Тема: Краткий обзор развития теории и практики воспитания и обучения детей с нарушениями речи за рубежом и в России

 

Народы Древнего Востока оставили много письменных памятников, которые дают представления о знаниях, быте и мировоззрении людей той эпохи. Первые упоминания о речевых расстройствах можно найти в трактатах врачей Междуречья, Египта, Индии, Китая, Греции, Рима, написанных за много веков до нашей эры и религиозном эпосе.

В найденных древних источниках по медицине отражены причины речевых нарушений (травма, ушиб мозга, врожденные отклонения, инфекционные заболевания, стресс, испуг), описание болезней (афазии, расщелин губы и неба, мутизма, заикания), способы лечения (хирургические операции, внушение), особенности строения органов речи у представителей отдельных наций (народ Китая, который отличается силой и звонкостью голоса). В книгах того времени делаются попытки отделить речевые расстройства от других аномалий развития с юридически-правовой целью и для прогнозирования результата лечения.

Наиболее полные и системные сведения о речевых расстройствах можно встретить у основоположника медицины Гиппократа (460-377гг. до н.э.), который упоминает о потери голоса, речи, косноязычии, невнятной речи, заикании. В своих сочинениях он пишет о главенствующей роли головного мозга в деятельности человека, описывает органы и функции слуха, зрения, излагает свой взгляд на механизм образования голоса и речи, определяет роль воздушной струи, языка, артикуляции, характеризует способы лечения отдельных расстройств голоса, речи, слуха.

Энциклопедист, древнегреческий ученый Аристотель (384-322гг. до н.э.) видел причину недостатков речи в неправильном строении или малой подвижности органов артикуляции. Он утверждал, что для членораздельной речи необходимы мягкий, длинный, подвижный язык, влажные губы, неширокое отверстие рта, наличие зубов. Ученый раскрыл отрицательное влияние немоты на развитие умственных способностей ребенка, рассматривал орган слуха как инструмент познания.

Древнеримский ученый, врач Авл Корнелий Цельс рекомендовал для устранения речевых расстройств хирургические, терапевтические средства и речевые тренировки.

Представитель педагогической мысли, теоретик ораторского искусства Марк Фабий Квинтилиан (35-96гг. н.э.) выступал сторонником общественного воспитания детей и придавал большое значение развитию речи ребенка с раннего возраста. Он утверждал, что изучение языка и занятия музыкой способствуют выработке хорошего произношения, улучшают стиль речи, делают ее более выразительной. Оратор обращал внимание на необходимость правильного речевого окружения ребенка, своевременное устранение дефектов звукопроизношения. Ученый считал, что если вовремя не принять соответствующие меры, то в дальнейшем речевые недостатки укореняться и их невозможно будет исправить.

В последующие периоды развития общества вопросы коррекции недостатков речи, указания по обучению речи слышащих детей отражались в работах по сурдопедагогике, т.к. логопедия еще не сформировалась как самостоятельный предмет. Вплоть до XVII века н.э. понятие глухонемоты мало дифференцировалось от немоты и дефектов речи при нормальном слухе. Лишь со второй половины XIX века в связи с развитием афазиологии недостатки речи при нормальном слухе начинают вызывать к себе интерес. В это время вопросы патологии речи у слышащих лиц хотя и приобретают самостоятельное значение, но имеют преимущественно медицинское содержание. Если сурдопедагогика акцентировала свое внимание на технике коррекции произношения и упускала из своего вида клиническое своеобразие патологии речи, то в медицинском направлении была другая крайность: исправление речи рассматривалось как лечебная процедура, которая проводилась врачами и медицинскими сестрами. Однако на практике такое «лечение» сводилось к неквалифицированному педагогическому воздействию.

В 1861г. французский врач П. Брокá открыл в головном мозге поле, относящееся к речи, и связал потерю речи с его поражением. В 1874г. немецкий психиатр и невропатолог К. Вéрнике установил связь понимания речи с сохранностью определенного участка коры головного мозга. Этими исследованиями была доказана гипотеза Гиппократа о связи речевых расстройств с морфологическими изменениями определенных отделов коры головного мозга. Наряду с осмыслением мозговых механизмов речи накапливаются сведения о различных видах речевых нарушений, появляются работы лингвистов.

Педагогическими истоками логопедии в России явились труды ученых, мыслителей – гуманистов, просветителей, педагогов XVIII – XIX вв. В.Г. Белинский, И.И. Бецкой, Н.А. Добролюбов, М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский уделяли свое внимание проблеме формирования речи, ее роли в воспитании ребенка. Они раскрыли значение языка для развития человеческого общества и каждого человека в отдельности, составили представление о правильной речи ребенка, назвали социальные и психолого-педагогические причины речевых недостатков, определили последовательность, задачи и условия формирования детской речи.

С 20-х годов XX века в нашей стране интенсивно разрабатываются вопросы этиологии речевых нарушений. Делаются первые попытки классификации речевых нарушений в зависимости от причин их возникновения (С.М. Доброгаев, М.Е. Хватцев и др.). Активную научную деятельность ведет Л.С. Выготский. Он является не только создателем отечественной психологии и дефектологии, но и одним из основоположников логопедии. Большой интерес у ученого вызывают дети, страдающие алалией. Ему принадлежат попытки тщательного психологического анализа изменений речи и мышления, которые наступают при афазии. Важное значение психолог придавал социальному общению, как условию развития речи и интеллекта.

Большую работу по организации логопедической помощи в стране ведут Ф.А. Рау, Д.В. Фельдберг, О.В. Правдина и др. Свое воплощение находит идея обучения детей дошкольного возраста с нарушениями речи. В стране открываются первые образовательные учреждения для детей данной категории. В институтах г. Петрограда (1918г.) и г. Москвы (1921г.) создаются кафедры логопедии, осуществляющие подготовку профессиональных кадров для работы с детьми, имеющими речевые расстройства.

Во второй половине XX века в определении педагогического направления логопедии существенную роль сыграли исследования Р.Е. Левиной. Она заложила основы детской логопедии, сформулировала принципы анализа речевых нарушений, разработала психолого-педагогическую классификацию нарушений речи. Учеными разрабатывается комплексный медико-педагогического подход к преодолению речевых нарушений у детей (С.С. Ляпидевский, В.И. Селиверстов). Создаются программы обучения и воспитания детей с различными нарушениями речи в дошкольных образовательных учреждениях (Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).

В настоящее время в области логопедии активно ведут свою работу Л.С. Волкова, Г.А. Каше, Р.И. Лалаева, В.И. Селиверстов, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина и другие исследователи. Учеными определены пути преодоления речевой недостаточности, содержание коррекционного обучения и воспитания, обоснована индивидуализация специального воздействия в логопедических учреждениях различного вида. Исследователями ставится вопрос о выделении дидактического аспекта дошкольной логопедии (дошкольной логопедагогики). Развитие получают методы психокоррекционной и психотерапевтической помощи лицам, имеющим речевые нарушения.

Таким образом, в отечественной истории формирования научной школы логопедии как фундамента логопедагогики прослеживаются три основных этапа:

1. До 1950 г. XX века происходит поиск и становление педагогических основ логопедии, открытие ДОУ для детей с нарушением речи, начинается квалифицированная подготовка логопедических кадров в стране.

2. До 1978г. XX века осуществляется обоснование и развитие комплексного медико-педагогического подхода к изучению и преодолению нозологически разных речевых расстройств, разработка основ детской логопедии, программ обучения и воспитания дошкольников с нарушениями речи в условиях специальных дошкольных учреждений.

3. Совершенствуются психолого-педагогические основы логопедии, идет поиск путей оптимизации психолого-педагогического изучения и коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями речи – этап продолжается по настоящее время.