Архитектура IA-64

Дальнейшим развитием идеи VLIW стала новая архитектура IA-64 – совместная разработка фирм Intel и Hewlett-Packard (IA – это аббревиатура от Intel Architecture). В IA-64 реализован новый подход, известный как вычисления с явным параллелизмом команд (EPIC, Explicitly Parallel Instruction Computing) и являющийся усовершенствованным вариантом технологии VLIW. Первым представителем данной стратегии стал микропроцессор Itanium компании Intel. Корпорация Hewlett-Packard также реализует данный подход в своих разработках.

В архитектуре IA-64 предполагается наличие в процессоре 128 64-разрядных регистров общего назначения (POH) и 128 80-разрядных регистров с плавающей запятой. Кроме того, процессор IA-64 содержит 64 однобитовых регистра предикатов.

Формат команд в архитектуре IA-64:

Рис. 10.2. Формат сверхдлинной команды в архитектуре IA-64

Команды упаковываются (группируются) компилятором в сверхдлинную команду – связку (bundle) длиною в 128 разрядов. Связка содержит три команды и шаблон, в котором указываются зависимости между командами (можно ли с командой I0 запустить параллельно I1, или же I1 должна выполняться только после I0), а также между другими связками (можно ли с командой I2 из связки S0 запустить параллельно команду I3 из связки S1).

Перечислим все варианты составления связки из трех команд:

· I0 ║ I1 ║ I2 – все команды исполняются параллельно;

· I0 & I1 ║ I2 – сначала I0, затем исполняются параллельно I1 и I2;

· I0 ║ I1 & I2 – параллельно обрабатываются I0 и I1, после них – I2;

· I0 & I1 & I2 – команды исполняются в последовательности I0, I1, I2 .

Одна связка, состоящая из трех команд, соответствует набору из трех функциональных блоков процессора. Процессоры IA-64 могут содержать разное количество таких блоков, оставаясь при этом совместимыми по коду. Благодаря тому что в шаблоне указана зависимость и между связками, процессору с N одинаковыми блоками из трех ФБ будет соответствовать сверхдлинная команда из N × 3 команд (N связок). Тем самым обеспечивается масштабируемость IA-64.

Поле каждой из трех команд в связке состоит из пяти полей:

· 13-разрядного поля кода операции;

· 6-разрядного поля предикатов, хранящего номер одного из 64 регистров предиката;

· 7-разрядного поля первого операнда (первого источника), где указывается номер регистра общего назначения или регистра с плавающей запятой, в котором содержится первый операнд;

· 7-разрядного поля второго операнда (второго источника), где указывается номер регистра общего назначения или регистра с плавающей запятой, в котором содержится второй операнд;

· 7-разрядного поля результата (приемника), где указывается номер регистра общего назначения или регистра с плавающей запятой, куда дол-жен быть занесен результат выполнения команды.

Предикация – это способ обработки условных ветвлений. Если в исходной программе встречается условное ветвление (по статистике через каждые 6 команд), то команды из разных ветвей помечаются разными регистрами предиката (команды имеют для этого соответствующие поля), далее они выполняются совместно, но их результаты не записываются, пока значения регистров предиката (РП) не определены. Когда вычисляется условие ветвления, РП, соответствующий «правильной» ветви, устанавливается в 1, а другой – в 0. Перед записью результатов процессор проверяет поле предиката и записывает результаты только тех команд, поле предиката которых указывает на РП с единичным значением.

Предикаты формируются как результат сравнения значений, хранящихся в двух регистрах. Результат сравнения («Истина» или «Ложь») заносится в один из РП, но одновременно с этим во второй РП записывается инверсное значение полученного результата. Такой механизм позволяет процессору более эффективно выполнять конструкции типа IF-THEN-ELSE.

Логика выдачи команд на исполнение сложнее, чем в традиционных процессорах типа VLIW, но намного проще, чем у суперскалярных процессоров с неупорядоченной выдачей. Особенностями архитектуры EPIC являются:

· большое количество регистров;

· масштабируемость архитектуры до большого количества функциональных блоков, т.е. наследственно масштабируемая система команд (ISIS - Inherently Scaleable Instruction Set);

· явный параллелизм в машинном коде. Поиск зависимостей между коман-дами осуществляет не процессор, а компилятор;

· предикация – команды из разных ветвей условного предложения снабжаются полями предикатов (полями условий) и запускаются параллельно;

· предварительная загрузка – данные из медленной основной памяти загру-жаются заранее.

Преимущества технологии VLIW. Использование компилятора позволяет устранить зависимость между командами до того, как они будут реально выполняться, в отличие от суперскалярных процессоров, где такие зависимости приходится обнаруживать и устранять «на лету». Отсутствие зависимостей между командами в коде, сформированном компилятором, ведет к упрощению аппаратных средств процессора и за счет этого к существенному подъёму его быстродействия. Наличие множества функциональных блоков дает возмож-ность выполнять несколько команд параллельно.

Недостатки технологии VLIW. Требуется новое поколение компиляторов, способных проанализировать программу, найти в ней независимые команды, связать такие команды в строки длиной от 256 до 1024 бит, обеспечить их параллельное выполнение. Компилятор должен учитывать конкретные детали аппаратных средств. При определенных ситуациях программа оказывается недостаточно гибкой.

Основные сферы применения. VLIW-процессоры пока еще мало распространены. Основными сферами применения технологии VLIW являются цифровые сигнальные процессоры и вычислительные системы, ориентированные на архитектуру IA-64. Наиболее известной была VLIW-система фирмы Multiflow Computer, Inc. В России VLIW-концепция была реализована в суперкомпьютере Эльбрус 3-1 и получила дальнейшее развитие в его последователе – Эльбрус-2000 (E2k). К VLIW относится и семейство сигнальных процессоров TMS320C6x фирмы Texas Instruments. В начале 2000 года фирма Transmeta заявила процессор Crusoe, представляющий собой программно-аппаратный комплекс. В нем команды микропроцессоров серии х86 транслируются в слова VLIW длиной 64 или 128 бит. Оттранслированные команды хранятся в кэш-памяти, а трансляция при многократном их использовании производится только один раз. Ядро процессора исполняет элементы кода в строгой последовательности.

Контрольные вопросы

 

1. Сформулируйте правила объединения простых команд в командное слово сверхбольшой длины.

2. Чем ограничивается количество объединяемых команд в технологии EPIC?

3. Поясните назначение системы предикации и ее реализацию в архитектуре IA-64.