Государство и гражданское общество

 

Понятие «гражданское общество», как правило, используется в сопоставлении с понятием государства. По замечанию И. Изензее, «государство существует в виде того, что противостоит обществу». Понятия «государство» и «гражданское общество» отражают различные стороны жизни общества, противостоящие друг другу. Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. Оно предстаёт в виде социального, экономического и культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор. По определению Ж.-Л. Кермонна, «гражданское общество слагается из множественности межличностных отношений и социальных сил, которые объединяют составляющих данное общество мужчин и женщин без непосредственного вмешательства и помощи государства». Государство, напротив, представляет собой пространство тотально регламентированных взаимоотношений политически организованных субъектов: государственных структур и примыкающих к ним политических партий, групп давления и т.д.

Гражданское общество и государство взаимодополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества невозможно построение правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны создавать наиболее рациональные формы человеческого общежития. Если гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей, то государство призвано противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечивать условия для реализации прав и свобод автономной личности. В реальной жизни общества разделение гражданского общества и государства достаточно условно, но в науке оно необходимо для того, чтобы понять механизмы общественной жизни, степень свободы и несвободы индивидов, уровень политического развития.

Обязательным условием возникновения гражданского общества является появление возможности у всех граждан экономической самостоятельности на базе частной собственности.Важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества являются ликвидация сословных привилегий и возрастание значения человеческой личности, человека, который превращается из подданного в гражданина с равными юридическими правами со всеми другими гражданами. Политическим фундаментом гражданского общества служит правовое государство, которое обеспечивает права и свободы личности. В этих условиях поведение человека определяется его собственными интересами и на него ложится ответственность за все действия. Такая личность превыше всего ставит собственную свободу, уважая вместе с тем и законные интересы других людей.

Основная функция гражданского общества – наиболее полное удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей его членов. Удовлетворению их служат такие институты гражданского общества, как церковь, объединения, клубы, союзы, ассоциации, которые не являются органами государственного управления.

Существуют два типа гражданского общества. Первый - недемократический, тоталитарный - характеризуется полным преобладанием государства и в целом существующей политической системы над гражданским обществом. Второй тип – демократический – по всем параметрам противоположен первому. Роль политической системы здесь ограничена, гражданское общество играет значительную роль.

Критерии дифференциации государств: формы правления, национально-территориальная организация, выполняемые функции

Формы правления – это способ организации высшей государственной власти и система её взаимоотношений с населением. Различают такие формы правления в современных государствах, как монархия и республика.

Монархия – формальным источником власти здесь выступает монарх. Власть передаётся по наследству и не является производной от какого-либо органа или населения. Монархии бывают абсолютные и конституционные. При абсолютной монархии власть сосредоточена в руках монарха. В настоящее время абсолютных монархий среди цивилизованных стран осталось немного (Саудовская Аравия и ряд др.). Конституционных монархий, в том числе и на территории Европы, существует немало: Испания, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Великобритания, Дания и др. Отличительный признак конституционной монархии – весьма ограниченная, а то и просто номинальная власть монарха. Монарх (Король, принц) выполняет в основном представительские функции, является символом нации. Конституционная монархия сегодня – это не только дань многовековым традициям, но и нередко достаточно эффективный способ сплочения нации. Монархия – весьма устойчивая форма правления.

Республика - сегодня более распространённая, чем монархия, форма государственного правления. Формальным источником власти является воля народного большинства. Глава государства сменяем. Его власть производна от населения или от представительного органа власти. В зависимости от того, кто в конечном счёте руководит страной – президент (одно лицо, избранное на данный пост населением страны) или парламент (коллективный орган, также выбираемый население), различают республики парламентские и президентские.

В президентской республике верховная власть принадлежит президенту, который самостоятельно формирует правительство, является главой государства и исполнительной власти. Он имеет право вето на законопроекты, принятые парламентом, не может быть досрочно переизбран без чрезвычайных обстоятельств.

В парламентской республике реальная власть принадлежит парламенту. Он назначает подотчётное ему правительство. Правительство формируется из представителей партии (партий), получившей большинство в парламенте. Исполнительная власть сосредоточивается в руках премьер-министра (председательства правительства). В большинстве парламентских республик существует также и пост президента страны, избираемого зачастую не населением непосредственно, а парламентских республиках президент наделён лишь весьма ограниченным кругом полномочий, в основном это представительские функции и обязанность подписания законов страны.

Под государственным устройством понимается внутритерриториальная организация (структура) государства. В настоящее время встречаются следующие формы государственного устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация.

Унитарное государство – единое государственное образование, разделённое на административно-территориальные единицы, имеющие одинаковый юридический статус и не обладающие политической самостоятельностью. Для него характерно наличие единых представительных, исполнительных и судебных органов власти, единое гражданство и единая правовая система. Административно-территориальные единицы, однако, самостоятельны в хозяйственной, социальной и культурной сферах. Унитарными государствами являются, например, Франция, Польша, Португалия и др.

Федерация – союзное государство, в которое входят составные единицы (республики, земли, штаты, кантоны и т.п.), наделённые определёнными, иногда весьма ощутимыми правами, сопоставляемыми с правами центра. Для федерации характерно наличие двух уровней власти (федеральной и местной), а также двойной правовой системы, двухпалатного парламента, представляющего (попалатно) интересы субъектов федерации и общенациональные интересы в целом. Субъекты федерации, как правило, лишён политического суверенитета, то есть права самостоятельного выхода из состава федерации.

Образование единиц федерации может осуществляться как по административному принципу (США, ФРГ), так и по национальному (Россия, Югославия, Индия). История показывает, что федеративное устройство государств, сформированное по национальному признаку. Часто оказывается весьма неустойчивым. Здесь очень сильны центробежные тенденции. Построенная таким образом федерация способна разрушиться, как только ослабевает власть центра или скрепляющая общество идеология.

Конфедерация – государственное правовое объединение (союз) юридически независимых государств. Цель подобного объединения – проведение единой политики, решение совместных задач в области экономики, обороны, транспорта и т.п. Для проведения согласованной политики создаются совместные органы управления. Однако решения данных органов вступают в силу только после утверждения их парламентами государств, сходящих в состав конфедерации. Страны такого союза – самостоятельные субъекты международного права.

В современной истории примеров конфедерации немного. Среди них – ОАР (Объединенная Арабская Республика – союз Сирии и Египта, 1958-1961 гг.), Сенегамбия (Сенегал и Гамбия, 1982-1989 гг.) и некоторые другие. Швейцарская конфедерация фактически является федерацией. Так как кантоны Швейцарии добровольно передали функции обороны, дипломатического представительства и другие в ведение центральных органов этого государства.

Конфедерация, пожалуй, - самая неустойчивая из всех форм государственного устройства в силу слабого характера взаимосвязей и отсутствия сколько-нибудь серьёзной ответственности сторон за самостоятельные действия, а также возможность в любой момент выхода из состава конфедеративного союза.