Философия как мировоззрение 6 страница
Вопрос 36. Философия Иммануила Канта
1. Основоположником немецкого классического идеализма считается Иммануил Кант
(1724 - 1804) - немецкий (прусский) философ, профессор Кенигсберского
университета.
Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода:
• докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.);
• критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.).
В течение докритического периода философский интерес И. Канта был направлен на
проблемы естествознания и природы.
В более поздний, критический период интерес Канта сместился на вопросы
деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики,
этики, социальной философии. Свое наименование критический период получил в
связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных философских
произведений Канта:
• "Критика чистого разума";
• "Критика практического разума";
• "Критика способности суждения".
2. Важнейшими проблемами философских исследований Канта докритического периода
были проблемы бытия, природы, естествознания. Новаторство Канта при
исследовании данных проблем заключается в том, что он был одним из первых
философов, который, рассматривая данные проблемы, большое внимание уделил
проблеме развития.
Философские выводы Канта были революционными для его эпохи:
• Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в
космосе частиц материи в результате
107
вращения данного облака, которое стало возможным благодаря движению и
взаимодействию (притяжению, отталкиванию, столкновению) составлявших его
частиц.
• природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и
неизменна;
• природа находится в постоянном изменении и развитии;
• движение и покой относительны;
• все живое на земле, в том числе и человек, — результат естественной
биологической эволюции.
В то же время идеи Канта несут в себе отпечаток мировоззрения того времени:
• механические законы изначально не заложены в материи, а имеют свою внешнюю
причину;
• данной внешней причиной (первоначалом) является Бог. Несмотря на это,
современники Канта считали, что его открытия (особенно о возникновении
Солнечной системы и биологической эволюции человека) по своей значимости
соизмеримы с открытием Коперника (вращение Земли вокруг Солнца).
3. В основе философских исследований Канта критического периода (начало 70-х гг.
XVIII в. и до 1804 г.) лежит проблема познания.
В своей книге "Критика чистого разума" Кант отстаивает идею агностицизма —
невозможности познания окружающей действительности.
Большинство философов до Канта видело в качестве главной причины трудностей
познания именно объект познавательной деятельности — бытие, окружающий мир,
который содержит в себе множество неразгаданных на протяжении тысячелетий тайн.
Кант же выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании
является не окружающая действительность — объект, а субъект познавательной
деятельности — человек, а точнее, его разум.
Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены (то
есть разум не может всего). Как только разум человека со своим арсеналом
познавательных средств пытается выйти за собственные рамки (возможности)
познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные неразрешимые
противоречия, которых Кантом было обнаружено четыре, Кант назвал антиномиями.
Первая антиномия - ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРОСТРАНСТВА
Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве.Мир не имеет начала
во времени и безграничен.
108
Вторая антиномия - ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ
Существуют только простые элементы и то, что состоит из простых. .В мире
нет ничего простого.
Третья антиномия - СВОБОДА И ПРИЧИННОСТЬ
Существует не только причинность по законам природы, но и свобода.Свободы
не существует. Все в мире совершается в силу строгой причинности по
законам природы.
Четвертая антиномия - НАЛИЧИЕ БОГА
Есть Бог - безусловно необходимое существо, причина всего сущего.Бога нет.
Нет никакого абсолютно необходимого существа - причины всего сущего.
С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных
положения антиномий — разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, -
доказательство наличия границ познавательных способностей разума.
Также в "Критике чистого разума" И. Кант классифицирует само знание как
результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих
знание:
• апостериорное знание;
• априорное знание;
• "вещь в себе".
Апостериорное знание — то знание, которое получает человек в результате опыта.
Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным, поскольку
каждое утверждение, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на
практике, и не всегда такое знание истинное. Например, человек из опыта знает,
что все металлы плавятся, однако теоретически могут встретиться металлы, не
подверженные плавлению; или "все лебеди белые", но иногда в природе могут
встретиться и черные, следовательно, опытное (эмпирическое, апостериорное)
знание может давать осечки, не обладает полной достоверностью и не может
претендовать на всеобщность.
Априорное знание — доопытное, то есть то, которое существует в разуме
изначально и не требует никакого опытного доказательства. Например: "Все тела
протяженные", "Человеческая жизнь протекает во времени", "Все тела имеют массу".
Любое из этих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опытной
проверкой, так и без нее. Нельзя, например, встретить тело, не имеющее размеров
или без массы, жизнь живого человека, протекающую вне времени. Только априорное
(доопытное) знание абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами
всеобщности и необходимости.
109
Следует оговориться: теория Канта об априорном (изначально истинном) знании
была полностью логичной в эпоху Канта, однако открытая А. Энштейном в середине
ХХ в. теория относительности поставила ее под сомнение.
"Вещь в себе" — одно из центральных понятий всей философии Канта. "Вещь в себе"
— это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.
4. Кант выделяет схему познавательного процесса, согласно которой:
• внешний мир первоначально осуществляет воздействие ("аффицирование") на
органы чувств человека;
• органы чувств человека принимают аффицированные образы внешнего мира в виде
ощущений;
• человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы,
ощущения в систему, в результате чего в человеческом разуме возникает целостная
картина окружающего мира;
• целостная картина окружающего мира, возникающая в разуме на основании
ощущений, есть всего лишь видимый разумом и чувствами образ внешнего мира,
который не имеет ничего общего с реальным миром;
• реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства, является "вещью в
себе" — субстанцией, которая абсолютно не может быть понята разумом;
• человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и
явлений окружающего мира — "вещей в себе", но не их внутреннюю сущность.
Таким образом, при познании разум наталкивается на две непроницаемые границы:
• собственные (внутренние для разума) границы, за которыми
возникают неразрешимые противоречия — антиномии;
• внешние границы - внутреннюю сущность вещей в себе.
5. Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы — образы от
непознаваемых "вещей в себе" — окружающего мира, также, по Канту, имеет свою
структуру, которая включает в себя:
• формы чувственности;
• формы рассудка;
• формы разума.
Чувственность — первый уровень сознания. Формы чувственности — пространство и
время. Благодаря чувственности сознание первоначально систематизирует ощущения,
размещая их в пространстве и времени.
110
Рассудок — следующий уровень сознания. Формы рассудка — категории — предельно
общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и
систематизация первоначальных ощущений, размещенных в "системе координат"
пространства и времени. (Примеры категорий — количество, качество,
возможность, невозможность, необходимость и т. д.)
Разум - высший уровень сознания. Формами разума являются окончательные высшие
идеи, например: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др.
Философия, по Канту, является наукой о данных (высших) идеях. 6. Большая заслуга
Канта перед философией в том, что им было выдвинуто учение о категориях (в
переводе с греческого — высказываниях) - предельно общих понятиях, с помощью
которых можно описать и к которым можно свести все сущее. (То есть нет таких
вещей или явлений окружающего мира, которые не обладали бы признаками,
характеризуемыми данными категориями.) Таких категорий Кант выделяет двенадцать
и делит их на четыре класса по три в каждом.
Данными классами являются:
• количество;
• качество;
• отношение;
• модальность.
(То есть все в мире обладает количеством, качеством, отношениями,
модальностью.)
Сами категории:
• количества — единство, множество, цельность;
• качества — реальность, отрицание, ограничение;
• отношения - субстанциональность (присущность) и акциденция
(самостоятельность); причина и следствие; взаимодействие;
• модальность — возможность и невозможность, существование и несуществование,
необходимость и случайность.
Система категорий также имеет свою внутреннюю структуру:
первые две категории каждого из четырех классов — противоположные
характеристики свойства класса, третьи — их синтез. Например, крайними
противоположными характеристиками количества являются единство и множество, их
синтезом - цельность; качества - реальность и отрицание (нереальность), их
синтез -ограничение и т. д.
Согласно Канту с помощью категорий — предельно общих характеристик всего сущего
— рассудок осуществляет свою деятельность: располагает по "полочкам разума"
хаос первоначальных ощущений, благодаря чему является возможной упорядоченная
мыслительная деятельность.
111
7. Наряду с "чистым разумом" — сознанием, осуществляющим мыслительную
деятельность и познание, Кант выделяет "практический разум", под которым
понимает нравственность и также подвергает его критике в своем другом ключевом
произведении — "Критика практического разума".
Главные вопросы "Критики практического разума":
• Какой должна быть мораль?
• Что есть моральное (нравственное) поведение человека? Осмысливая данные
вопросы, Кант приходит к следующим
выводам:
• чистая нравственность — признанное всеми добродетельное общественное сознание,
которое отдельный индивид воспринимает как свое собственное;
• между чистой нравственностью и реальной жизнью (поступками, побуждениями,
интересами людей) существует сильное противоречие;
• мораль, поведение человека должны быть независимы от всяких внешних условий и
должны подчиняться только моральному закону.
И. Кант следующим образом сформулировал моральный закон, который имеет высший и
безусловный характер, и назвал его категорическим императивом: "Поступай так,
чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства".
В настоящее время моральный закон (категорический императив), сформулированный
Кантом, понимается следующим образом:
• человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех;
• человек должен относиться к другому человеку (как и он -мыслящему существу и
уникальной личности) только как к цели, а не как к средству.
8. В своей третьей книге критического периода — "Критика способности суждения"
— Кант выдвигает идею всеобщей целесообразности:
• целесообразности в эстетике (человек наделен способностями, которые должен
максимально успешно использовать в различных сферах жизни и культуры);
• целесообразности в природе (все в природе имеет свой смысл — в организации
живой природы, организации неживой природы, строении организмов, размножении,
развитии);
• целесообразности духа (наличие Бога).
9. Социально-политические взгляды И. Канта:
• философ считал, что человек наделен изначально злой природой;
• видел спасение человека в моральном воспитании и жестком следовании моральному
закону (категорическому императиву);
112
• был сторонником распространения демократии и правового порядка — во-первых, в
каждом отдельном обществе; во-вторых, в отношениях между государствами и
народами;
• осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступление человечества;
• считал, что в будущем неизбежно наступит "высший мир" — войны будут либо
запрещены правом, либо станут экономически невыгодными.
10. Историческое значение философии Канта в том, что им было:
• дано основанное на науке (механике Ньютона) объяснение возникновения Солнечной
системы (из вращающейся туманности разряженных в пространстве элементов);
• выдвинута идея о наличии границ познавательной способности разума человека
(антиномии, "вещи в себе");
• выведено двенадцать категорий - предельно общих понятий, которые составляют
каркас мышления;
• сформулирован категорический императив — моральный закон;
• выдвинута идея демократии и правового порядка как в каждом отдельном
обществе, так и в международных отношениях;
• осуждены войны, предсказан "вечный мир" в будущем, основанный на
экономической невыгодности войн и их правовом запрете.
Вопрос 37. Философия Гегеля
1. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 — 1831) — профессор Гейдельбергского, а
затем Берлинского университетов, был одним из самых авторитетных философов
своего времени как в Германии, так и в Европе, ярким представителем немецкого
классического идеализма.
Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были
выдвинуты и подробно разработаны:
• теория объективного идеализма (стержневым понятием которой является
абсолютная идея — Мировой дух);
• диалектика как всеобщий философский метод.
К важнейшим философским трудам Гегеля относятся:
• "Феноменология духа";
• "Наука логики";
• "Философия права".
2. Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля - отождествление бытия и
мышления. В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское
понятие — абсолютной идеи.
Абсолютная идея - это:
• единственно существующая подлинная реальность;
113
• первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений;
• Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.
Следующим ключевым онтологическим понятием философии Гегеля является
отчуждение.
Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего определенного, отчуждает себя в
виде:
• окружающего мира;
• природы;
• человека;
• а затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный
ход истории возвращается снова к самому себе: то есть происходит круговорот
Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсолютный) дух — отчуждение — окружающий
мир и человек — мышление и деятельность человека — реализация духом самого себя
через мышление и деятельность человека — возвращение Абсолютного духа к самому
себе. Само отчуждение включает в себя:
• творение материи из воздуха;
• сложные отношения между объектом (окружающим миром) и субъектом (человеком) —
через человеческую деятельность Мировой дух опредмечивает себя;
• искажение, неправильное понимание человеком окружающего мира.
Человек в онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он — носитель абсолютной
идеи. Сознание каждого человека — частица Мирового духа. Именно в человеке
абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер,
индивидуальность. Таким образом, человек есть "конечный дух" Мирового духа.
Через человека Мировой дух:
• проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов;
• целенаправленно и закономерно движется — действия, поступки человека, ход
истории;
• познает себя через познавательную деятельность человека;
• творит — в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной
человеком.
3. Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им
впервые было четко сформулировано понятие диалектики.
Диалектика, по Гегелю, — основополагающий закон развития и существования
Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики в том, что:
• все - Мировой дух, "конечный дух" — человек, предметы и явления окружающего
мира, процессы - содержит в себе противоположные начала (например, день и ночь,
тепло и холод,
114
молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т.
д.);
• данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии
по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и
взаимодействуют;
• единство и борьба противоположностей — основа развития и существования всего в
мире (то есть основа всеобщего существования и развития).
Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм:
• существует определенный тезис (утверждение, форма бытия);
• данному тезису всегда находится антитезис — его противоположность;
• в результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез —
новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более
высоком уровне развития;
• данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза
противоположных тезисов образуется тезис все более и более высокого уровня.
Например:
В качестве самого первого тезиса,- с которого начинается всеобщее развитие,
Гегель выделяет тезис "бытие" (то есть то, что существует). Его антитезис —
"небытие" ("абсолютное ничто"). Бытие и небытие дают синтез - "становление",
который
115
является новым тезисом. Далее развитие продолжается по восходящей линии по
указанной схеме.
По Гегелю, противоречие — не зло, а благо. Именно противоречия являются
движущей силой прогресса. Без наличия противоречий, их единства и борьбы
развитие невозможно. 4. В своих исследованиях Гегель стремится понять:
• философию природы;
• философию духа;
• философию истории;
• а значит, и их сущность.
Природу (окружающий мир) Гегель понимает как инобытие идеи (то есть антитезис
идеи, другую форму существования идеи). Дух, по Гегелю, имеет три разновидности:
• субъективный дух;
• объективный дух;
• абсолютный дух.
Субъективный дух — душа, сознание отдельного человека (так называемый "дух для
себя").
Объективный дух - следующая ступень духа, "дух общества в целом". Выражением
объектов нового духа является право — данный свыше, изначально существующий как
идея (поскольку свобода заложена в самом человеке) порядок взаимоотношений между
людьми. Право — реализованная идея свободы. Другим наряду с правом выражением
объективного духа являются нравственность, гражданское общество, государство.
Абсолютный дух — высшее проявление духа, вечно действительная истина.
Выражением Абсолютного духа являются:
• искусство;
• религия;
• философия.
Искусство — непосредственное отображение человеком абсолютной идеи. Среди
людей, согласно Гегелю, "увидеть" и отобразить абсолютную идею могут лишь
талантливые и гениальные люди, в силу этого они являются творцами искусства.
Религия — антитезис искусства. Если искусство — абсолютная идея, "увиденная"
гениальными людьми, то религия — абсолютная идея, открытая человеку Богом в
виде откровения.
Философия — синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания
абсолютной идеи. Это знание, данное Богом и в то же время понятое гениальными
людьми — философами. Философия — полное раскрытие всех истин, познания
Абсолютным духом самого себя ("мир, схваченный мыслью" —
116
по Гегелю), соединение начала абсолютной идеи с ее концом, высшее знание.
Согласно Гегелю предмет философии должен быть шире, чем это традиционно принято,
и должен включать в себя:
• философию природы;
• антропологию;
• психологию;
• логику;
• философию государства;
• философию гражданского общества;
• философию права;
• философию истории;
• диалектику — как истину всеобщих законов и принципов. История, по Гегелю,
процесс самореализации Абсолютного
духа. Поскольку Абсолютный дух включает в себя идею свободы, вся история есть
процесс завоевания человеком все большей и большей свободы. В этой связи Гегель
делит всю историю человечества на три больших эры:
• восточную;
• антично-средневековую;
• германскую.
Восточная эра (эпоха Древнего Египта, Китая и т. д.) — такой период истории,
когда в обществе осознает себя, пользуется свободой и всеми благами жизни лишь
один человек — фараон, китайский император и т. д., а все остальные являются
его рабами и слугами.
Антично-средневековая эра - период, когда себя стала осознавать уже группа
людей (глава государства, окружение, военачальники, аристократия, феодалы),
однако основная масса подавлена и не свободна, зависит от "верхушки" и служит
ей.
Германская эра — современная Гегелю эпоха, когда себя осознают и свободны все.
5. Можно также выделить следующие социально-политические взгляды Гегеля:
• государство — форма существования Бога в мире (по своей силе и "возможностям"
воплощенный Бог);
• право - наличное бытие (воплощение) свободы;
• общие интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы могут быть
принесены в жертву общему благу;
• богатство и бедность естественны и неизбежны, это данная свыше реальность, с
которой нужно мириться;
• противоречия, конфликты в обществе - не зло, а благо, двигатель прогресса;
117
• противоречия и конфликты между государствами, войны — двигатель прогресса во
всемирно-историческом масштабе;
• "вечный мир" приведет к загниванию и моральному разложению; регулярные войны,
наоборот, очищают дух нации. Один из важнейших философских выводов Гегеля о
бытии и
сознании в том, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием,
разумом) не существует. Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие —
сознанием. Все разумное действительно, а все действительное разумно.
Вопрос 38. Философия субъективного идеализма
1. В отличие от объективных идеалистов (Гегеля и др.), которые считали, что
первичная по отношению к материи идея существует сама по себе как объективная
реальность, независимо от сознания человека, сторонники субъективного идеализма
были убеждены в том, что:
• во-первых, единственной реальностью является идея;
• во-вторых, что идея существует только в сознании человека, то есть сознание
человека является существенной реальностью, вне которого ничего не существует.
Видными представителями субъективного идеализма являлись Беркли, Юм, Фихте.
2. Джордж Беркли (1685 — 1753) — английский философ нового времени, субъективный
идеалист. Можно выделить следующие основные идеи его философии:
• само понятие материи ложно;
• существуют отдельные вещи, отдельные ощущения, но единой материи как таковой
нет;
• материализм — тупиковое направление в философии, материалисты не способны
доказать первичность отдельных вещей (которые они именуют материей) по
отношению к идее;
• наоборот, первичность идеи легко доказуема — перед изготовлением любой вещи
существует ее идеал, замысел в уме человека, как и замысел окружающего мира в
сознании Бога-творца;
• единственная очевидная реальность есть сознание человека;
• со смертью человека и его сознания исчезает все;
• идеи — это самостоятельный субстрат, а не отражение чего-либо, окружающий мир
подстраивается под идеи;
• высшим доказательством первичности идеи является существование Бога; Бог
вечно существует и не может исчезнуть, в
118
то время как его творенье, окружающий мир непостоянен,
хрупок и всецело зависит от него.
3. Дэвид Юм (1711 — 1776) - другой английский философ, субъективный идеалист —
придерживался следующих взглядов:
• проблема отношения бытия и духа неразрешима;
• человеческое сознание склонно к идеям;
• сам человек есть концентрированная идея (вся человеческая жизнь есть процесс
роста его идеальной силы — опыта, знаний, чувств);
• без своей идеальной сущности (например, без воспитания, опыта, системы
ценностей) человек не смог бы вообще полноценно воспринять мир;
• человек состоит из двух идеальных начал: "впечатления внешнего опыта" —
приобретенные знания и опыт; "впечатления внутреннего опыта" — аффекты,
страсти;
• аффекты, страсти играют большую роль в жизни человека и в ходе истории.
4. Особый вклад в разработку системы субъективного идеализма внес Иоганн Готлиб
Фихте (1762 — 1814) — представитель немецкой классической философии, профессор
(в последний годы жизни — ректор) Берлинского университета.
Ключевым моментом философии Фихте было выдвижение так называемой "Я-концепции"
Повод к ее выдвижению — противоречия в философии Канта, учеником и сторонником
которого был Фихте. Главное противоречие Фихте видел в кантовском разделении
познающего субъекта (человека) и непознаваемого окружающего мира ("вещей в
себе"). Данное разделение, по Фихте, как и идеал об ограниченных познавательных
возможностях разума, антиномиях, окончательно лишает философию надежды выполнить
ее главную задачу - объединить бытие и мышление.
Фихте идет дальше своего учителя Канта:
• отвергает саму идею "вещей в себе" — непознаваемой разумом внешней
реальности;
• единственной реальностью провозглашает внутренне, субъективное, человеческое
"Я", в котором заключается весь мир (то есть объединяет бытие и мышление путем
помещения бытия внутрь мышления, причем субъективного, перенесения субъекта в
объект);
• считает, что жизнь окружающего мира происходит только внутри субъективного
"Я";
• вне мышления, вне "Я" самостоятельной окружающей действительности нет;
119
• само "Я" — не просто сознание человека, это движение, творящая сила,
вместилище окружающего мира, наддействительность, фактически высшая субстанция
(по аналогии с высшей субстанцией — Богом в философии Декарта и Спинозы).
"Я" имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром, которые Фихте описываются
диалектически по схеме "тезис — антитезис — синтез", а именно:
• Абсолютное Я полагает само себя ("Я" полагает Я);
• "Я" полагает (образует) "не-Я" — внешнюю окружающую действительность
(антитезис);
• "Я" (активное творение, начало, субъект, сознание человеческой личности)
взаимодействует с "не-Я" (пассивным началом — окружающим миром) внутри
Абсолютного Я (вместилища, высшей субстанции).
Взаимодействие между "Я-человеком" и "не-Я" — окружающим миром внутри
"Абсолютного Я" — субъективного духа может быть:
• практическим (от "Я" — к "не-Я"; "Я" — творит, определяет "не-Я", основной вид
взаимодействия);
• теоретическим (от "не-Я" к "Я" — второй, более редкий вид взаимодействия,
эмпирический, передача опыта, информации из "не-Я" — окружающего мира - в "Я"
(конкретное сознание). Другой вопрос философии Фихте — проблема свободы. По
Фихте, свобода — добровольное подчинение всеобщей необходимости. Вся
человеческая история — процесс распространения свободы, путь к ее торжеству.
Основа всеобщей свободы — наделение всех частной собственностью.
В конце жизни Фихте стал постепенно переходить с позиций крайнего субъективного
идеализма (солипсизма) на позиции умеренного объективного идеализма — начал
признавать объективный высший дух, существующий независимо от человеческого
сознания, объективную реальность - воплощение духа.
120
Преждевременная смерть в расцвете сил (в 1814 г.) помешали Фихте внести
изменения и глубже проработать "Я-концепцию". Несмотря на то, что "Я-концепция"
осталась незавершенной и была не понята и не принята многими его современниками
(особенно материалистами), она остается оригинальным взглядом на окружающий
мир, его устройство, нетрадиционной попыткой его философского осмысления.
Вопрос 39. Философия Шеллинга
1. Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 — 1854) был видным представителем
объективного идеализма немецкой классической философии, другом, затем
оппонентом Гегеля. Пользовался большим авторитетом в философском мире Германии
в начале XIX в. до появления Гегеля. Проиграв Гегелю открытую философскую
дискуссию в 20-е гг. XIX в., потерял свое прежнее влияние и не сумел его
восстановить даже после смерти Гегеля, заняв его кафедру в Берлинском
университете.
Главная цель философии Шеллинга — понять и объяснить "абсолютное", то есть
первоначало бытия и мышления. В своем развитии философия Шеллинга прошла три
основных этапа:
• натурфилософию;
• практическую философию;
• иррационализм.
2. В своей натурфилософии Шеллинг дает объяснение природы и делает это с позиций
объективного идеализма. Суть философии природы Шеллинга в следующем:
• прежние концепции объяснения природы ("не-Я" Фихте, субстанции Спинозы)
неистинны, поскольку в первом случае (субъективные идеалисты, Фихте) природа
выводится из сознания человека, а во всех остальных (теория субстанции Спинозы и
др.) дается ограничительное толкование природы (то есть философы пытаются
"втиснуть" природу в какие-либо рамки);
• природа есть "абсолютное" — первопричина и первоначало всего, охватывающее все
остальное;
• природа есть единство субъективного и объективного, вечный разум;
• материя и дух едины и являются свойствами природы, различными состояниями
абсолютного разума;
• природа есть целостный организм, обладающий одушевленностью (едины живая и
неживая природа, материя, поле, электричество, свет);
121
• движущей силой природы является ее полярность - наличие внутренних
противоположностей и их взаимодействие (например, полюса магнита, плюсовые и
минусовые заряды электричества, объективное и субъективное и т. д.).
3. Практическая философия Шеллинга решает вопросы социально-политического
характера, хода истории.
Главной проблемой человечества в целом и главным предметом философии, по
Шеллингу, является проблема свободы. Стремление к свободе заложено в самой
природе человека и является главной целью всего исторического процесса. При
окончательной реализации идеи свободы люди создают "вторую природу" — правовой
строй. В дальнейшем правовой строй должен распространяться от государства к
государству, и человечество должно в итоге прийти к всемирному правовому строю
и всемирной федерации правовых государств.
Другой важнейшей проблемой (наряду с проблемой свободы) практической философии
Шеллинга является проблема отчуждения. Отчуждение — противоположный изначальным
целям результат человеческой деятельности при соприкосновении идеи свободы с
реальной действительностью. (Пример: перерождение высоких идеалов Великой
Французской революции в противоположную реальность — насилие, несправедливость,
еще большее обогащение одних и обеднение других; подавление свободы).
Философ приходит к следующим выводам:
• ход истории случаен, в истории царит произвол;
• и случайные события истории, и целенаправленная деятельность подчинены
жесткой необходимости, которой человек бессилен что-либо противопоставить;
• теория (замыслы человека) и история (реальная действительность) очень часто
противоположны и не имеют ничего общего;
• в истории часто встречаются случаи, когда борьба за свободу и справедливость
приводит к еще большему порабощению и несправедливости.
В конце жизни Шеллинг пришел к иррационализму — отрицанию какой-либо логики
закономерности в истории и восприятию окружающей действительности как
необъяснимого хаоса.