Методология научного познания.
Термин «методология» в буквальном смысле означает учение о методах познания (лат. logos - наука, знание, метод-путь, направление познания).
В литературных источниках встречаются различные толкования понятия «методология»:
§ как наиболее общего (философского) метода познания;
§ как системы методов, которые используются той или иной наукой;
§ как особой отрасли знаний, призванной служить своеобразным источником, откуда другие конкретные науки заимствуют методы исследований;
§ как философского учения о методах познания и практики.
Следовательно, методология научного познания изучает методы научного исследования. С философской точки зрения, методология это учение о методах познания и преобразования действительности, применения принципов мировоззрения к процессу познания, духовному творчеству и практике.
Для конкретных наук методология познания (исследования) является совокупностью методов и средств, направленных на решение поставленных проблем.
Методология реализует три функции:
§ получение и создание нового знания;
§ преобразование этого знания в виде новых понятий, категорий, законов, гипотез, идей, теорий;
§ организация использования новых знаний в практической деятельности.
В литературе выделяют следующие принципы методологии познания.
Принцип единства теории и практики означает, что они являются неразрывно связанными и взаимообуславливающими друг друга сторонами человеческой деятельности.
Принцип определенности требует полного и всестороннего отражения наиболее существенных сторон и закономерностей объективных процессов, конкретного исторического подхода к их оценке.
Принцип конкретности означает, что отражение действительности в мышлении истинно - только если оно конкретно.
Принцип познаваемости означает, что объективный мир, существующий вне и независимо от нас, может быть познан, так как нет принципиальных препятствий для того, чтобы в ходе деятельности человек мог освоить внешний мир.
Принцип подчиненности состоит в утверждении объективной закономерности обусловленности одного явления другим и требует учета многообразия отношений и связей.
Сущность принципа развития в том, что формирование научного знания происходит при полном и всестороннем отражении процессов становления развития объекта познания, его противоречий, количественных и качественных изменений и их взаимного перехода.
Принцип объективности требует рассмотрения процессов, явлений, вещей такими, какими они есть, без предвзятости, во всем многообразии их сторон, связей, отношений.