Категории этики

Этические категории — это основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали и нравственности.

Особенностью категорий этики является то, что они выражены словами обыденного языка, например, «добро», «счастье», «совесть» и т.п. Происходит это потому, что сам предмет этики тесно взаимосвязан с жизнедеятельностью людей, с теми смыслами и ориентирами, которыми они руководствуются в своей повседневной жизни. Система этических категорий опирается на определенные представления об идеалах — высших образцах, конечной цели нравственной деятельности, ценностях — нравственно значимых представлениях, нормах — требованиях к человеку, указаниях границ дозволенного. Все это в совокупности определяет общую стратегию, линию поведения человека.

С понятиями морали и нравственности, морального и нравственного в поведении человека связаны оценки его как доброго, добродетельного, соответствующего морали общества или нравственности какого-либо человека, либо как злого, аморального, безнравственного. Этическая проблема добра и зла неотделима от соответствующей фундаментальной проблемы философии, которая в свою очередь связана с трактовкой бытия, человека, признанием или отрицанием существования Бога и его антипода, с проблемой соотнесения свободы и необходимости в действиях человека. «Почему человек, зная «что есть хорошо», поступает плохо?» Этим вопросом задавался еще Сократ и сегодня он звучит актуально, особенно когда мы анализируем причины агрессивности человека, причины конфликтов и войн, экологического кризиса. Для ответа на этот вопрос следует понять, а что есть сам человек? Вот к чему на протяжении веков и тысячелетий и стремится философия в лице своих лучших представителей. И возможно ли трансформировать человеческое сознание от доброго к злому и наоборот? От того или иного ответа на этот вопрос зависят, возможно, перспективы выживания человека на планете.

Добро и зло — центральные категории этики и нравственного сознания человека. На понятиях добра и зла образованы все этические представления. В широком смысле слова добро

понимается как благо, т.е. нечто положительное, значимое для человека (или человеческого сообщества в целом), необходимое условие жизни человека и общества. В таком понимании добро ассоциируется с благополучием, пользой (утилитаризм), удовольствием (гедонизм), счастьем (эвдемонизм) и т.п.

В собственно этическом смысле добро осознается, во-первых, как особого рода ценность, не касающаяся природных или стихийных событий и явлений: добро (как и зло) характеризует действия, совершенные свободно, ради них самих (добро обязательно бескорыстно, поэтому отношения взаимной полезности не могут считаться добром, ибо основаны на эгоистических интересах). Во-вторых, добром считается не просто свободный поступок, а сознательно соотнесенный с высшими ценностями, в конечном счете, с идеалом. В этом смысле добро — это то, что стремится к идеалу, зло — то, что от идеала уклоняется. Таким образом, добро тесно связано с духовным миром человека: как бы ни определялся источник добра, оно творится человеком как личностью, т.е. ответственно. Что же касается высших ценностей, то в качестве таковых могут рассматриваться гуманность, справедливость, любовь и др.; в религиозной этике — любовь к Богу, спасение души, милосердие и др. Выбор тех или иных нравственных ценностей, с одной стороны, является задачей моральной регуляции со стороны общества (нравственного воспитания), с другой стороны, есть результат свободного и сознательного выбора самого человека.

С понятием добра тесно связано понятие добродетели. Добродетель — обобщенная характеристика устойчивых положительных морально-нравственных качеств личности. Противоположным является понятие «порока». В этом понятии подчеркивается деятельная форма усвоения ценностей (добро делать). Разным историческим эпохам, культурам были свойственны разные добродетели. Добродетель одной моральной системы выглядит пороком в другой (стоическое бесстрастие с точки зрения христианства выглядит пороком).

Соотношение добра и зла может трактоваться по-разному. В онтологическом плане, согласно одной из точек зрения (манихейство), добро и зло являются однопорядковыми началами мира, находящимися в постоянном единоборстве. Согласно другой точке зрения (сформировавшейся в христианской патристике), действительным абсолютным мировым началом является божественное Добро, как Благо, или абсолютное Бытие, Бог. Зло есть результат ошибочных или порочных решений человека, свободного в своем выборе. В отношении к Бытию зло есть ничто.

В гносеологическом плане добро и зло являются диалектически взаимоопределимыми понятиями и познаются в единстве, одно через другое. Однако перенесение диалектики добра и зла на индивидуальную нравственную практику чревато искушением человека.

Понятия добра и зла тесно связаны с категорией справедливости. Справедливость рассматривается как принцип, регулирующий взаимоотношения людей, распределение социальных ценностей (свободы, богатства, уважения). Можно выделить справедливость распределительную, которая подразумевает распределение по достоинству (в соответствии с заслугами), и уравнивающую (коммуникативную), связанную с обменом, призванную защитить интересы всех участвующих в обмене, уравнять стороны. Конкретные формы общества отдают предпочтение той или иной форме справедливости, но тем не менее в каждом из них представлены обе эти формы. Оптимальное сочетание этих форм справедливости в целом имеет решающее значение для определения меры справедливости общества. В известной мере справедливость, как это было в понимании Аристотеля, совпадает с нравственностью в проекции на социальную сферу. Само осмысление совместной жизни людей в терминах справедливости — характерная особенность европейской философии, связанная с цивилизационно-культурными особенностями европейского развития.

Понятия «идеал» и «нравственная норма», уже упоминавшиеся нами, также взаимосвязаны. Ведь чтобы следовать выбранному образцу, человек должен соблюдать определенные условия. Норма и есть такое условие, своеобразное требование к человеку. Примером нравственных норм могут служить известные десять заповедей Ветхого завета. Существуют и другие, детально разработанные нормативные системы (кодексы), помогающие человеку выстаивать свою линию поведения, входящие в привычку. Именно из-за этого может возникнуть соблазн их машинального, некритического выполнения. Поэтому следует помнить: норма не цель, а средство.

Нормы могут быть восприняты человеком как оптимально соответствующие его ценностным установкам, а следователь-. но, необходимые, и в таком случае они становятся внутренним побуждением. Тогда соблюдение нормы становится долгом, т.е. личной задачей человека, его обязанностью. Долг — это нравственная форма осознания необходимости действия. Человек совершает должный поступок добровольно, из уважения к идеалу, моральному закону и к себе. Важной характеристикой долга является его связь с волевыми качествами человека. Чтобы исполнить свой долг, ему часто приходится преодолевать многочисленные препятствия как во внешнем мире, так и во внутреннем (например, чувство страха).

Понятие долга является одной из центральных категорий этики, начало теоретической разработки которой восходит к школе стоиков. Своей высшей точки развития учение о долге достигает в этике Канта. Кант связывает с понятием долга специфику нравственности: нравственный закон выступает в форме категорического императива и его субъективной опорой, благодаря которой он приобретает действенность, является долг. Долг есть принуждение к поступку нравственным законом, по сути, долг и категорический императив — одно и то же. В постклассической философии, которая характеризуется в целом антинормативизмом, понятие долга смещается на периферию нравственной жизни. Так, Ницше считал, что человек разрушается тогда, когда он действует без удовольствия, как автомат «долга», что «народ идет к гибели, если он смешивает свой долг с понятием долга вообще»; ницшеанский сверхчеловек не приемлет императивности морали, он сам себе закон, у него нет другого долга, кроме собственной воли к власти.

В ряде последующих учений (например, социологических концепциях, советском марксизме) долг рассматривается в его обыденном значении — как подчинение человека обществу, осознание обязанностей, способ социализации. Тогда может возникнуть вопрос: кому ты должен, должен ли кому-либо, или это все пропаганда и словесная шелуха?

Тем не менее, признавая значимость критики безусловной императивности морали, стоит отметить, что без понятия долга мы не сможем объяснить такого явления как совесть. Осознание долга играет важную роль в личной и общественной жизни. Способность человека понимать, критически оценивать и эмоционально переживать несоответствие своего поведения должному характеризуется понятием совесть. Совесть — это своеобразный нравственно-психологический механизм самоконтроля. Ответственность за свои поступки является, по мнению многих философов, важнейшей характеристикой личности.

Совесть как формируется в процессе воспитания человека, его социализации, так и является характеристикой глубинных установок сознании индивидума Она проявляется как эмоциональный феномен («муки, угрызения совести»), но в то же время основана и на разуме — угрызения совести по поводу отступления от нравственных норм возможны только тогда, когда человек осмыслил эти нормы, принял как должное. Выражение «чистая совесть» может читаться как осознание выполнения всех моральных обязанностей, реализация всех возможностей. Свобода совести понимается как право человека на самостоятельное формирование убеждений, независимость духовной жизни.

Понятие совести соотносимо с такими категориями как стыд, вина, грех.

Стыд — чувство, выражающее осознание человеком своего (а также близких людей) несоответствия принятым в данной среде нормам или предполагаемым ожиданиям. Стыд переживается как при действительном несоответствии, так и при мнимом. Стыд — это чувство, ориентированное на мнение других людей. Переживание стыда тем сильнее, чем важнее и значимее для человека мнение лиц, которые могут выразить свое осуждение по поводу нарушения норм. Со стыдом сходен позор как чувство, вызванное осознанием человеком того, что его несоответствие принятым нормам и предполагаемым ожиданиям стало предметом публичного осуждения. Заметим, что стыд может испытываться человеком даже в тех случаях, когда сам он считает свои действия нравственными.

Вина — это переживание человеком нарушения или невыполнения им долга перед самим собой, перед обществом или перед Богом. Чувство вины не зависит от мнения других людей и возникает в случае, когда человек несет личную ответственность за происходящее. Чувство вины может быть нейтрализовано прощением, данным пострадавшим своему обидчику. Помимо прощения для преодоления чувства вины необходимо раскаяние (в религии — покаяние).

Грех — религиозно-этическое понятие, обозначающее нарушение нравственного закона (заповеди), христианская интерпретация морального зла. Понятие греха содержит в себе моральный смысл — это нечестность, неблагодарность, неверность, неисполненный долг, несправедливость. Любая нечестность, несправедливость и т.д. по отношению к человеку (другому или самому себе) есть грех против Бога, так как Бог проявляет участие в жизни каждого человека.

Соотносимыми являются также категории достоинство и честь. Достоинство — характеристика человека с точки зрения внутренней ценности, соответствия собственному предназначению. Достоинство, в отличие от заслуги (это понятие нередко употребляют в качестве синонима достоинства), — не только оценочное, но и императивное понятие: человеку предписывается быть достойным. Человек, в силу обстоятельств не имеющий возможности соответствовать этому требованию и отвечать соответствующим ожиданиям или не понимающий того, что ожидают от него, — жалок; не желающий соответствовать — презренен. В субъективном плане достоинство как чувство самоуважения заключается в ощущении (понимании) человеком своей значимости.

Честь — понятие, отражающее признание достоинства человека со стороны других, а также (в выражениях «честь имею» или «для меня большая честь») принятие или утверждение человеком этого признания. В отличие от достоинства в собственном смысле слова честь воздается в соответствии с положением, занимаемым человеком в данном сообществе (сословно-групповом, профессиональном, локальном). Функционально близким к понятию чести является понятие славы, но в отличие от чести славу приносят деяния, безусловно выходящие по своему масштабу за рамки сословия, сообщества или профессии. Понятие чести по смыслу связано с понятиями о ценности, доблести, благородстве. Исторически формирование понятия чести связано с сословными представлениями о благом и достойном: честь приписывалась представителям высшего сословия, представители же низших сословий как бы автоматически лишались значимости. Такого рода понимание закреплялось в определенных жестких стандартах поведения — «кодексах чести». Таковы, например, кодекс бусидо в японской самурайской традиции или рыцарский кодекс в средневековой Западной Европе.

Согласно христианскому принципу совершенствования, честь христианина состоит в его богоуподоблении, т.е. в святости. Достижение индивидуальной чести христианином становится возможным не в его земной жизни, а лишь после смерти — в случае его церковной канонизации.

Особое место занимает категория чести в протестантской этике. Понятие чести закрепляется за теми людьми, которые преуспевают, т.е. за буржуа. Такая переакцентировка понятия чести была, по М. Веберу, одним из проявлений «духа капитализма».

Таким образом, в понятии о чести человека отражено мнение других о его достоинстве, что субъективно переживается как зависимость от этого мнения, страх перед ним.

Категория свободы является ключевой в этике, ведь нравственная реальность основывается на способности человека к самостоятельным поступкам. Нравственная свобода человека — это возможность определения (нравственного самоопределения) и реализации нравственной позиции. Совершенное под принуждением деяние не может считаться ни добрым, ни злым. Оно вне сферы нравственности. За вынужденный поступок человек фактически не несет никакой моральной ответственности. И наоборот, за совершенное свободно деяние он ответственен в полной мере.

Сущностью свободы является возможность выбора. Выбор возможен при наличии альтернатив и доступности возможных вариантов. Условия, необходимые для свободного нравственного выбора: отсутствие внешнего принуждения, запрета; сознательность; наличие ориентиров свободной воли (ценностей, идеалов) и, наконец, действие не должно быть совершено под влиянием моральных установок, привычек, вошедших в автоматизм. Такого рода привычки, перешедшие по существу на уровень подсознания, являются признаком несвободного действия.

Возможность выбора указывает на важнейшую характеристику человеческого бытия — свободу воли.

В качестве особых, затрагивающих самые глубокие нравственные ценности категорий этики можно выделить счастье и смысл жизни. Конечно, нереально даже пытаться дать единое, для всех людей подходящее определение счастья. Каждый человек имеет свое представление о счастье. Но можно попытаться определить значение «счастья» именно как этической категории, определенные, преобладающие у людей ассоциации, возникающие в связи с этим термином и т.п.

Счастье — это одна из глобальных нравственных ценностей, выступающая в качестве регулятора нравственной жизни. Субъективно счастье проявляется как глубокие позитивные эмоции, выражающиеся в состоянии радости, ощущении наполненности, гармоничности жизни. Люди могут ассоциировать счастье с материальным достатком, физическим здоровьем, высоким социальным статусом, уважением со стороны других людей, самовыражением в творчестве, благодатью Божьей. Счастливый человек положительно оценивает себя и окружающих людей, действительность в целом. Он переживает эмоциональный подъем, удовлетворенность.

Смысл жизни и счастье взаимосвязаны, но смысл присутствует в жизни человека даже при самых неблагоприятных обстоятельствах, при отсутствии счастья, а вот обратное невозможно (невозможно быть счастливым и ощущать бессмысленность своей жизни). Смысл жизни не создается, но обретается. В. Франкл в работе «Человек в поисках смысла» трактовал смысл жизни как «духовный объект», к которому стремится душа человека. Это стремление является жизненно важной ценностью и связано со значимыми целями и ценностями. В качестве таковых могут выступать трансцендентные ценности (Бог, представления об абсолютных принципах, лежащих в основе мироздания, и т.п.); социально-культурные ценности; ценности личной жизни человека.

 

Тест

1. Определите соотношение этики и философии: 1) этика — это область философского знания;

2) этика является самостоятельной дисциплиной, исторически выделившейся из философии;

3) «этика» и «философия» — тождественные понятия.

2. Какие выводы из признания свободы воли человека являются наиболее обоснованными с точки зрения современной этики:

1) фатализм, убежденность в предсказуемости будущего состояния мира;

2) существует абсолютная мораль, нравственность, источником которой является Бог и которую надо чтить и выполнять;

3) синтез идеи божественного (трансцендентного) предопределения нравственности и свободного самоопределения человека.

3. Как формы общественного сознания мораль и право имеют между собой много общего, так как выполняют схожие функции, т.е. регулируют поведение людей в обществе. Но, тем не менее, между ними есть и различия. Отметьте черты, не свойственные нормам морали:

1) однозначно и подробно зафиксированы в специальных документах;

2) поддерживаются благодаря общественному мнению или личной убежденности человека;

3) при их нарушении в качестве санкции выступает осуждение как со стороны отдельных людей, так и общества в целом;

4) их исполнение обеспечивается при необходимости мерами принуждения со стороны государственного аппарата.

4. Этика связана с рядом наук, в частности, с экологией. Какими принципами в отношении природы следует руководствоваться современному человеку:

1) человек — царь природы;

2) человек в ответе за других существ, проживающих на земле (человек — часть природы);

3) человек есть мера всех вещей.

5. Какой тип личности описывается в следующих строках А.С. Пушкина:

«Не для житейского волнения, Не для корысти, не для битв. Мы рождены для наслаждений, Для звуков сладких и молитв».

1) гедонист;

2) ригорист (человек долга);

3) утилитарист (человек дела);

4) мудрец, мыслитель.

6. Мы различаем мораль и нравственность как две сферы человеческой этики. Что, по Вашему мнению, следует отнести к сфере морали:

1) представления людей о смысле жизни и счастье;

2) нормы, регулирующие поведение человека в обществе;

3) свободный выбор личной линии поведения в сложной ситуации.

7. Существует два этических принципа: а) «Никому не вреди»; Ь) «Насколько можешь, помогай всем». Определите, каким из двух добродетелей:

1) человеколюбию;

2) справедливости

соответствуют эти принципы.

Варианты ответов: А)1а,2b; В) 1b, 2а.

8. Определите, какие из следующих этических категорий обращены прежде всего к внутреннему миру человека, его самооценке, а не ориентированы на общественное мнение:

1) честь;

2) достоинство;

3) стыд;

4) совесть.

9. Понятие морального долга означает:

1) принуждение человека к совершению поступка;

2) обязанность человека перед обществом;

3) осознание человеком необходимости некоторого действия;

4) поступок, совершенный без удовольствия, из «чувства долга».