не столь ревностно, как нравы. Обычаи и представления – это привычные и обыденные условности, которых мы придерживаемся в повседневности. Например, воспитанный человек обязан здороваться, опрятно выглядеть, чистить зубы и причесываться, приходить во время и так далее. Людей, нарушающих эти условности мы считаем «странными», но не придаем этим отклонениям морального значения, не считаем безнравственным неряху или опаздывающего человека. Любое же отклонение от нравственных норм встречает в обществе резкое неприятие и строго наказывается, потому что нравственность является существенным элементом, обеспечивающим благосостояние и жизнеспособность общества. Нравственные нормы – являются основным источником законов. Законы – это правила, которые проводятся в жизнь специальной политической организацией людей, пользующихся правом применять силу. Именно общее согласие на применение физической силы уполномоченной на это стороны, законным образом, в обусловленное законом время, является основой правового принуждения. Люди, отправляющие правосудие за нарушение нравственных норм, не опасаются возмездия или вмешательства третьей стороны, так как делают это с общего согласия.

Если нормы – это правила поведения в обществе, то ценности – это общие представления, разделяемые бóльшей частью общества, относительно того, что желательно, правильно, полезно. Ценности дают критерии, с помощью которых оцениваются события, предметы и люди по их относительным достоинствам – моральным качествам и красоте. Следует еще добавить, что одна и та же ценность может в разных социокультурных образованиях порождать различные нормы поведения, например, любовь и забота о пожилых родителях. В США данная ценность реализуется через устройство своих родственников в дома престарелых, а забота и внимание становятся эквивалентны стоимости месячного содержания. В российской культуре подобное поведение считается неприемлемым, и никакие, даже самые комфортные условия проживания, не спасут родственников пожилого человека от общественного осуждения.

Третьим важным компонентом культуры являются символы и язык. Символы – это действия или объекты, которые воспринимаются обществом как эквивалент чего-то. Это код обозначения окружающего мира. Формы символов различны - это и жесты, обладающие значимостью, и особые предметы – флаги, картины, эмблемы, форменная одежда. Но важнейшие символы содержатся в языке. Язык – это социально структурированная система звуковых образов. Это краеугольный камень любой культуры, главное средство, с помощью которого люди передают друг другу идеи, информацию, взгляды и эмоции. Это основной способ создавать культуру и передавать ее из поколения в поколение.