УРОВНИ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ

Обмен информацией предполагает использование не­которой системы знаков, например, естественного или искусственного (формального) языка. Информация о не­прерывных процессах также может быть выражена по­средством знаков.

Изучение знаковых систем наукой о знаках, словах и языках (семиотикой) проводится на трех уровнях:

на синтактическом уровне рассматривают внутренние свойств текстов, т. е. отношения между знаками, отра­жающие структуру данной знаковой системы. Внешние свойства текстов изучают на семантическом и прагмати­ческом уровнях;

на семантическом уровне анализируют отношения меж­ду знаками и обозначаемыми ими предметами, действия­ми, качествами, т. е. смысловое содержание текста, его отношение к источнику информации;

на прагматическом уровне рассматривают отношения между текстом и теми, кто его использует, т. е. потреби­тельское содержание текста, его отношение к получа­телю.

Учитывая определенную взаимосвязь проблем переда­чи информации с уровнями изучения знаковых систем, их разделяют на проблемы синтактического, семантиче­ского и прагматического уровней.

Проблемы синтактического уровня касаются создания теоретических основ построения систем связи, основные показатели функционирования которых были бы близки к предельно возможным, а также совершенствования существующих систем с целью повышения эффектив­ности их использования. Иначе говоря, на этом уровне интересуют проблемы доставки получате­лю сообщений как совокупности знаков, при этом пол­ностью абстрагируемся от их смыслового и прагматиче­ского содержания.

Основу интересующей нас теории информации состав­ляют результаты решения ряда проблем именно этого уровня. Она опирается на понятие «количество информа­ции», являющееся мерой частоты употребления знаков, которая никак не отражает ни смысла, ни важности передаваемых сообщений. В связи с этим иногда говорят, что теория информации находится на синтактическом уровне.

Проблемы семантического уровня связаны с формали­зацией смысла передаваемой информации, например, введением количественных оценок близости информации к истине, т. е. оценок ее качества. Эти проблемы чрезвы­чайно сложны, так как смысловое содержание информа­ции больше зависит от получателя, чем от семантики сообщения, представленного в каком-либо языке. Ин­формация заложена в сообщении, но проявляется она только при взаимодействии с получателем, так как может быть зашифрована. Из полученной телеграммы адресат может извлечь совершенно другую информацию по срав­нению с той, которая будет доступна работнику телегра­фа. Если получатель — человек, то и незашифрованное (или правильно расшифрованное) сообщение может быть понято по-разному. Основная причина состоит в том, что различное понимание того или иного слова может сильно изменить смысл переданной информации. Кроме того, восприятие человеком информации зависит от его эмо­ционального состояния, накопленного жизненного опыта и других факторов.

На прагматическом уровне интересуют последствия от получения и использования данной информации абонен­том. Проблемы этого уровня — это проблемы эффектив­ности. Основная сложность здесь состоит в том, что цен­ность или потребительская стоимость информации может быть совершенно различной для различных получателей. Кроме того, она существенно зависит от истинности и прогностичности информации, своевременности ее достав­ки и использования. Высокие требования в отношении скорости доставки информации часто диктуются тем, что управляющие воздействия должны осуществляться в ре­альном масштабе времени, т. е. со скоростью изменения состояния управляемых объектов или процессов. Задерж­ки в доставке или использовании информации могут иметь катастрофические последствия.