Экономическая модель поведения потребителей

 

Экономическая теория поведения потребителей предполагает доминирование на рынке рационального покупателя. Покупательское поведение обусловлено доходами людей, которые распределяют их в соответствии с личными представлениями о максимальной полезности и выгодности приобретаемых благ.

Каждый потребитель устанавливает свой порядок предпочтений по отношению к товарам, имеющимся на рынке. Предполагается, что поведение покупателя отличается «умом и сообразительностью», т.е. обладает свойствами рациональности и последовательности в совершаемых действиях.

В соответствии с данной моделью покупатель «безразличен» к выбору и сочетанию товаров, имеющих одинаковую полезность. Отказ от одного из товаров (например, при повышении цены) компенсируется потребителем путем замещения его другим товаром в другом количестве. Графически это отражается в виде кривой безразличия – графического отображения тех или иных равноценных для данного потребителя набора товаров. Множество кривых безразличия, каждая из которых представляет различный уровень полезности, составляет карту безразличия (рис.4.3).

Рис. 4.3. Карта безразличия

 

Бюджетная линия представляет собой прямую линию с отрицательным наклоном, графически отражающую множество наборов из двух товаров, требующих одинаковых затрат на их приобретение. При данном уровне цен потребитель предпочитает максимальный уровень удовлетворения своих потребностей из предложенного набора. Точка равновесия – это точка касания бюджетной линии с кривой безразличия, отражающая максимально возможную полезность при данном ограниченном доходе (точка Х) (рис.4.4).

Реакция потребителя на изменение цен в экономической модели поведения потребителей называется эффектом замещения. Эффект замещения – это сохранение достигнутого уровня потребления с изменением цен при неизменном уровне дохода. При эффекте замещения бюджетная линия меняет угол наклона (рис.4.5). Снижение цены на товар А приведет к перемещению точки 1 бюджетной линии к точке 2 и смещению точки равновесия от Х1до Х2.

 

Рис.4.4. Точка равновесия

 

 

Рис.4.5. Эффект замещения при снижении цены на товар А

 

Эффект дохода – изменение достигнутого уровня потребления с изменением дохода при неизменных ценах. В этом случае происходит параллельное перемещение бюджетной линии (1) на более высокий уровень потребления (2) при возросшем доходе и на более низкий уровень потребления при снижении дохода (рис.4.6).

 

Рис.4.6.Эффект дохода

 

Согласно экономической модели покупательского поведения потребитель стремится:

- максимизировать полезность товаров, приобретаемых на свой доход;

- руководствоваться собственными представлениями о полезности товаров и предпочтении при их выборе;

- осуществлять расходы в пределах собственного потребительского бюджета с учетом рыночных цен на приобретаемые товары.

Согласно экономической модели можно сформулировать правило покупательского поведения: при предложенном рынком уровне цен задается бюджетное ограничение каждого потребителя, которое в сочетании с порядком его предпочтений определяет количество приобретаемых товаров.

Ценность экономической теории покупательского поведения состоит в ее логической последовательности и аргументации, основанной на здравом смысле. Хотя такой подход и оправдывает себя на многих рынках, но далеко не всегда объясняет поведение потребителей. В частности есть много примеров, когда спрос на товар растет несмотря на повышение цены.

 

1.Модель покупательского поведения.. 1

2.Характеристики покупателя.. 2

3.Факторы культурного уровня.. 3

4.Факторы социального порядка.. 5

5.Факторы личного порядка. 7

6.Факторы психологического порядка: МОТИВАЦИЯ. 9

7.Факторы психологического порядка: ВОСПРИЯТИЕ. 11

8.Факторы психологического порядка :УСВОЕНИЕ, УБЕЖДЕНИЯ И ОТНОШЕНИЯ.. 13

9.Процесс принятия решения о покупке: первый этап.. 15

10.Процесс принятия решения о покупке: второй этап.. 16

11.Процесс принятия решения о покупке: третий этап.. 18

12.Процесс принятия решения о покупке: четвертый и пятый этапы 19

13. Принятие решения о покупке товара-новинки.. 22

14. Рынок товаров промышленного назначения.. 25

15. Основные виды ситуаций совершения закупок. 28

16. факторы, влияющие на покупателей товаров промышленного назначения.. 32

17. процесс принятия решения о закупках?. 34

18. Рынок промежуточных продавцов.. 38

19. Рынок государственных учреждений.. 40

20. Цели, задачи и принципы изучения потребителей.. 42

21.Принципы изучения потребителей.. 44

22. Развитие наук о поведении.. 46

23. Потребность как основополагающая категория маркетинга 49

24 Иерархия потребностей по Маслоу.. 51

25 Матрица потребностей.. 52

26.Стадии процесса исследования ПП.. 56

27.Наблюдение. 58

28. Подходы к изучению поведения потребителей.. 59

29 Экономическая модель поведения потребителей.. 61