Лекция 9 Западноевропейская этическая мысль конца Х1Х-ХХ вв.

 

Уже во времена Гегеля появляются философы, оппозиционно настроенные по отношению к его философии, смело критиковавшие его чрезвычайно популярное и влиятельное учение. Таковыми, в частности, являются А.Шопенгауэр (1788-1860) и С. Кьеркегор (1813-1855). Так, например, А. Шопенгауэр пишет о Гегеле, как об «убийце истины, который сделал из философии служанку государства, уничтожив свободу мысли» «Может ли лучше приуготовить к государственной службе другая философия, чем эта, призывающая отдать жизнь, тело и душу, наподобие пчел в улье, не иметь другой цели, как стать спицей в колесе государственной машины? — пишет он, — Служивый и человек стало означать одно и то же». В самом деле, как мы уже отмечали, процесс становления нравственности у Гегеля рассматривается как постепенное подчинение индивидуальности государственным интересам, воплощающем в себе цели человечества. Поэтому, как реакция на подобное подчинение, неизбежно появляются учения, радикально пересматривающие по сравнению с Гегелем проблему смысла человеческого бытия, места человека в мире, его отношения к смерти и бессмертию, его конечного предназначения. К таким направлениям постклассической философии Х1Х-ХХ вв., ставящим в центр внимания прежде всего отдельного человека (в противоположность гегелевскому «всеобщему»), относятся философия жизни и философия существования (экзистенциализм).

К этому направлению можно отнести таких мыслителей, как А. Шопенгауэр и Ф. Ницше, усматривавших в этой сущности чистую иррациональную волю, а также тех, кто рассматривает жизнь преимущественно в психобиологическом или мистикопсихологическом смысле — это 3. Фрейд, К. Юнг и другие.

Этика философии жизни базируется на утверждении, что сущность жизни иррациональна, и познаваться она должна, соответственно, иррациональными методами (интуитивно, путем непосредственного внутреннего переживания: А. Бергсон). На взглядах некоторых из них мы остановимся далее.

Взгляды экзистенциализма — одного из наиболее влиятельных философских направлений ХХ-го в. — ориентированы на признание первичности человеческого индивида. Единичное человеческое существование не охватываемо общим понятием (например, традиционным «бытие»), и потому иррационально. В результате центральными проблемами экзистенциализма становятся проблемы человека, т.е. нравственные проблемы. Предтечей этого направления является С. Кьеркегор. Ему же принадлежит и термин «экзистенция», что означает, в его понимании, сугубо индивидуальное, неповторимое существование, личностное бытие. Выбор каждого человека (прежде всего между добром и злом) является актом глубоко индивидуальным, не зависящим от социально-культурных и исторических обстоятельств.

Основными представителями экзистенциализма являются: в Германии — М. Хайдеггер и К. Ясперс, во Франции — Г. Марсель, Ж.П. Сартр, А. Камю, в России — Н.А. Бердяев и Л. Шестов. Несмотря на различия, имеющиеся во взглядах этих авторов, можно выделить то общее, на чем базируется этика экзистенциализма. Это утверждение абсолютной значимости личностного начала в человеке, его выбора, ответственности и свободы. Разделение же экзистенциалистов .идет (в решении этических проблем) по вопросу об обосновании и истоке моральных норм: признается ли некоторое, независимое от человека основание морали и нравственности (Бог, трансценденция, бытие — как это имеет место во взглядах Хайдеггера, Марселя, Ясперса, Камю) или же они являются полностью продуктом человеческого творчества (Сартр). В целом философия экзистенциализма акцентировала внимание на нравственности как опыте индивидуального переживания, живого личного творческого опыта «делания» и выбора (а не просто следовании общепринятому), которое, по сути, совпадает с утверждением собственно человеческого существования.