Функции федеральных и региональных органов управления.

 

Министерство транспорта — федеральный орган управления отраслями транспортно-дорожного комплекса (ТДК). Наряду с ним сформированы межрегиональные органы федерального управления ТДК. Так, на воздушном транспорте создано 17 региональное управление. Они обязаны обеспечить безопасность всех воздушных судов, независимо от формы собственности, на территории нескольких административных регионов. Кроме того, на них возложены регулирование перевозок, сертификация авиационных систем и специалистов и другие функции.

Министерство транспорта выполняет следующие функции: разрабатывает концепции, долгосрочные, среднесрочные и текущие сводные прогнозы социально-экономического развития транспортного комплекса; осуществляет единую научно-техническую политику в транспортном комплексе, определяет ее приоритетные направления, разрабатывает межотраслевые научно-технические программы; участвует в государственном регулировании инвестиционного процесса в транспортном комплексе; участвует в развитии смешанных перевозок, осуществляет координацию взаимодействия видов транспорта в транспортных узлах; участвует в разработке и проведении политики в области цен и тарифов; проводит комплексный анализ состояния транспортной системы; разрабатывает проекты законодательных и иных нормативно-правовых актов, имеющих общее значение для транспортного комплекса; координирует законопроектную деятельность федеральных служб.

На морском транспорте, начиная с 1993 г., учреждены морские администрации портов, призванные осуществлять государственное регулирование деятельности компаний-судовладельцев, портов, ремонтных заводов и других предприятий, действующих на их территории. Поскольку морские порты являются, как правило, транспортными узлами и взаимодействуют с сухопутными видами транспорта, одновременно созданы административные советы портов. Они представляют собой координирующие органы по согласованию совместной работы всех предприятий транспортного узла.

На речном транспорте, на базе бассейновых управлений пути созданы Государственные бассейновые управления водных путей и судоходства. Их функции — координация перевозок различными судовладельцами, обеспечение безопасности судоходства, охрана окружающей среды, содержание внутренних водных путей на территории нескольких административных районов.

Формируются органы государственного управления автомагистралями в дорожном хозяйстве. Эти органы будут осуществлять государственный надзор за содержанием автомагистралей, проходящих по территориям нескольких административных районов.

На автомобильном транспорте осуществление функций государственного регулирования делегируется региональным органам управления транспортом, создаваемым администрациями.

На железнодорожном транспорте в основном сохранена вертикальная структура управления: МПС — дороги — отделения дорог со структурными единицами, т. е. линейными предприятиями (локомотивными и вагонными депо, станциями, дистанциями, участками и др.). Хотя МПС и сохраняет некоторые оперативно-распорядительные функции, железные дороги получили большую самостоятельность в решении хозяйственных, коммерческих и управленческих вопросов.

Объективной тенденцией совершенствования управления транспортной системой должны быть децентрализация и делегирование властных и управленческих функций центра регионам. При этом, однако, центральные органы управления транспортом должны всегда сохранять за собой инициативу в подготовке изменений в системе управления и принятия окончательных решений принципиального характера, а также постоянно контролировать состояние транспортной системы.

Регионам могут делегироваться следующие функции центральных органов управления транспортной системой: распределение централизованных финансовых и материальных ресурсов, направляемых для поддержки транспортных предприятий; разработка и контроль уровня тарифов на местные перевозки; участие в выдаче лицензий на транспортные виды деятельности, в том числе установление для транспортных предприятий региона дополнительных условий; управление объектами и предприятиями федеральной формы собственности и т. д.