Взаимосвязь целей и решений

Выбор целевой ориентации предприятия является весьма актуальной задачей, особенно в современной хозяйственной жизни, отличающейся высоким динамизмом.

Постоянные изменения на рынке вызывают необходимость постановки новых целей, а следовательно, их осуществления, что отражается на характере управленческого процесса. В связи с этим выделяются различные типы управленческого процесса, хотя строгого их соблюдения на практике может и не быть.

Тип управленче­ского процесса Роль цели Особенности управленческих решений
Целевое управле­ние   Определяющая на всех уровнях управления   Специфические решения разового характера  
Программное управление   Ориентирующая   Решения по сложным задачам производства с множеством участников, обеспечение детализации заданий и сро­ков их выполнения (сетевые графики)  
Ситуационное управление   Постоянство и ясность, неизмен­ность целей   Стандартность решений  
Программно-целе­вое управление   Основополагаю­щая в целевых программах   Кардинальные, основопола­гающие решения  

Отметим некоторые особенности целевой ориентации при разработке управленческих решений. Определение целей ре­шения задачи вызывает трудность связанную с тем, что только простые решения, как правило, имеют одну цель. В большинст­ве решений их бывает несколько, причем возможны противоре­чия между ними. Наряду с новыми бывают цели, которые следу­ет сохранить. Например, решая проблему увеличения объемов производства или снижения затрат, следует помнить об обеспе­чении качества продукции. В данном случае цель, которую тре­буется сохранить, выступает в качестве ограничения. От того, насколько точно сформулирована цель зависит нередко и выбор пути ее достижения. Это обстоятельство имеет и психологиче­ский аспект: чем более корректно поставлена цель, тем уверен­нее действуют исполнители при ее реализации.

При определении целей следует учитывать весь их спектр. Однако от количества целей в значительной мере зависит слож­ность решения задачи, количество рассматриваемых альтерна­тив. Целесообразно сокращать количество целей за счет их уп­рощения и агрегации. Достичь этого можно следующим образом:

  • во-первых, выявить наличие подцелей для достижения ос­новной и исключить из перечня целей. Например, при установ­лений главной цели - получение прибыли, снижение себестои­мости продукции является подцель, средством ее достижения;

· во-вторых, определить реальность достижения поставлен­ных целей; не отвечающие этому условию цели исключить;

  • в-третьих, желательно объединить цели, совпадающие по своему содержанию.

Если намечено несколько целей, то выделяется главная, от­носительно которой осуществляется поиск оптимального реше­ния. При этом устанавливаются ограничения для достижения имеющихся целей. Например, при определении основной цели – повышение качества продукции – должны быть установлены ограничения по другим целям: повышение себестоимости (т. к. невозможен беспредельный ее рост) или трудоемкости выпус­каемых изделий.

В зависимости от специфики ситуаций величина ограниче­ний варьируется. Она может

а) достигнуть определенного предела (максимального или минимального),

б) быть равной этому пределу (значению) или быть больше него,

в) быть равной этому значению или быть меньше него,

г) лежать в определенном интервале.

При установлении целей необходимо исходить из общих интересов системы, учитывая возможную противоречивость интересов отдельных подсистем предприятия, выраженную в частных целях. При наличии противоречивости целей такого рода их следует привести к одной шкале измерения и исходить из приоритета более общих целей. Это снимает противоречи­вость между частными целями и позволяет лучше оценить аль­тернативные варианты действий. Цель как возможное и реально достижимое состояние объекта управления или отдельных его параметров и решение имеют как сходные признаки, так и от­личительные. Но несомненна и причинно-следственная связь между ними (табл.1).

 

 

Таблица 1