Тема: Эстетическое воспитание детей с нарушениями речи
Эстетическое воспитание складывается из наблюдений, впечатлений и отражения их в деятельности ребенка. Научить детей видеть и любить красоту жизни в окружающей обстановке, в природе, в искусстве, во взаимоотношениях людей составляет содержание эстетического воспитания.
Эстетическое воспитание связано с психическими процессами, поведением, физическим развитием ребенка. Эстетическое восприятие действительности зависит от степени развитости анализаторных систем, от уровня сенсорного развития ребенка. Чем тоньше ребенок различает краски, звуки, формы в предметах, тем глубже сила эмоционального воздействия, тем лучше он отобразит их в своем творчестве. Развивая восприятие детей, улучшается возможность воспитания у них эстетических чувств, творческих способностей. В процессе эстетического воспитания ребенок делает анализ, обобщения предметов, сопоставляет их и оценивает, что способствует развитию интеллекта. Уже в дошкольном возрасте можно воспитать радость от коллективного труда на музыкальных занятиях и в продуктивной деятельности. Желание отобразить впечатления требует от ребенка развитости движений, их ритмичности и координированности. Новые впечатления находят отражение в словаре ребенка. Литературные произведения воспитывают образность, выразительность речи, точность в выражении мысли. Музыка положительно влияет на развитие фонематического слуха.
Эстетическое восприятие и художественные способности детей развиваются на разном материале и разными способами. Природа обостряет чувства, улучшает внимание, наблюдательность. Положительные поступки героев литературных произведений вызывают желание им подражать. Обучаясь выразительному чтению, дети учатся владеть голосом. Сюжетно-ролевые игры способствуют усвоению норм взаимоотношений между людьми. Музыка является действенным средством развития сенсорных способностей дошкольников. Музыкальные упражнения, игры, труд в быту и природе развивают свободу и силу движений, их координацию и ритмичность. Развитие общей моторики помогает в развитии артикуляционного аппарата, повышают компенсаторные возможности коры головного мозга. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией имеют значение для развития познавательных и творческих способностей, художественного вкуса, инициативы, ручной умелости детей. Таким образом, эстетическое воспитание, являясь частью общего воспитания ребенка, способствует созданию гармонически и всесторонне развитой личности ребенка.
Значительные трудности в эстетическом воспитании представляют дети, страдающие различными видами речевых расстройств. У них отмечаются некоторые особенности восприятия и воспроизведения реальной действительности, недостаточное развитие тактильно-моторных ощущений. Дети с нарушением речи пассивны в выражении своих чувств. Их самолюбие является ущемленным.
У детей с алалией, дизартрией можно наблюдать ослабление активности психических процессов, быстроты образования временных связей. У них нет целенаправленного (произвольного) внимания, устойчивого интереса к занятиям, что снижает остроту восприятия действий, проявление эмоционально-волевых качеств. Дошкольники часто страдают нарушениями функций слухового, зрительного, тактильно-двигательного анализаторов. Это сказывается на усвоении цвета и формы предметов. Даже к 6-и годам дети с алалией не выделяют цвет и форму предмета как признаки, затрудняются в определении пространственных соотношений, что сказывается на усвоении соответствующих словесных обозначений. Недоразвитие слухового анализатора обусловливает нечеткость восприятия звукового состава слова, мешает усвоению звукопроизношения, лексико-грамматического строя языка. У воспитанников с алалией, дизартрией наблюдается малая подвижность нервных связей, ослабленный мышечный тонус, недостаточная координация движений, аритмия. Грубые нарушения моторики проявляются в виде парезов, гиперкинезов, спастических состояний. У дошкольников с алалией констатируется узость тематики рисунков, многократное повторение одной и той же темы, отсутствие способов изображения предметов, бедность приемов лепки и конструирования, неумение владеть ножницами. Они не проявляют усидчивости, волевых качеств, внимания, критичности к чужой и своей работе.
У дошкольников с заиканием двигательные отклонения проявляются в виде различного типа судорог в области мышц речевого аппарата, насильственных движений. Детям характерны нарушения координации и темпа движений, слабое развитие тактильно-моторных ощущений. Все это влияет на способность воспитанников к изотворчеству.
Преодоление этих недостатков осуществляется в процессе сенсорного воспитания, при ознакомлении дошкольников с образцами изотворчества, художественной литературой, наблюдении за явлениями природы, проведении музыкальных, физкультурных и других занятий, просматривании диафильмов, радио- и телепередач, прослушивании грамзаписей, режимных моментов, в повседневной жизни.
При решении задач эстетического воспитания необходимо учитывать уровень интеллектуального, речевого и моторного развития дошкольников, осуществлять индивидуальный подход. Воспитанники со сниженным интеллектом познают основные цвета, формы предметов. У них воспитывают устойчивый интерес к продуктивной деятельности, трудоспособность, усидчивость, формируют умение видеть и отображать заданный образец, обучают предметному изображению. Дошкольники с более высоким интеллектом познают оттеночные цвета спектра, большее количество геометрических форм, учатся работать по замыслу, выполняют работу по словесной инструкции.
В процессе занятий воспитатель знакомит детей с материалами, их качествами, формирует понятия, которые закрепляются в речи, уточняются правила обращения с материалами, гигиенические требования. У дошкольников формируются представления о форме, пространственная ориентировка, произвольные движения, отрабатывается их точность, плавность, ритмичность, умение собирать целое из частей или выделять часть из целого, подбирать цвета.
Перед началом деятельности педагог показывает образец, который обследуется детьми с привлечением осязания, обведения его по контуру и словесно поясняет свойства предмета, правила выполнения задания.
Закрепление навыков происходит при повторении и постепенного усложнения учебного материала, при проведении различных вариаций одного и того же занятия (например, для освоения округлых форм дети рисуют шары, яблоки, апельсины, а для закрепления прямоугольных форм – кирпичи, дома, флажки, тележки), в самостоятельной работе и в работе по заданию взрослого. Для дошкольников, у которых наблюдаются спастические движения и гиперкинезы возможно использование трафаретов и контуров предметов. Педагогу необходимо предусмотреть перенесение знаний о форме, цвете на предметы окружающего мира (например, проводятся игры «Что ты видишь в комнате круглой формы?», «Что изображено на картинке зеленым цветом?» и т.д.).
Деятельность обязательно должна сопровождаться речью дошкольников. Воспитатель учитывает требования, которые предъявляются к речи детей в зависимости от формы нарушения и уровня ее коррекции. Для детей с алалией важно накопление знаний, словаря, формирование простейшей фразы, воспитанников с дислалией и с элементами дизартрии следует учить более полному оформлению своих мыслей, пользоваться распространенными предложениями, при работе с заикающимися дошкольниками учитывается специфика речевых периодов. Так в период молчания говорит только воспитатель, который показывает образец правильного темпа и ритма речи, в период сопряжено-отраженной речи закрепляются навыки в неторопливой речи, умение сопровождать речью свои действия, в период вопросно-ответной речи дети учатся отвечать на вопросы, которые несут в себе сам ответ, в период пересказа ребенок рассказывает о последовательности действий, дает описание своей поделки и характеристику работ других детей, рассказывает о предстоящей работе, последовательности выполнения задания, в период спонтанной речи привлекаются жизненные впечатления детей. На занятиях по изобразительной деятельности закрепляются навыки речи, полученные дошкольниками на логопедических занятиях.
Занятия по изобразительной деятельности в ДОУ должны проводиться регулярно. Элементы изотворчества могут вноситься в другие занятия.
Работа по эстетическому воспитанию начинается с обследования умений и навыков дошкольников. Воспитатель выявляет знания об основных формах, величинах, наличии понятий о строении предметов, их положении в пространстве, интереса к продуктивной деятельности.