Много в одном

Российский рынок market research не богат объемами, яркими событиями, личностями или прорывными решениями. На нем не фиксируются знаковые сделки, не происходят громкие скандалы, не вырастают глобальные или национальные бренды. Впору ставить под сомнение само существование у нас этого сегмента как рыночного?

В последнее время на рынке отечественного research имела место, пожалуй, только одна заметная комбинация: чуть менее года назад британская исследовательская группа Synovate, принадлежавшая коммуникационному холдингу Aegis, приобрела примерно за 4 млн евро контроль над российским Comcon, а в августе о покупке уже самой Synovate за 595 млн евро объявила французская исследовательская группа Ipsos. Комментируя эту сделку, генеральный директор GfK Rus Александр Демидов отмечает, что она укладывается в общемировой консолидационный тренд, который "на рынке market research идет очень давно. На моей памяти около 15 лет назад объединились Taylor Nelson и Sofres. Один мой коллега предсказывал, что в результате этих процессов на рынке останутся 3-4 крупнейшие мировые компании".

Цепочку слияний Synovate/Comcon и Ipsos/Synovate в нашей индустрии research рассматривают скорее как частность, способ решения конкретных задач конкретными игроками и, если и говорят о проявлении консолидационного тренда, только по отношению к иностранным фирмам. "Слияние Comcon и Synovate является частным решением Synovate: таким образом Synovate упрочила свои позиции на российском рынке. Сделка Ipsos/Synovate - проявление консолидационного тренда", - полагает генеральный директор "МАСМИ Россия" Александр Новиков. А генеральный директор Tiburon Research Нелли Мамян, прежде работавшая в Comcon, конкретизирует: "Перед многими локальными компаниями в какой-то момент встает вопрос о том, продавать бизнес или нет. Большой бизнес в сфере маркетинговых исследований - research мультинациональных корпораций - сосредоточен в руках головных офисов. И немалое количество русских офисов таких компаний не могут сами выбирать подрядчика, вынуждены оперировать одобренным пулом. Именно поэтому для любого локального исследовательского агентства интеграция с глобальной сетью означает выход на другой уровень".

Сами игроки российского сегмента market research в основном склонны все-таки считать его рынком, хотя и со многими оговорками и особенностями. "Рынок у нас, безусловно, есть, - подчеркивает управляющий партнер iKS-Consulting Константин Анпилов, - хотя бы потому, что налицо пул игроков, пул продуктов и пул клиентов". "Рынок есть, но он сильно фрагментирован, слабо развит. На нем не одна, а как минимум три группы компаний: "крупняк" (10-12 компаний, половина из которых иностранные), "середняки" (еще примерно фирм 20) и все остальные, которых несколько сотен", - делится наблюдениями генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров.

Кстати, показательна попытка Гильдии маркетологов систематизировать в единую карту те самые "пулы игроков и продуктов", о которых говорит Константин Анпилов. Показательна хотя бы тем, что предприняла эту попытку в общем-то непрофильная для рынка research организация - Гильдия маркетологов. То есть получается, что потребность в составлении некой описи неоднородного, раздробленного и не во всем прозрачного сегмента ощутили уже даже люди, в самой отрасли не работающие, но зато представляющие сторону потребителей, заказчиков research. У непосредственных игроков интереса к самоидентификации индустрии и ее структуризации нет.

О многом говорит и то, что некоторые собеседники "Ко" узнали о попытке систематизации игроков только от нашего журнала и были весьма удивлены тем, что их компании в перечне все-таки отмечены. При этом, страхуясь от возможного недовольства и подозрений, составители карты многократно заверяют всех в том, что это именно карта, а не рейтинг и не рэнкинг, и приглашают всех к сотрудничеству. Но особого энтузиазма пока не видно.

Впрочем, по разным аспектам в отрасли налицо разные мнения. Александр Демидов, например, не согласен с тем, что индустрия непрозрачна. Валерий Федоров уверяет, что "рынок у нас непрозрачен не более, чем большинство других сегментов рынка, за исключением банков". Александр Новиков полагает, что "с точки зрения специфики исследований, проводимых различными компаниями, все понятно". По мнению же Нелли Мамян, "все вполне прозрачно. Единственный грустный момент - это ценовые тендеры. Введенные с целью минимизации нечистоплотности и откатов, они заставляют закупать исследования худшего качества, так как экспертная оценка качества предоставленных предложений, как правило, не учитывается".