Гуманистические ценности и проблема отчуждения в учении Карла Маркса
Мысль Маркса «капитализмоцентрична». Будучи свидетелем трагических сторон периода ранней индустриализации, Маркс сделал его непосредственным объектом своего исследования и особенно социальные аспекты процесса капиталистического производства: эксплуатацию и отчуждение. Разрабатывая понятие «отчуждение», Маркс базирует его на различии между сущностью и существованием, на том факте, что человеческое существование удалено (отчуждено) от его родовой (социальной) сущности, что человек в действительности совсем не то, чем он должен стать и чем может стать.
Маркс усматривает, что при строе, в котором господствуют частная собственность и рынок, только капитал имеет свободу и самостоятельность, в то время как деятельный индивид сам по себе не свободен. Труд в условиях капитализма принудителен, отчужден, бессмысленен, поскольку происходит отчуждение от индивида продукта его труда, а это в свою очередь влечет за собой и отчуждение всех его отношений к чувственному внешнему миру, отчуждение от полноценного общения с другими людьми, от культуры в целом. Вследствие этого человек воспринимает такой мир как чужой, враждебный, возвышающийся над ним. В то время как преобразованный трудом человека мир «мощнеет», отчуждение приводит к тому, что человек истощается. С ростом массы предметов человек становится все беднее как человек, он в большей степени нуждается в деньгах (всеобщем эквиваленте труда, чуждом по определению индивидуальности), чтобы овладеть этой враждебной сущностью внешнего мира, но сила его денег только уменьшается относительно увеличивающейся массы производственной продукции, и потребность человека только возрастает по мере возрастания массы денег.
Человек же, подчиненный своим отчужденным потребностям, — это уже не человек ни в духовном, ни к всего лишь самодеятельный сознающий себя товар. Этот человек-товар знает только один способ отношения с внешним миром: когда он его имеет и потребляет. Чем больше степень его отчужденности, тем больше потребление и обладание становятся смыслом его жизни.
Маркс предполагал, что отчуждение имеет глубокую историю, но своего апогея оно достигло в капиталистическом обществе, в котором предпосылку отчуждения составил сам факт купли-продажи рабочей силы. Поэтому рабочий класс — это наиболее отчужденный класс, и он больше всего нуждается в освобождении. Но главное, что занимало Маркса-теоретика, — это не столько освобождение рабочего класса, что было первейшей необходимостью его революционной программы, сколько превращение отчужденного труда в свободный, творческий труд, освобождение самой человеческой сущности или, что тоже, спасение полноты личности.
Во многом благоприятные, точнее необходимые, материальные условия для решения этой проблемы предоставляет сам капитализм. В этом сказывается диалектика марксова учения. Капитализм как строй означает громадный прогресс в сравнении с предыдущим строем. Цивилизирующая миссия капитала проявляется как в том, что он действительно освобождает человека от природных факторов, так и в том, что он предоставляет изобилие благ. Благодаря увеличению массы продуктов и разнообразию сфер производства расширяется система потребностей. Крупная промышленность и мировой рынок порождают человека с богатыми потребностями, богатыми связями. И они имеют тенденцию к культивированию человека как всесторонне развитого индивида и универсального продукта общества. Ведь для того, чтобы жить, человек должен уметь пользоваться множеством вещей, т. е. быть всесторонне культурным человеком. Но, что еще важно, и на этом Маркс делает акцент, технические и технологические предпосылки капитализма создают условия, при которых обеспечивается сокращение рабочего времени, необходимого для производства материальных благ, и, как следствие, увеличивается свободное время, подлинное время целостного развития человека. Для Маркса материальное производство в своей основе призвано созидать свободное время, являющееся действительным богатством, на котором основывается все остальное богатство. Человек свободен по-настоящему, если свободен не только «от», но и свободен «для» чего-либо, свободен в самореализации. Свободное время порождает способности которыми можно располагать для свободной деятельности, не определяемой, подобно труду, естественной необходимостью и социальной обязанностью. Свободное Время, а не рабочее в будущем, по твердому убеждению Маркса, будет мерой богатства. Рабочее время всегда остается созидательной субстанцией богатства, но свободное время — само богатство. Однако сама по себе система капиталистического производства заинтересована не в сокращении свободного времени (труда) а в увеличении производства товаров и прибавочной стоимости ее движущей силой и целью является увеличение размеров прибыли — накопления. Данная цель закрепляется на уровне общественного мировоззрения и становится миром человека. Мир эпохи капитализма — это мир, который дан человеку как вещь для технического овладения, в котором людей не убеждают, а руководят и управляют ими.
Итак, анализируя капитализм, Маркс пришел к выводу, что до капитализма включительно история человечества складывалась таким образом, что постепенное освобождение из-под власти природы, происходившее в результате технологического прогресса, человек оплачивал возрастающей зависимостью от других людей и произведенных продуктов: прогресс на одном полюсе сопровождался регрессом на другом.
Сам Маркс мечтал об обществе, которое живет не ради производства товаров и не ради узкоклассовых интересов, а ради человека, в котором жизнь человека не должна стать средством даже для его индивидуального бытия.
1. Маркс К.Экономическо-философские рукописи 1844 г // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.42.
2. Сэв Л. Марксизм и теория личности. – М., 1972
3. Кириленко Г.Г. Проблема человека в марксистской философии. – М., 1989
4. Хёсле В. Гении философии Нового времени. – М., 1992