Карл Маркс (1818 – 1883 г.г.) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895 г.г.) создали учение, которое получило название диалектический материализм.

Философские понятия и построения марксизма во многом продолжают традиции классической немецкой философии, прежде всего объективного идеализма Гегеля и антропологического материализма Фейербаха.

Маркс и Энгельс выступили с критикой предшествующего материализма, в частности фейербаховского, поскольку тот опирался на метафизический и механистический способ видения мира и не воспринял рационального зерна гегелевской диалектики. В своих работах они опирались на диалектику Гегеля, однако, их диалектика принципиально отличалась от гегелевской. У Маркса идея (идеальное) есть отражение материального, а у Гегеля же развитие вещей есть следствие саморазвития понятий. У Гегеля диалектика носила ретроспективный характер – она направлена на объяснение прошлого, но останавливалась на настоящем и не могла рассматриваться как метод познания и объяснения будущего. Противоположности гегелевской диалектики примиряются в высшем единстве (синтезе), у Маркса они вечно пребывают в противоречиях, которые лишь сменяют друг друга.

Поэтому диалектика марксизма носила материалистический характер, а учение получило название диалектический материализм. Сама диалектика наполнилась новым содержанием. Она стала пониматься как наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления.

Философия Маркса и Энгельса по сравнению с предшествующим материализмом, например, материализмом Фейербаха, – последовательный материализм: материалистические идеи были распространены и на общество. В отличие от предшествующего материализма, который в соотношении материального и идеального делал упор на материальные объекты природы, Маркс расширил сферу материального. Он внес в нее кроме материальных объектов материальную деятельность человека (практику), а также материальные отношения, прежде всего производственные отношения. Понятие практики как активной, преобразующей мир деятельности человека было внесено именно марксизмом. В предшествующем же материализме отношение субъекта и объекта рассматривались таким образом, что субъекту отводилась роль созерцателя созданных природой объектов.

В этой связи Маркс проводил мысль о том, что нельзя изменить мир посредством сознания, идей, поскольку реальные интересы людей порождаются их бытием, в процессе их реальной жизни. Маркс ввел в философию сферу практически – преобразовательной деятельности людей, которой раньше философы не интересовались. Практическая деятельность, т.е. переработка природных предметов для нужных человеку материальных благ, а также интеллектуальная практика, духовная деятельность, практическая борьба за улучшение жизни человека являются важными видами деятельности, от которых зависят все остальные.

Марксистская философия отошла от классического понимания предмета философии и объяснения взаимодействия философии и конкретных наук. С точки зрения Маркса и Энгельса, философия не «наука наук», она не должна стоять над прочими науками. История показала, что как только перед конкретными науками встала задача, выяснить свое место в иерархии наук, определить свой предмет исследования, философия как особая наука, как «сверхнаука» оказалась излишней. Философия имеет свой предмет познания, и по отношению к конкретным наукам выполняет лишь определенные функции, главные из них – мировоззренческая и методологическая.

В ином ключе марксизм давал и понимание человека. Прежние теории, подчеркивая либо прирдную, либо духовную сущность человека, рассматривали его как исключительно абстрактное существо. Маркс же говорил, что человек конкретен, т.к. его жизнедеятельность протекает всегда в конкретно – исторических условиях. При этом человек понимался прежде всего как существо социальное, поскольку его формирование обусловлено включенностью в общественные отношения. По Марксу, человек – это «ансамбль обшественных отношений». Выделяя деятельностную сущность человека, марксизм особую роль отводил взаимоотношению человека с природой как основе других взаимоотношений в обществе.

Онтология марксизма построена на признании первичности материи и ее развития. Проблемы онтологии были изложены главным образом в работах Энгельса «Диалектика природы» и «Анти – Дюринг». Раскрывая единство мира, Энгельс обосновывал положение, что единство мира состоит в его материальности, что доказывается всем историческим развитием естествознания и философии. Диалектико – материалистическое решение этого вопроса состоит в признании того, что мир есть единый материальный процесс и что все многообразные предметы и явления мира это разные формы движения материи. По мнению Энгельса, материальность мира доказывается развитием естествознания.

В произведениях Маркса и Энгельса подчеркивалась неразрывность материи и движения: движение понималось как атрибут материи. Метафизический материализм не мог объяснить внутренней связи материи и движения, отсюда – вопрос о соотношении движения и покоя. Опираясь на диалектику, марксистская философия проводила взгляд на мир как на единство многообразных форм движения материи. Покой имеет место лишь в отношении к той или иной определенной форме движения. Если допустить, что материя находится вне движения, вне изменения, то значит допускать некое неизменное, абсолютно бескачественное состояние материи. Важное значение имели положения Энгельса по вопросам о формах движения, о взаимопереходе различных форм друг в друга. Отдельные естественные науки (механика, физика, химия, биология) изучают, по его мнению, отдельные формы движения материи. Тем самым Знгельс дал классификацию наук уже в новых условиях развития науки. Перходы форм движения друг в друга совершаются естественным путем.лассификацию наук уже в новых условиях развития науки. Перходы форм движения друг в друга с mmmm Далее Энгельс подчеркивал, что движение, изменение не может происходить иначе, как в пространстве и во времени – вне пространства и времени оно бессмысленно. Проблему пространства и времени в «Анти – Дюринге» он обосновывал положением о единстве пространства и времени. Он считал, что если исходить из вневременного существования, то значит говорить о неизменном состоянии вселенной, что противоречит науке. Как и понятие о материи вообще (материи как таковой) отражает реально существующие свойства вещей, так и понятия движения, пространства и времени как таковые отражают свойства вещей. Общее не существует вне отдельного.

Из того, что время и пространство являются формами существования материи, вытекает положение о бесконечности мира во времени и пространстве. Мир не имеет ни начала ни конца.

Разрабатывая идеи диалектики, марксизм взял за основу диалектику Гегеля, однако, исключив из нее идеализм. Так, рассматривая процесс развития и выделяя три основных закона, он наполнил их качественно другим содержанием: они присущи не абсолютной идее (как у Гегеля), а самому материальному миру. Закон перехода количества в качество и обратно, закон взаимного проникновения противоположностей (единство и борьба противоположностей) и закон отрицания отрицания раскрывают процесс развития природы, общества и мышления. Маркс и Энгельс видели свою задачу в том, чтобы законы, категории диалектики найти в самой действительности, из нее их вывести.

Онтологические позиции марксизма нашли свое выражение в его гнсеологии. Анализируя процесс познания как процесс отражения действительности, учение исходило из первичности материального и его определяющей роли в содержании знания. Но в отличие от предшествующего материализма марксизм подчеркивал, что к процессу познания следует подходить диалектически, рассматривая его в развитии. Исследование объективной реальности явлений природы должно сочетаться с раскрытием их противоречивости, изменчивости, взаимной связи и взаимообусловленности. В работах Маркса «Немецкая идеология», «Тезисы о Фейербахе» и в работах Энгельса «Диалектика природы», «Анти – Дюринг» подчеркивалась неограниченность познания и в то же время его социокультурная ограниченность, поскольку каждый этап познания зависим от исторических условий. Поэтому существование «вечных истин» глубоко сомнительно. Познавая конечное, преходящее, мы вместе с тем познаем бесконечное, вечное. Истина возможна лишь в определенных познавательных и исторических рамках.

С введением Марксом понятия практики во многом поменялось представление о познании. В деятельностной концепции Маркса делался акцент на том, что познание – это прежде всего коллективная, общественная деятельность, а не индивидуальная. Познавая, человек опирается на те знания, способы и методы, которые ему дала та или иная культура и уровень развития общества. Кроме того, познавательная деятельность не изолирована от материальной деятельности, они принадлежат единой системе деятельности и взаимовлияют друг на друга. Поэтому факторы материального порядка обусловливают и субъект, и объект познания, методологию познания и выступают критерием истины. С другой стороны, познавательная деятельность также оказывает влияние на материальную, развивая ее и одновременно стимулируя собственное развитие.

Учение марксизма о человеке и обществе получило название исторический материализм, задачей которого было вскрыть законы общественного развития, наличие которых в предшествующем материализме не признавалось. Исходный пункт рассуждений Маркса и Энгельса – вопрос об отношении между общественным бытием и общественным сознанием людей. Маркс писал, что не сознание людей определяет их бытие, а общественное бытие определяет их сознание. Выделив материальную жизнь как первооснову общества, он заключил, что история человечества – это естественно – исторический процесс. Иначе говоря, развитие общества как и природы протекает на основе объективных закономерностей, которые отличаются от природных тем, что действуют, проходя через сознание людей. В частности, одна из закономерностей – определяющая роль производства в общественной жизни. Как считал Маркс, материальное производство не является чем – то внешним по отношению к духовной жизни людей, оно создает не только предметы потребления, но и порождает определенные экономические отношения , которые обусловливают сознание людей, их религию, мораль, искусство. Именно материальному производству марксизм отводил главную роль в механизме развития общества: противоречия между производительными силами и производственными отношениями привдят к классовым конфликтам и далее – к социальной революции.

Структура общества представлена основными элементам – базисом и надстройкой. Базис (экономические отношения) определяет надстройку (политические, юридические и другие учреждения и связанные с ними формы общественного сознания). Надстройка оказывает обратное влияние. Единство базиса и надстройки Маркс обозначил как общественно – экономическая формация. Формация понималась в качестве общества на определенной стадии развития, так что развитие общества, с этой точки зрения, есть переход от одной формации к другой – более высокой по уровню. Необходимым результатом этого движения является коммунизм. Коммунизм – это высшая цель общества, свободного от эксплуатации человека человеком, поэтому марксизм стал иделогией пролетариата, программой его борьбы.