Команды ассемблера
· Основные команды для работы с целыми числами
Инстр. | Мнемоника | Действие |
ZERO | zero (.unit) dst .unit = .L1, .L2, S1, .S2, .D1, .D2 | 0 => dst |
ADD ADDU | add (.unit) src1, src2,dst .unit = .L1, .L2, S1, S2 | src1+src2 => dst |
ADDK | addk (.unit) cst, dst .unit = .S1, .S2 | cst+dst => dst |
SUB SUBU | sub (.unit) src1, src2, dst .unit = .L1, .L2, S1, S2 | src1=src2 => dst |
ABS | abs (.unit) src, dst .unit = .L1, .L2 | abs(src) => dst |
B | b (.unit) label .unit = S1, S2 | |
CMPEQ | cmpeq (.unit) src1, src2, dst .unit = .L1, .L2 | 1 => dst при src1=src2 |
CMPGT CMPGTU | cmpgt (.unit) src1, src2, dst .unit = .L1, .L2 | 1 => dst при src1>src2 |
CMPLT CMPLTU | cmplt (.unit) src1, src2, dst .unit = .L1, .L2 | 1 => dst при src1<src2 |
MPY MPYU | mpy (.unit) src1, src2, dst .unit = .M1, .M2 | src1*src2 => dst |
MV | mv (.unit) src, dst .unit = .L1, .L2, S1, .S2, .D1, .D2 | src => dst |
MVK | mvk (.unit) cst, dst .unit = .S1, .S2 | cst => dst |
NEG | neg (.unit) src, dst .unit = .L1, .L2, .S1, .S2 | =src => dst |
NOP | nop | |
STB STH STW | stb (.unit) src, *+baseR[offserR] .unit = .D1, .D2 | src => baseR[offsetR] |
LDB LDH LDW | ldb (.unit) *+baseR[offserR], dst .unit = .D1, .D2 | baseR[offsetR] => dst |
AND | and (.unit) src1, src2, dst .unit = .L1, .L2, S1, S2 | src1 AND src2 => dst |
OR | or (.unit) src1, src2, dst .unit = .L1, .L2, .S1, .S2 | src1 OR src2 => dst |
XOR | xor (.unit) src1, src2, dst .unit = .L1, .L2, S1, S2 | src1 XOR src2 => dst |
NOT | not (.unit) srt, dst .unit = .L1, .L2, .S1, .S2 | |
SHL | shl (.unit) src2, src1, dst .unit = .S1, .S2 | (src2 на src1 ) => dst |
SHR | shr (.unit) src2, src1, dst .unit = .S1, .S2 | (src2 на src1 ) => dst |
· Основные команды для работы с вещественными числами
Инструкция | Мнемоника | Действие |
ABSSP ABSDP | abssp (.unit) src, dst .unit = .S1, .S2 | absdp(src) => dst |
ADDSP ADDDP | addsp (.unit) src1, src2, dst .unit = .L1, .L2 | src1+src2 => dst |
SUBSP SUBDP | subsp (.unit) src1, src2, dst .unit = .L1, .L2 | src1+src2 => dst |
CMPEQSP CMPEQDP | cmpeqsp (.unit) src1, src2, dst .unit = .S1, .S2 | 1 => dst при src1=src2 |
CMPGTSP CMPGTDP | cmpgtsp(.unit) src1, src2, dst .unit = .S1, .S2 | 1 => dst при src1>src2 |
CMPLTSP CMPLTDP | cmpltsp (.unit) src1, src2, dst .unit = .S1, .S2 | 1 => dst при src1<src2 |
MPYSP MPYDP | mpysp (.unit) src1, src2, dst .unit = .M1, .M2 | src1*src2 => dst |
SPINT | spint (.unit) src, dst .unit = .L1, .L2 | src1 => dst |
INTSP | intsp (.unit) src, dst .unit = .L1, .L2 | src1 => dst |
DPINT | dpint (.unit) src, dst .unit = .L1, .L2 | src1 => dst |
INTDP | intdp (.unit) src, dst .unit = .L1, .L2 | src1 => dst |
DPSP | dpsp (.unit) src, dst .unit = .L1, .L2 | src1 => dst |
SPDP | spdp (.unit) src, dst .unit = .L1, .L2 | src1 => dst |
· Константы
Ассемблер поддерживает каждую константу внутренне, как 32-разрядное число. Константы – не расширяются по знаку. Например, константа 00FFh равна 00FF (в 16-ричной системе) или 255 (в десятичной)..
Ассемблер поддерживает шесть типов констант:
· Двоичное целое число.
· Восьмеричное целое число.
· Десятичное целое число.
· Шестнадцатеричное целое число.
· Знак.
· Разовая ассемблерная константа.
Двоичная целочисленная константа. Это строка до 32 двоичных символов (0 и 1) с суффиксом B (или b). Если определено меньше 32 цифр, ассемблер выравнивает значение вправо и заполняет неопределенные левые биты нулями. Примеры допустимых двоичных констант:
0100000b Константа, равная 32 (10) или 20 (16)
01b Константа, равная 1 (10) или 1 (16)
Восьмеричная целочисленная константа. Это строка до 11 восьмеричных цифр (0 до 7) с суффиксом Q (или q). Примеры допустимых восьмеричных констант:
10Q Константа, равная 8 (10) или 8 (16).
226q Константа, равная 150 (10) или 96 (16).
Десятичная целочисленная константа. Это строка десятичных цифр (от 0 до 9). Им соответствуют десятичные числа в пределах от -2 147 483 648 до 4 294 967 295. Примеры допустимых десятичных констант:
1000 Константа, равная 1000 (10) или 3E8 (16).
-32768 Константа, равная -32 768 (10) или 8000 (16).
25 Константа, равная 25 (10) или 19 (16).
Шестнадцатеричная целочисленная константа. Это строка до восьми шестнадцатеричных цифр с суффиксом H (или h). Шестнадцатеричные цифры включают десятичные числа, 0-9, и символы A-F или a-f. Шестнадцатеричная константа должна начаться с десятичного числа (0-9). Если определено меньше, чем восемь шестнадцатеричных цифр, ассемблер выравнивает биты вправо. Примеры допустимых шестнадцатеричных констант:
78h Константа, равная 120 (10) или 0078 (16).
0Fh Константа, равная 15 (10) или 000F (16).
Символьная константа. Это – одиночный знак, заключенный в апострофы (одиночные кавычки). Знаки представлены внутренне, как знаки ASCII с 8 битами. Запоминается номер символа по таблице кодировки в двоичной форме. Примеры допустимых символьных констант:
’@‘ Определяет символьную константу, представлен внутренне как 61 (16-ричное 3d).
’C‘ Определяет символьную константу C и представлен внутренне как 43 (16-ричное 2b).
’’ Определяет нулевой символ и представлен внутренне как 00 (16-ричное 00).
Обратите внимание на различие между символьными константами и символьными строками. Символьная константа представляет одиночное значение; строка - последовательность знаков.
Разовые константы ассемблера. Если Вы используете .set директиву, чтобы назначить значение символу, то символ становится константой. Чтобы использовать эту константу в выражениях, значение ее должно быть абсолютным (без знака). Например:
sym .set 3
MVK sym, B1
Вы можете также использовать .set директиву, чтобы назначить символическую константу имени регистра. В этом случае, символ становится синонимом регистра:
sym .set B1
MVK 10, sym
Символьная строка. Это строка кодовых знаков, заключенная в двойные кавычки. Двойные кавычки, которые являются частью символьной строки, представляются двумя последовательными двойными кавычками. Максимальная длина строки изменяется и определена для каждой директивы, которая требует символьную строку. Знаки представляются внутренне, как кодовые знаки ASCII с 8 битами. Примеры допустимых символьных строк:
“sample program” определяет строку sample program с 14 знаками.
“PLAN “”C””” определяет строку PLAN “C” с 8 знаками.
Символьные строки используются для следующих целей:
· Имена файлов, как в директиве .copy “имя файла”.
· Имена разделов, как в директиве .sect “имя раздела”.
· Директивы инициализации данных, как в .byte “символьная строка”.
· Операнды директив .string.
Символы. Используются как метки, константы и символы замены. Имя символа - строка до 200 алфавитно-цифровых знаков (A-Z, a-z, 0-9, $, и _). Первый знак в символе не может быть числом, и символы не могут содержать внутренние пробелы. Символы, которые Вы определяете, чувствительны к регистру. Например, ассемблер различает ABC, Abc и abc, как три уникальных символа. Символ допустим только внутри ассемблерной программы.
Метки. Символы, используемые как метки, станут символическими адресами, которые связаны с ячейками памяти в программе. Метки, используемые локально, в пределах файла должны быть уникальны. Мнемонические коды операции и имена директив ассемблера без префикса (.) - допустимые имена меток.
Метки могут также использоваться, как операнды .global, .ref, .def, или .bss директив. Например:
.global label1
label2: MVK label2, B3
MVKH label2, B3
B label1
NOP 5
Локальные метки. Это специальные метки, чьи возможности и сила - временные. Локальная метка может быть определена двумя способами:
· $n, где n - десятичная цифра в диапазоне 0-9. Например, $ 4 и $ 1 являются допустимыми локальными метками..
· имя?, где имя - любое законное имя символа, как описано выше. Ассемблер заменяет вопросительный знак точкой, сопровождаемой уникальным числом. Когда исходный текст расширен, Вы не будете видеть уникальное число в файле листинга. Ваша метка появляется с вопросительным знаком, как это сделано в исходном определении. Вы не можете объявлять эту метку как глобальную.
Нормальные метки должны быть уникальны (они могут быть объявлены только однажды), и они могут использоваться как константы в поле операнда. Локальные метки, однако, могут быть отменены и определены снова. Локальные метки не могут быть определены директивами.
Символические константы. Символам могут быть присвоены постоянные значения. Используя константы, Вы можете сопоставлять имена с постоянными значениями. Директивы .set и .struct/.tag/.endstruct дают Вам возможность присвоить константам символические имена. Символические константы не могут быть переопределены.
Предопределенные символические константы. Ассемблер имеет несколько предопределенных символов, включая следующие типы:
· $, знак доллара, представляет текущее значение счетчик команд раздела (SPC). $ - перемещаемый символ.
· Символы регистров, включая A0-A15 и B0-B15.
· Регистры управления ЦП, включая следующее:
ACR | Регистр управления анализа |
ADR | Регистр данных анализа |
AMR | Регистр способа адресации |
ARP | Регистр возврата анализа |
CSR | Регистр управления состояния |
ICR | Регистр очистки прерываний |
IER | Регистр разрешения прерываний |
IFR | Регистр флагов прерываний |
NRP | Указатель возврата из немаскируемого прерывания |
IRP | Указатель возврата из маскируемого прерывания |
ISR | Указатель таблицы обслуживания прерываний |
ISTP | Регистр установки прерываний |
PCE1 | Счетчик команд |
PDATA_O | Выход программных данных |
STRM_HOLD | Регистр удержания потока |
TCR | Регистр управления тестом |
IN (’C67x только) ввода. | Универсальный регистр |
OUT (’C67x только) | Универсальный регистр вывода |
Регистры управления в тексте можно вводить либо всеми знаками верхнего регистра, либо всеми – нижнего; например, CSR можно ввести как csr.
Символы замены. Символы могут быть назначены строковым значениям (переменным). Это позволяет Вам заменять символьные строки, приравнивая их символическим именам. Символы, которые представляют строки знаков, называются символами замены. Когда ассемблер сталкивается с символом замены, его строковое значение заменяется именем символа. В отличие от символических констант, символы замены могут быть переопределены. Строка может быть назначена символу замены где-нибудь в пределах программы. Например:
.global _table
.asg ”B14”, PAGEPTR
.asg ”*+B15(4)”, LOCAL1
.asg ”*+B15(8)”, LOCAL2
LDW *+PAGEPTR(_table),A0
NOP 4
STW A0,LOCAL1
Когда Вы используете макрокоманды, символы замены важны, потому что макропараметры - фактически символы замены, которые назначены аргументу макрокоманды. Следующий код показывает, как символы замены используются в макрокоманде:
MAC .macro src1, src2, dst ; макрокоманда умножения/сложения
MPY src1, src2, src2
NOP
ADD src2, dst, dst
. endm
* Вызов макрокоманды MAC
MAC A0,A1,A2