Философия как мировоззрение 6 страница

Вопрос 36. Философия Иммануила Канта
1. Основоположником немецкого классического идеализма счи­тается Иммануил Кант
(1724 - 1804) - немецкий (прусский) философ, профессор Кенигсберского
университета.
Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода:
• докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.);
• критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.).
В течение докритического периода философский интерес И. Кан­та был направлен на
проблемы естествознания и природы.
В более поздний, критический период интерес Канта сме­стился на вопросы
деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики,
этики, социальной фило­софии. Свое наименование критический период получил в
связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных фило­софских
произведений Канта:
• "Критика чистого разума";
• "Критика практического разума";
• "Критика способности суждения".
2. Важнейшими проблемами философских исследований Канта докритического периода
были проблемы бытия, природы, естест­вознания. Новаторство Канта при
исследовании данных проблем заключается в том, что он был одним из первых
философов, который, рассматривая данные проблемы, большое внимание уделил
проблеме развития.
Философские выводы Канта были революционными для его эпохи:
• Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в
космосе частиц материи в результате
107
вращения данного облака, которое стало возможным благо­даря движению и
взаимодействию (притяжению, отталкива­нию, столкновению) составлявших его
частиц.
• природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и
неизменна;
• природа находится в постоянном изменении и развитии;
• движение и покой относительны;
• все живое на земле, в том числе и человек, — результат есте­ственной
биологической эволюции.
В то же время идеи Канта несут в себе отпечаток мировоз­зрения того времени:
• механические законы изначально не заложены в материи, а имеют свою внешнюю
причину;
• данной внешней причиной (первоначалом) является Бог. Несмотря на это,
современники Канта считали, что его от­крытия (особенно о возникновении
Солнечной системы и био­логической эволюции человека) по своей значимости
соизмери­мы с открытием Коперника (вращение Земли вокруг Солнца).
3. В основе философских исследований Канта критического периода (начало 70-х гг.
XVIII в. и до 1804 г.) лежит проблема познания.
В своей книге "Критика чистого разума" Кант отстаивает идею агностицизма —
невозможности познания окружающей действи­тельности.
Большинство философов до Канта видело в качестве глав­ной причины трудностей
познания именно объект познаватель­ной деятельности — бытие, окружающий мир,
который содержит в себе множество неразгаданных на протяжении тысячелетий тайн.
Кант же выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании
является не окружающая действитель­ность — объект, а субъект познавательной
деятельности — чело­век, а точнее, его разум.
Познавательные возможности (способности) человеческого ра­зума ограничены (то
есть разум не может всего). Как только ра­зум человека со своим арсеналом
познавательных средств пыта­ется выйти за собственные рамки (возможности)
познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные нераз­решимые
противоречия, которых Кантом было обнаружено че­тыре, Кант назвал антиномиями.
Первая антиномия - ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРОСТРАНСТВА
Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве.Мир не имеет начала
во времени и безграничен.

108
Вторая антиномия - ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ
Существуют только простые элемен­ты и то, что состоит из простых. .В мире
нет ничего простого.
Третья антиномия - СВОБОДА И ПРИЧИННОСТЬ

Существует не только причинность по законам природы, но и свобода.Свободы
не существует. Все в мире совершается в силу строгой причин­ности по
законам природы.
Четвертая антиномия - НАЛИЧИЕ БОГА
Есть Бог - безусловно необходимое существо, причина всего сущего.Бога нет.
Нет никакого абсолютно необходимого существа - причины всего сущего.

С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных
положения антиномий — разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, -
доказательство наличия границ познавательных способностей разума.
Также в "Критике чистого разума" И. Кант классифицирует само знание как
результат познавательной деятельности и выде­ляет три понятия, характеризующих
знание:
• апостериорное знание;
• априорное знание;
• "вещь в себе".
Апостериорное знание — то знание, которое получает человек в результате опыта.
Данное знание может быть только предпо­ложительным, но не достоверным, поскольку
каждое утвержде­ние, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на
практике, и не всегда такое знание истинное. Например, чело­век из опыта знает,
что все металлы плавятся, однако теоретиче­ски могут встретиться металлы, не
подверженные плавлению; или "все лебеди белые", но иногда в природе могут
встретиться и черные, следовательно, опытное (эмпирическое, апостериор­ное)
знание может давать осечки, не обладает полной достовер­ностью и не может
претендовать на всеобщность.
Априорное знание — доопытное, то есть то, которое сущест­вует в разуме
изначально и не требует никакого опытного дока­зательства. Например: "Все тела
протяженные", "Человеческая жизнь протекает во времени", "Все тела имеют массу".
Любое из этих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опыт­ной
проверкой, так и без нее. Нельзя, например, встретить тело, не имеющее размеров
или без массы, жизнь живого человека, протекающую вне времени. Только априорное
(доопытное) зна­ние абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами
все­общности и необходимости.
109
Следует оговориться: теория Канта об априорном (изначаль­но истинном) знании
была полностью логичной в эпоху Канта, однако открытая А. Энштейном в середине
ХХ в. теория отно­сительности поставила ее под сомнение.
"Вещь в себе" — одно из центральных понятий всей филосо­фии Канта. "Вещь в себе"
— это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.
4. Кант выделяет схему познавательного процесса, согласно которой:
• внешний мир первоначально осуществляет воздействие ("аф­фицирование") на
органы чувств человека;
• органы чувств человека принимают аффицированные образы внешнего мира в виде
ощущений;
• человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы,
ощущения в систему, в результате че­го в человеческом разуме возникает целостная
картина ок­ружающего мира;
• целостная картина окружающего мира, возникающая в разу­ме на основании
ощущений, есть всего лишь видимый разу­мом и чувствами образ внешнего мира,
который не имеет ничего общего с реальным миром;
• реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства, является "вещью в
себе" — субстанцией, которая абсолютно не может быть понята разумом;
• человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и
явлений окружающего мира — "ве­щей в себе", но не их внутреннюю сущность.
Таким образом, при познании разум наталкивается на две непроницаемые границы:
• собственные (внутренние для разума) границы, за которыми
возникают неразрешимые противоречия — антиномии;
• внешние границы - внутреннюю сущность вещей в себе.
5. Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы — образы от
непознаваемых "вещей в себе" — окру­жающего мира, также, по Канту, имеет свою
структуру, которая включает в себя:
• формы чувственности;
• формы рассудка;
• формы разума.
Чувственность — первый уровень сознания. Формы чувствен­ности — пространство и
время. Благодаря чувственности созна­ние первоначально систематизирует ощущения,
размещая их в пространстве и времени.
110
Рассудок — следующий уровень сознания. Формы рассудка — категории — предельно
общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и
систематизация первона­чальных ощущений, размещенных в "системе координат"
про­странства и времени. (Примеры категорий — количество, каче­ство,
возможность, невозможность, необходимость и т. д.)
Разум - высший уровень сознания. Формами разума являют­ся окончательные высшие
идеи, например: идея Бога; идея ду­ши; идея сущности мира и др.
Философия, по Канту, является наукой о данных (высших) идеях. 6. Большая заслуга
Канта перед философией в том, что им было выдвинуто учение о категориях (в
переводе с греческого — высказываниях) - предельно общих понятиях, с помощью
кото­рых можно описать и к которым можно свести все сущее. (То есть нет таких
вещей или явлений окружающего мира, которые не обладали бы признаками,
характеризуемыми данными кате­гориями.) Таких категорий Кант выделяет двенадцать
и делит их на четыре класса по три в каждом.
Данными классами являются:
• количество;
• качество;
• отношение;
• модальность.
(То есть все в мире обладает количеством, качеством, отно­шениями,
модальностью.)
Сами категории:
• количества — единство, множество, цельность;
• качества — реальность, отрицание, ограничение;
• отношения - субстанциональность (присущность) и акциден­ция
(самостоятельность); причина и следствие; взаимодействие;
• модальность — возможность и невозможность, существова­ние и несуществование,
необходимость и случайность.
Система категорий также имеет свою внутреннюю структуру:
первые две категории каждого из четырех классов — противопо­ложные
характеристики свойства класса, третьи — их синтез. На­пример, крайними
противоположными характеристиками коли­чества являются единство и множество, их
синтезом - цельность; качества - реальность и отрицание (нереальность), их
синтез -ограничение и т. д.
Согласно Канту с помощью категорий — предельно общих характеристик всего сущего
— рассудок осуществляет свою дея­тельность: располагает по "полочкам разума"
хаос первоначаль­ных ощущений, благодаря чему является возможной упорядо­ченная
мыслительная деятельность.
111
7. Наряду с "чистым разумом" — сознанием, осуществляющим мыслительную
деятельность и познание, Кант выделяет "прак­тический разум", под которым
понимает нравственность и также подвергает его критике в своем другом ключевом
произведении — "Критика практического разума".
Главные вопросы "Критики практического разума":
• Какой должна быть мораль?
• Что есть моральное (нравственное) поведение человека? Осмысливая данные
вопросы, Кант приходит к следующим
выводам:
• чистая нравственность — признанное всеми добродетельное общественное сознание,
которое отдельный индивид вос­принимает как свое собственное;
• между чистой нравственностью и реальной жизнью (поступ­ками, побуждениями,
интересами людей) существует силь­ное противоречие;
• мораль, поведение человека должны быть независимы от вся­ких внешних условий и
должны подчиняться только мораль­ному закону.
И. Кант следующим образом сформулировал моральный закон, который имеет высший и
безусловный характер, и назвал его кате­горическим императивом: "Поступай так,
чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства".
В настоящее время моральный закон (категорический импера­тив), сформулированный
Кантом, понимается следующим образом:
• человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех;
• человек должен относиться к другому человеку (как и он -мыслящему существу и
уникальной личности) только как к цели, а не как к средству.
8. В своей третьей книге критического периода — "Критика спо­собности суждения"
— Кант выдвигает идею всеобщей целесооб­разности:
• целесообразности в эстетике (человек наделен способностя­ми, которые должен
максимально успешно использовать в различных сферах жизни и культуры);
• целесообразности в природе (все в природе имеет свой смысл — в организации
живой природы, организации неживой природы, строении организмов, размножении,
развитии);
• целесообразности духа (наличие Бога).
9. Социально-политические взгляды И. Канта:
• философ считал, что человек наделен изначально злой природой;
• видел спасение человека в моральном воспитании и жестком следовании моральному
закону (категорическому императиву);
112
• был сторонником распространения демократии и правового порядка — во-первых, в
каждом отдельном обществе; во-вторых, в отношениях между государствами и
народами;
• осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступ­ление человечества;
• считал, что в будущем неизбежно наступит "высший мир" — войны будут либо
запрещены правом, либо станут экономи­чески невыгодными.
10. Историческое значение философии Канта в том, что им было:
• дано основанное на науке (механике Ньютона) объяснение возникновения Солнечной
системы (из вращающейся ту­манности разряженных в пространстве элементов);
• выдвинута идея о наличии границ познавательной способно­сти разума человека
(антиномии, "вещи в себе");
• выведено двенадцать категорий - предельно общих понятий, которые составляют
каркас мышления;
• сформулирован категорический императив — моральный закон;
• выдвинута идея демократии и правового порядка как в каж­дом отдельном
обществе, так и в международных отношениях;
• осуждены войны, предсказан "вечный мир" в будущем, основан­ный на
экономической невыгодности войн и их правовом запрете.
Вопрос 37. Философия Гегеля
1. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 — 1831) — профессор Гейдельбергского, а
затем Берлинского университетов, был од­ним из самых авторитетных философов
своего времени как в Германии, так и в Европе, ярким представителем немецкого
классического идеализма.
Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были
выдвинуты и подробно разработаны:
• теория объективного идеализма (стержневым понятием ко­торой является
абсолютная идея — Мировой дух);
• диалектика как всеобщий философский метод.
К важнейшим философским трудам Гегеля относятся:
• "Феноменология духа";
• "Наука логики";
• "Философия права".
2. Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля - отождест­вление бытия и
мышления. В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское
понятие — абсолютной идеи.
Абсолютная идея - это:
• единственно существующая подлинная реальность;
113
• первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений;
• Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.
Следующим ключевым онтологическим понятием филосо­фии Гегеля является
отчуждение.
Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего опреде­ленного, отчуждает себя в
виде:
• окружающего мира;
• природы;
• человека;
• а затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный
ход истории возвращается снова к са­мому себе: то есть происходит круговорот
Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсолютный) дух — отчуждение — окружаю­щий
мир и человек — мышление и деятельность человека — реализация духом самого себя
через мышление и деятельность человека — возвращение Абсолютного духа к самому
себе. Само отчуждение включает в себя:
• творение материи из воздуха;
• сложные отношения между объектом (окружающим миром) и субъектом (человеком) —
через человеческую деятельность Мировой дух опредмечивает себя;
• искажение, неправильное понимание человеком окружаю­щего мира.
Человек в онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он — носитель абсолютной
идеи. Сознание каждого человека — частица Мирового духа. Именно в человеке
абстрактный и безличный ми­ровой дух приобретает волю, личность, характер,
индивидуальность. Таким образом, человек есть "конечный дух" Мирового духа.
Через человека Мировой дух:
• проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов;
• целенаправленно и закономерно движется — действия, по­ступки человека, ход
истории;
• познает себя через познавательную деятельность человека;
• творит — в виде результатов материальной и духовной куль­туры, созданной
человеком.
3. Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им
впервые было четко сформулировано понятие диалектики.
Диалектика, по Гегелю, — основополагающий закон развития и существования
Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики в том, что:
• все - Мировой дух, "конечный дух" — человек, предметы и явле­ния окружающего
мира, процессы - содержит в себе проти­воположные начала (например, день и ночь,
тепло и холод,
114
молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т.
д.);
• данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии
по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и
взаимодействуют;
• единство и борьба противоположностей — основа развития и существования всего в
мире (то есть основа всеобщего суще­ствования и развития).
Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм:
• существует определенный тезис (утверждение, форма бытия);
• данному тезису всегда находится антитезис — его противопо­ложность;
• в результате взаимодействия двух противоположных тезисов по­лучается синтез —
новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более
высоком уровне развития;
• данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза
противоположных тезисов образуется те­зис все более и более высокого уровня.
Например:

В качестве самого первого тезиса,- с которого начинается всеобщее развитие,
Гегель выделяет тезис "бытие" (то есть то, что существует). Его антитезис —
"небытие" ("абсолютное ни­что"). Бытие и небытие дают синтез - "становление",
который
115
является новым тезисом. Далее развитие продолжается по вос­ходящей линии по
указанной схеме.
По Гегелю, противоречие — не зло, а благо. Именно проти­воречия являются
движущей силой прогресса. Без наличия про­тиворечий, их единства и борьбы
развитие невозможно. 4. В своих исследованиях Гегель стремится понять:
• философию природы;
• философию духа;
• философию истории;
• а значит, и их сущность.
Природу (окружающий мир) Гегель понимает как инобытие идеи (то есть антитезис
идеи, другую форму существования идеи). Дух, по Гегелю, имеет три разновидности:
• субъективный дух;
• объективный дух;
• абсолютный дух.
Субъективный дух — душа, сознание отдельного человека (так называемый "дух для
себя").
Объективный дух - следующая ступень духа, "дух общества в целом". Выражением
объектов нового духа является право — данный свыше, изначально существующий как
идея (поскольку свобода заложена в самом человеке) порядок взаимоотношений между
людьми. Право — реализованная идея свободы. Другим наряду с правом выражением
объективного духа являются нрав­ственность, гражданское общество, государство.
Абсолютный дух — высшее проявление духа, вечно действи­тельная истина.
Выражением Абсолютного духа являются:
• искусство;
• религия;
• философия.
Искусство — непосредственное отображение человеком абсо­лютной идеи. Среди
людей, согласно Гегелю, "увидеть" и ото­бразить абсолютную идею могут лишь
талантливые и гениаль­ные люди, в силу этого они являются творцами искусства.
Религия — антитезис искусства. Если искусство — абсолют­ная идея, "увиденная"
гениальными людьми, то религия — абсо­лютная идея, открытая человеку Богом в
виде откровения.
Философия — синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания
абсолютной идеи. Это знание, данное Богом и в то же время понятое гениальными
людьми — фило­софами. Философия — полное раскрытие всех истин, познания
Абсолютным духом самого себя ("мир, схваченный мыслью" —
116
по Гегелю), соединение начала абсолютной идеи с ее концом, высшее знание.
Согласно Гегелю предмет философии должен быть шире, чем это традиционно принято,
и должен включать в себя:
• философию природы;
• антропологию;
• психологию;
• логику;
• философию государства;
• философию гражданского общества;
• философию права;
• философию истории;
• диалектику — как истину всеобщих законов и принципов. История, по Гегелю,
процесс самореализации Абсолютного
духа. Поскольку Абсолютный дух включает в себя идею свобо­ды, вся история есть
процесс завоевания человеком все большей и большей свободы. В этой связи Гегель
делит всю историю человечества на три больших эры:
• восточную;
• антично-средневековую;
• германскую.
Восточная эра (эпоха Древнего Египта, Китая и т. д.) — такой пе­риод истории,
когда в обществе осознает себя, пользуется свободой и всеми благами жизни лишь
один человек — фараон, китайский им­ператор и т. д., а все остальные являются
его рабами и слугами.
Антично-средневековая эра - период, когда себя стала осоз­навать уже группа
людей (глава государства, окружение, воена­чальники, аристократия, феодалы),
однако основная масса по­давлена и не свободна, зависит от "верхушки" и служит
ей.
Германская эра — современная Гегелю эпоха, когда себя осознают и свободны все.
5. Можно также выделить следующие социально-политические взгляды Гегеля:
• государство — форма существования Бога в мире (по своей силе и "возможностям"
воплощенный Бог);
• право - наличное бытие (воплощение) свободы;
• общие интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы могут быть
принесены в жертву общему благу;
• богатство и бедность естественны и неизбежны, это данная свыше реальность, с
которой нужно мириться;
• противоречия, конфликты в обществе - не зло, а благо, двига­тель прогресса;
117
• противоречия и конфликты между государствами, войны — двигатель прогресса во
всемирно-историческом масштабе;
• "вечный мир" приведет к загниванию и моральному разло­жению; регулярные войны,
наоборот, очищают дух нации. Один из важнейших философских выводов Гегеля о
бытии и
сознании в том, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием,
разумом) не существует. Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие —
сознанием. Все разумное действи­тельно, а все действительное разумно.
Вопрос 38. Философия субъективного идеализма
1. В отличие от объективных идеалистов (Гегеля и др.), кото­рые считали, что
первичная по отношению к материи идея су­ществует сама по себе как объективная
реальность, независимо от сознания человека, сторонники субъективного идеализма
бы­ли убеждены в том, что:
• во-первых, единственной реальностью является идея;
• во-вторых, что идея существует только в сознании человека, то есть сознание
человека является существенной реально­стью, вне которого ничего не существует.
Видными представителями субъективного идеализма явля­лись Беркли, Юм, Фихте.
2. Джордж Беркли (1685 — 1753) — английский философ нового времени, субъективный
идеалист. Можно выделить следующие основные идеи его философии:
• само понятие материи ложно;
• существуют отдельные вещи, отдельные ощущения, но еди­ной материи как таковой
нет;
• материализм — тупиковое направление в философии, мате­риалисты не способны
доказать первичность отдельных ве­щей (которые они именуют материей) по
отношению к идее;
• наоборот, первичность идеи легко доказуема — перед изготов­лением любой вещи
существует ее идеал, замысел в уме челове­ка, как и замысел окружающего мира в
сознании Бога-творца;
• единственная очевидная реальность есть сознание человека;
• со смертью человека и его сознания исчезает все;
• идеи — это самостоятельный субстрат, а не отражение чего-либо, окружающий мир
подстраивается под идеи;
• высшим доказательством первичности идеи является сущест­вование Бога; Бог
вечно существует и не может исчезнуть, в
118
то время как его творенье, окружающий мир непостоянен,
хрупок и всецело зависит от него.
3. Дэвид Юм (1711 — 1776) - другой английский философ, субъективный идеалист —
придерживался следующих взглядов:
• проблема отношения бытия и духа неразрешима;
• человеческое сознание склонно к идеям;
• сам человек есть концентрированная идея (вся человеческая жизнь есть процесс
роста его идеальной силы — опыта, знаний, чувств);
• без своей идеальной сущности (например, без воспитания, опыта, системы
ценностей) человек не смог бы вообще пол­ноценно воспринять мир;
• человек состоит из двух идеальных начал: "впечатления внешнего опыта" —
приобретенные знания и опыт; "впечат­ления внутреннего опыта" — аффекты,
страсти;
• аффекты, страсти играют большую роль в жизни человека и в ходе истории.
4. Особый вклад в разработку системы субъективного идеализ­ма внес Иоганн Готлиб
Фихте (1762 — 1814) — представитель немецкой классической философии, профессор
(в последний годы жизни — ректор) Берлинского университета.
Ключевым моментом философии Фихте было выдвижение так называемой "Я-концепции"
Повод к ее выдвижению — про­тиворечия в философии Канта, учеником и сторонником
кото­рого был Фихте. Главное противоречие Фихте видел в кантовском разделении
познающего субъекта (человека) и непознаваемого ок­ружающего мира ("вещей в
себе"). Данное разделение, по Фихте, как и идеал об ограниченных познавательных
возможностях разума, антиномиях, окончательно лишает философию надежды выполнить
ее главную задачу - объединить бытие и мышление.
Фихте идет дальше своего учителя Канта:
• отвергает саму идею "вещей в себе" — непознаваемой разу­мом внешней
реальности;
• единственной реальностью провозглашает внутренне, субъ­ективное, человеческое
"Я", в котором заключается весь мир (то есть объединяет бытие и мышление путем
помещения бытия внутрь мышления, причем субъективного, перенесе­ния субъекта в
объект);
• считает, что жизнь окружающего мира происходит только внутри субъективного
"Я";
• вне мышления, вне "Я" самостоятельной окружающей дейст­вительности нет;
119
• само "Я" — не просто сознание человека, это движение, тво­рящая сила,
вместилище окружающего мира, наддействитель­ность, фактически высшая субстанция
(по аналогии с высшей субстанцией — Богом в философии Декарта и Спинозы).
"Я" имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром, которые Фихте описываются
диалектически по схеме "тезис — антитезис — синтез", а именно:
• Абсолютное Я полагает само себя ("Я" полагает Я);
• "Я" полагает (образует) "не-Я" — внешнюю окружающую действительность
(антитезис);
• "Я" (активное творение, начало, субъект, сознание человече­ской личности)
взаимодействует с "не-Я" (пассивным нача­лом — окружающим миром) внутри
Абсолютного Я (вмести­лища, высшей субстанции).

Взаимодействие между "Я-человеком" и "не-Я" — окружаю­щим миром внутри
"Абсолютного Я" — субъективного духа мо­жет быть:
• практическим (от "Я" — к "не-Я"; "Я" — творит, определяет "не-Я", основной вид
взаимодействия);
• теоретическим (от "не-Я" к "Я" — второй, более редкий вид взаимодействия,
эмпирический, передача опыта, информации из "не-Я" — окружающего мира - в "Я"
(конкретное сознание). Другой вопрос философии Фихте — проблема свободы. По
Фихте, свобода — добровольное подчинение всеобщей необходимо­сти. Вся
человеческая история — процесс распространения сво­боды, путь к ее торжеству.
Основа всеобщей свободы — наделе­ние всех частной собственностью.
В конце жизни Фихте стал постепенно переходить с позиций крайнего субъективного
идеализма (солипсизма) на позиции умеренного объективного идеализма — начал
признавать объек­тивный высший дух, существующий независимо от человеческо­го
сознания, объективную реальность - воплощение духа.
120
Преждевременная смерть в расцвете сил (в 1814 г.) помешали Фихте внести
изменения и глубже проработать "Я-концепцию". Несмотря на то, что "Я-концепция"
осталась незавершенной и была не понята и не принята многими его современниками
(особенно материалистами), она остается оригинальным взгля­дом на окружающий
мир, его устройство, нетрадиционной по­пыткой его философского осмысления.
Вопрос 39. Философия Шеллинга
1. Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 — 1854) был вид­ным представителем
объективного идеализма немецкой класси­ческой философии, другом, затем
оппонентом Гегеля. Пользо­вался большим авторитетом в философском мире Германии
в начале XIX в. до появления Гегеля. Проиграв Гегелю открытую философскую
дискуссию в 20-е гг. XIX в., потерял свое прежнее влияние и не сумел его
восстановить даже после смерти Гегеля, заняв его кафедру в Берлинском
университете.
Главная цель философии Шеллинга — понять и объяснить "абсолютное", то есть
первоначало бытия и мышления. В своем развитии философия Шеллинга прошла три
основных этапа:
• натурфилософию;
• практическую философию;
• иррационализм.
2. В своей натурфилософии Шеллинг дает объяснение природы и делает это с позиций
объективного идеализма. Суть филосо­фии природы Шеллинга в следующем:
• прежние концепции объяснения природы ("не-Я" Фихте, субстанции Спинозы)
неистинны, поскольку в первом слу­чае (субъективные идеалисты, Фихте) природа
выводится из сознания человека, а во всех остальных (теория субстанции Спинозы и
др.) дается ограничительное толкование природы (то есть философы пытаются
"втиснуть" природу в какие-либо рамки);
• природа есть "абсолютное" — первопричина и первоначало всего, охватывающее все
остальное;
• природа есть единство субъективного и объективного, веч­ный разум;
• материя и дух едины и являются свойствами природы, различными состояниями
абсолютного разума;
• природа есть целостный организм, обладающий одушевленностью (едины живая и
неживая природа, материя, поле, электричество, свет);
121
• движущей силой природы является ее полярность - наличие внутренних
противоположностей и их взаимодействие (на­пример, полюса магнита, плюсовые и
минусовые заряды электричества, объективное и субъективное и т. д.).
3. Практическая философия Шеллинга решает вопросы социально-политического
характера, хода истории.
Главной проблемой человечества в целом и главным предметом философии, по
Шеллингу, является проблема свободы. Стремление к свободе заложено в самой
природе человека и является главной целью всего исторического процесса. При
окончательной реализации идеи свободы люди создают "вторую природу" — правовой
строй. В дальнейшем правовой строй должен распространяться от государства к
государству, и человечество должно в итоге прийти к всемирному правовому строю
и всемирной федерации правовых государств.
Другой важнейшей проблемой (наряду с проблемой свободы) практической философии
Шеллинга является проблема отчуждения. Отчуждение — противоположный изначальным
целям результат человеческой деятельности при соприкосновении идеи свободы с
реальной действительностью. (Пример: перерождение высоких идеалов Великой
Французской революции в противоположную реальность — насилие, несправедливость,
еще большее обогащение одних и обеднение других; подавление свободы).
Философ приходит к следующим выводам:
• ход истории случаен, в истории царит произвол;
• и случайные события истории, и целенаправленная деятельность подчинены
жесткой необходимости, которой человек бессилен что-либо противопоставить;
• теория (замыслы человека) и история (реальная действительность) очень часто
противоположны и не имеют ничего общего;
• в истории часто встречаются случаи, когда борьба за свободу и справедливость
приводит к еще большему порабощению и несправедливости.
В конце жизни Шеллинг пришел к иррационализму — отрицанию какой-либо логики
закономерности в истории и восприятию окружающей действительности как
необъяснимого хаоса.