Показатели работы железнодорожного транспорта.
Основные показатели работы железнодорожного транспорта можно разделить на общие для всех видов транспорта и специфические. К общим показателям относятся: объем перевозок (отправление) грузов и пассажиров, грузооборот и пассажирооборот, средняя дальность перевозки 1 т груза и 1 пассажира, приведенные тонно-километры, густота перевозок в тонно-километрах на 1 км пути.
К специфическим количественным и качественным показателям работы железных дорог относятся, в частности, показатели объема перевозок грузов железной дорогой по всем видам сообщений: ввоз, вывоз, транзит и местное сообщение. Ввоз – это объем прибытия грузов с других дорог для выгрузки на данной дороге. Вывоз – это объем отправления грузов, погруженных на данной дороге назначением на другие дороги. Транзитом называются перевозки грузов, станции отправления и назначения которых расположены за пределами рассматриваемой дороги и которые следуют через станции этой дороги. Местное сообщение включает в себя объем перевозок грузов, погруженных и отправленных назначением на станции одной и той же дороги.
Кроме этих объемных показателей, на железных дорогах определяют и обобщенные показатели приема, сдачи, отправления и прибытия грузов. Прием грузов с других дорог равен сумме ввоза и транзита, а сдача грузов на другие дороги равна сумме вывоза и транзита. Отправление грузов по дороге равно сумме вывоза и местного сообщения, а прибытие (выгрузка) – сумме ввоза и местного сообщения.
Среднесуточная погрузка грузов в вагонах определяется делением общего годового объема отправления грузов на среднюю статическую нагрузку вагона :
Динамическая нагрузка груженого или рабочего вагона определяется делением тонно-километров нетто на пробег груженого вагона или общий рабочий пробег груженого и порожнего вагонов :
Коэффициент порожнего пробега вагонов определяется как отношение пробега порожних вагонов в вагоно-километрах к пробегу груженых вагонов или пробега порожних вагонов к общему пробегу:
или
Также важными качественными показателями работы железных дорог являются оборот вагона, среднесуточный пробег вагона, производительность вагона и локомотива, использование пассажировместимости вагона и др.
Среднее время оборота грузового вагона, т.е. время от начала его погрузки до следующей погрузки:
,
где lп – полный рейс вагона, км; vт, vу – техническая и участковая (эксплуатационные) скорости поезда, км/ч; Lм – маршрутное плечо, или среднее расстояние, которое проходит вагон между переработками на технических( сортировочных) станциях (с переработкой), км; Lв – вагонное плечо, или среднее расстояние, которое вагон проходит между техническими станциями без переработки, км; tпер, tтр – время простоя на одной технической станции с переработкой и без переработки соответственно, ч; - среднее время простоя вагона под одной грузовой операцией, ч; kм – коэффициент местной работы, учитывающий сдвоенные операции погрузки и выгрузки вагона без дополнительной его подачи к местам грузовой работы.
Среднесуточным пробегом вагона Sв называют расстояние, которое проходит вагон рабочего парка в груженом и порожнем состоянии в среднем за сутки:
или ,
где - вагоно-сутки работы рабочего парка вагонов.
Среднесуточная производительность вагона рабочего парка ПВ определяется различными формулами в зависимости от исходной информации:
Среднесуточная производительность локомотива эксплуатируемого (рабочего) парка Пл определяется делением выполненных тонно-километров брутто на затраченные локомотиво-сутки или произведением массы поезда брутто Qбр на среднесуточный пробег локомотива Sл и долю вспомогательного пробега локомотива βл в общем пробеге, включая пробег во главе поезда:
Среднюю фактическую массу грузового поезда определяют с учетом массы тары вагонов Qбр и без учета тары Qнт:
и ,
где - пробег, поездо-километры.
Нормативная, или предельная масса поезда в зависимости от длины приемо-отправочных путей станции lст, через которые он следует,
,
где lл – часть станционного пути, занимаемая локомотивом (50 м); Рпог – погонная нагрузка поезда, приходящаяся на 1 м длины вагонов, считая по осям автосцепки (определяется делением суммы фактической грузоподъемности и тары на их длину).
Коэффициент использования вместимости пассажирских вагонов () определяют делением пассажиро-километров на пассажиро-место-километры :
Средняя населенность вагона устанавливается делением выполненных пассажиро-километров на вагонно-километры в пассажирском движении.
Потребный парк вагонов
,
где - планируемый или выполненный грузооборот нетто по сети или дороге за период t; Дt – число дней периода t, на который определяется парк вагонов.
Этот показатель может быть определен и другими способами для разных периодов времени (например, делением общего пробега вагонов на среднесуточный и число дней работы).
Потребный парк локомотивов также рассматривают делением объема работы на производительность локомотива.