Учет статистических закономерностей

Полученные выше соотношения носят детерминистский характер, поскольку связывают средние значения величин. Соответствующие индивидуальные значения, безусловно, отличаются у разных учащихся. В конечном счете, действие всех индивидуальных и случайных факторов приводит к тому, что каждый учащийся имеет собственную результативность ri. Их арифметическое среднее равно r. Т.к. индивидуальная результативность является случайной непрерывно распределенной величиной, она подчиняется некоторой функции распределения. Поскольку дальнейшие рассуждения носят качественный характер, можно принять, что в данном случае справедливо нормальное распределение, т.е.

.

 

Графическая иллюстрация для двух значений <r> показана на рис.4.2. Наличие статистического разброса приводит к тому, что даже при <r> < 1 часть учащихся достигает требуемого уровня. Их количество тем больше, чем ближе <r> к 1. Однако необходимо сознавать и то обстоятельство, что даже при <r>=1 достигнет цели только 50% учащихся; результативность остальных будет ниже 1. Следовательно, если ставится задача достижения некоторой образовательной цели, например, 70% учащихся, для ДС в качестве цели должен быть назначен более высокий ориентир.

Если достижение цели носит не пороговый характер и определена оценочная шкала, которая устанавливает соответствие между результативностью и отметкой, наличие статистического разброса приводит к тому, что с конечной вероятностью будут появляться учащиеся, результативность которых окажется ниже предельно допустимой. По этой причине педагогическая (не дидактическая!) система должна содержать механизм коррекции для подобных учащихся.

 

На Содержание Часть II