Условия и факторы качества решений

На предприятии сталкиваются, как правило, множество ин­тересов, желаний, намерений. Даже сложными алгоритмами не выразить равнодействующую всех этих сил. Поэтому в каждом управленческом решении имеют место элементы субъективно­сти, зависящие от знаний и способностей руководителя.

Одновременно в основу управленческих решений закладыва­ются определенные объективные положения, с которыми обязан считаться каждый руководитель. Степень их использования зависит от умения руководителей исходить из объективных позиций и раз­рабатывать решения с учетом научных основ управления.

Объективными экономическими условиями разработки грамотных управленческих решений являются:

  • знание реальных тенденций развития управляемого объекта;
  • владение методами положительного использования складывающихся тенденций на деятельность предприятия;
  • ориентация в общих целях развития экономики страны в целом;
  • определение задач, вытекающих из этих целей, для управляемого объекта;
  • четкое представление о состоянии объекта, внешней среды (ближайшего окружения), тенденциях их развития;
  • владение набором методов перевода управляемого объ­екта из фактического состояния в желаемое и придания ему необходимых направлений развития;
  • умение своевременно реагировать на изменяющуюся об­становку и новые задачи, выдвигаемые рынком, экономической политикой государства.

Для соблюдения указанных условий руководитель должен располагать информацией, которая поступает от разных источ­ников - внутренних и внешних, приобретается в ходе обучения и переподготовки, накопления опыта. Однако и при хорошо ор­ганизованном информационном обеспечении принимаются как правильные, так и ошибочные решения.

Повышению их качества способствует предварительное продумывание следующих организационных вопросов:

  • где и кто принимает решение;
  • типы принимаемых решений на различных уровнях;
  • время, необходимое для принятия решений после полу­чения информации;
  • система оформления и передачи решения;
  • система контроля исполнения принятых решений и про­верка их фактической эффективности.

Кто и где должен принимать решения, зависит от сущест­вующих прерогатив отдельных подразделений в аппарате управления. Общим правилом при этом является то, что реше­ние должно приниматься в том звене управления, в компетен­цию которого входит данный круг вопросов (его выполнение).

Для руководителей разного уровня характерен определенный тип принимаемых решений. Так, чем ближе руководитель к произ­водству и меньше масштабы его работы, тем больше доля опера­тивных решений, конкретнее адресность. К таким руководителям относятся мастера цеха, участков. Генеральный директор корпора­ции занимается разработкой перспективных решений:

  • определение путей развития;
  • внедрение новой техники и технологии;
  • освоение новой продукции;
  • выявление емкости рынка;
  • определение тенденции развития отраслей, потребля­ющих продукцию;
  • возможность выхода на мировой рынок и т.д.

Масштабы его распоряжений распространяются на корпо­рацию в целом, удельный вес оперативных решений незначите­лен, преобладает доля стратегических решений.

В процессе работы важно критически осмысливать ранее выдвинутую цель, хотя постоянная изменчивость цели недопус­тима.

Руководитель должен принимать решение с учетом влияния внешних (меняющихся условий снабжения, сбыта) и внутренних факторов (перемены в личном составе, возникшие затруднения структурного характера).

Период времени решений отличается для мер различного масштаба. Оперативные решения должны приниматься в самые короткие сроки, иногда мгновенно (например, диспетчером электросети). По перспективным вопросам торопливость приня­тия решений недопустима, так как необходимо:

  • взвешивание всех обстоятельств в настоящее время и в дальнейшем;
  • сбор дополнительной информации, проведение специ­альных исследований;
  • формулирование конечного решения и путей его дости­жения;
  • определение содержания и графика работы, связанной с принятием решения.

В процессе осуществления решения приходится возвра­щаться к оценке его эффективности, поскольку со временем оно может стать не бесспорным и даже превратиться в свою противоположность.

В ходе реализации решения устанавливаются средства кон­троля за ходом его осуществления, продумывается частота кон­трольных операций и их содержание. Формами контроля могут быть отчеты, оперативная информация, автоматическая сигна­лизация, сводки, документы и др.

Нетрудно согласиться, что факторов, влияющих на качест­венный уровень управленческих решений, может быть множест­во. Условно их можно разделить на две группы:

  • ситуационного характера, связанные с осознанием про­блемы, альтернатив ее решения и их последствий. К данной группе относится изучение ситуации, анализ и прогнозы, исполь­зуемые методы, организация управления на предприятии и др.;
  • поведенческого характера в процессе разработки реше­ний: мотивы, ценностные ориентации, уровень требований, го­товность идти на риск лиц, разрабатывающих и принимающих решения.

Факторы первой группы действуют на этапе, предшествую­щем принятию решений, и способствуют формулированию про­блемы. Факторы второй группы проявляются в поведении руко­водителя, его сотрудников в ходе разработки управленческих решений.