Тема 4. Логический аппарат исследования система управления
«Логика — необходимый инструмент, освобождающий от лишних, ненужных запоминаний, помогающий найти в массе информации то ценное, что нужно человеку. Она нужна любому специалисту, будь он математик, медик, биолог, экономист, управленец, юрист...» — так писал известный физиолог академик Анохин.
Менеджеру для осуществления управленческой деятельности постоянно необходима способность осуществлять переход от использования имеющегося знания к созданию нового на основе рефлексии, понимания, коммуникации и мышления.
Под процессом мышления понимается процесс аналитико-синтетической деятельности человеческого мозга, который проходит через три взаимосвязанные стадии: созерцание, научную абстракцию, формирование новых практических предложений и умозаключений [19]. Но необходимо заметить, что процесс мышления опирается на определенный объем знаний.
Место знания и мышления в менеджменте может быть определено только в том случае, если будут получены ответы на два вопроса:
— какие виды действий менеджера опираются на его наличное знание и какие требуют рефлексии, понимания, коммуникации и логического мышления как особых интеллектуальных процессов, проблематизирующих существующее и создающих новое знание?
— какова структура деятельности менеджера в различных ситуациях и возможно ли выделить некоторые классы ситуаций, предъявляющих разные требования к интеллектуальной «оснащенности» менеджера?
Что значит мыслить логично? Мыслить логично — это значит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки.
Мышление может быть дивергентным и конвергентным. Дивергентное мышление — расходящееся мышление (способность менеджера посмотреть на проблему широко, охватив, по возможности, максимальное количество вариантов). Конвергентное мышление — сходящееся мышление (сужение границ рассматриваемой ситуации, выбор из большого количества вариантов одного или нескольких). Конвергентное мышление организовать проще.
Мышление также может быть вертикальным (традиционным) и латеральным. Под латеральным мышлением понимается процесс обработки информации, способствующий активизации творческих способностей и интуиции. Рассматриваемые способы мышления имеют коренные отличия, которые состоят в следующем. При вертикальном мышлении человек продвигается вперед, делая последовательные шаги, каждый из которых должен быть оправдан. При латеральном же мышлении человек использует поступающую информацию не ради нее самой, а ради результата, который она может принести. Для латерального мышления ха- рактерна созидательность, а для вертикального — избирательность. Латеральное мышление не подменяет вертикальное: необходимы оба, так как они дополняют друг друга. Латеральное мышление расширяет возможности вертикального мышления. Вертикальное мышление развивает идеи, рожденные при латеральном мышлении.
К логическому аппарату исследования систем управления относятся формы мышления (понятие, суждение, умозаключение) и логические реальности (вопрос, гипотеза, доказательство, классификация). Связь между формами мышления и языковой формой их выражения представлена на рис. 15.
Рис. 15. Взаимосвязь форм мышления с их языковым представлением
Основными свойствами логического мышления являются определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность. На этих свойствах строятся законы логики: закон тождества «Любая мысль в процессе рассуждения должна иметь определенное, устойчивое содержание», закон непротиворечия «Два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере одно из них необходимо ложно», закон исключенного третьего «Два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно» и закон достаточного основания «Всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание» .
Представленные законы играют достаточно важную роль в исследованиях систем управления. Например,
сознательное использование закона непротиворечия помогает обнаружить и устранить противоречия в своих и чужих рассуждениях, что важно при определении концепции проведения исследования, формирования алгоритма обследования и т. п.; во всех случаях, когда управленец (исследователь, аналитик) что-либо утверждает, убеждает в чем-либо других, когда он должен доказать собственное суждение, то есть привести достаточные основания, подтверждающие истинность его мыслей, налицо применение закона достаточного основания.