Тема 4. Логический аппарат исследования система управления

«Логика — необходимый инструмент, освобождаю­щий от лишних, ненужных запоминаний, помогающий найти в массе информации то ценное, что нужно чело­веку. Она нужна любому специалисту, будь он матема­тик, медик, биолог, экономист, управленец, юрист...» — так писал известный физиолог академик Анохин.

Менеджеру для осуществления управленческой деятельности постоянно необходима способность осуществлять переход от использования имеющегося зна­ния к созданию нового на основе рефлексии, понимания, коммуникации и мышления.

Под процессом мышления понимается процесс аналитико-синтетической деятельности человеческого мозга, который проходит через три взаимосвязанные стадии: созерцание, научную абстракцию, формирова­ние новых практических предложений и умозаключений [19]. Но необходимо заметить, что процесс мыш­ления опирается на определенный объем знаний.

Место знания и мышления в менеджменте может быть определено только в том случае, если будут полу­чены ответы на два вопроса:

— какие виды действий менеджера опираются на его наличное знание и какие требуют рефлек­сии, понимания, коммуникации и логического мышления как особых интеллектуальных про­цессов, проблематизирующих существующее и создающих новое знание?

— какова структура деятельности менеджера в различных ситуациях и возможно ли выделить некоторые классы ситуаций, предъявляющих разные требования к интеллектуальной «осна­щенности» менеджера?

Что значит мыслить логично? Мыслить логично — это значит мыслить точно и последовательно, не допус­кать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскры­вать логические ошибки.

Мышление может быть дивергентным и конвер­гентным. Дивергентное мышление — расходящееся мышление (способность менеджера посмотреть на проблему широко, охватив, по возможности, макси­мальное количество вариантов). Конвергентное мыш­ление — сходящееся мышление (сужение границ рас­сматриваемой ситуации, выбор из большого количества вариантов одного или нескольких). Конвергентное мышление организовать проще.

Мышление также может быть вертикальным (тра­диционным) и латеральным. Под латеральным мышле­нием понимается процесс обработки информации, способствующий активизации творческих способнос­тей и интуиции. Рассматриваемые способы мышления имеют коренные отличия, которые состоят в следую­щем. При вертикальном мышлении человек продвига­ется вперед, делая последовательные шаги, каждый из которых должен быть оправдан. При латеральном же мышлении человек использует поступающую инфор­мацию не ради нее самой, а ради результата, который она может принести. Для латерального мышления ха- рактерна созидательность, а для вертикального — из­бирательность. Латеральное мышление не подменяет вертикальное: необходимы оба, так как они дополняют друг друга. Латеральное мышление расширяет возмож­ности вертикального мышления. Вертикальное мышле­ние развивает идеи, рожденные при латеральном мышлении.

К логическому аппарату исследования систем уп­равления относятся формы мышления (понятие, суж­дение, умозаключение) и логические реальности (воп­рос, гипотеза, доказательство, классификация). Связь между формами мышления и языковой формой их выражения представлена на рис. 15.

 

 

Рис. 15. Взаимосвязь форм мышления с их языковым представлением

Основными свойствами логического мышления являются определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность. На этих свойствах строятся законы логики: закон тождества «Любая мысль в процессе рассуждения должна иметь опреде­ленное, устойчивое содержание», закон непротиворе­чия «Два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере одно из них необходимо ложно», закон исключенного третьего «Два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них необходимо ис­тинно» и закон достаточного основания «Всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное ос­нование» .

Представленные законы играют достаточно важную роль в исследованиях систем управления. Например,

 

сознательное использование закона непротиворечия помогает обнаружить и устранить противоречия в своих и чужих рассуждениях, что важно при определении концепции проведения исследования, формирования алгоритма обследования и т. п.; во всех случаях, когда управленец (исследователь, аналитик) что-либо утверж­дает, убеждает в чем-либо других, когда он должен дока­зать собственное суждение, то есть привести достаточ­ные основания, подтверждающие истинность его мыс­лей, налицо применение закона достаточного основания.