Тема: Социальная адаптация и социализация детей с ЗПР
На социальную адаптацию детей с ЗПР влияют следующие факторы:
-особенности психического развития: нарушения познавательной деятельности, психомоторная возбудимость, повышенная истощаемость, нарушение работоспособности, эмоциональные расстройства, интеллектуальная пассивность, ограниченный объем знаний и представлений об окружающем, недоразвитие речи, конфликтность, некритичность, ослабление волевой регуляции поведения и т.п.;
-отсутствие преемственности в работе различных звеньев общественного воспитания;
-отсутствие связи с близкими людьми (родителями), нарушение общения с матерью, неудовлетворенная потребность в любви и ласке;
-отрицательный семейный опыт;
-отрицательный опыт пребывания в учебно-воспитательных учреждениях (обучение вместе с нормально развивающимися или умственно отсталыми детьми: ЗБР и АУР у этих детей и детей с ЗПР различные);
-низкая потребность в общении и дезадаптивные формы общения;
-неумение наладить отношения с другими людьми;
-неумение приспосабливаться к новым социальным условиям;
-ослабленные социальные возможности.
Препятствует социализации и адаптации детей с ЗПР:
-трудности формирования сюжетно-ролевой игры;
-неприятие взрослыми ребенка таким, какой он есть;
С детьми необходимо проводить:
-работу по формированию общения;
-расширять и уточнять знания об окружающем мире;
-развивать психические процессы (мышление, речь).
Педагоги должны:
-осуществлять моделирование жизненных ситуаций;
-проводить групповые и коррекционные занятия, игры с целью решения определенных задач общения;
-создавать условия для возникновения потребности в сотрудничестве;
-вызывать интерес к обсуждаемым вопросам;
-поощрять инициативные речевые проявления;
-создавать проблемные ситуации;
-привлекать детей к оценке своих и чужих поступков;
-проводить работу по коррекции познавательной деятельности и личностного развития;
-проводить работу с родителями (знакомить с особенностями общения детей с ЗПР, тренинги эффективного взаимодействия с детьми);
-осуществлять преемственность в работе дошкольного и школьного обучения.
В школе для детей с ЗПР предусматривается:
-введение курсов допрофессионального и начального профессионального образования;
-разработаны программы трудового обучения (столярное, слесарное, скорняжное, парикмахерское дело и др.);
-индивидуальные коррекционные занятия.
Индивидуальный подход осуществляется за счет небольшой наполняемости классов детьми (9-12 чел.). Лечебно-профилактическое направление КРО обеспечивает охрану здоровья школьников. В образовательных учреждениях предусматривается работа диагностико-консультативной и специальной психоневрологической служб. Последняя обеспечивает поддерживающую медикаментозную терапию, снимающую усталость, повышенную истощаемость, психомоторную расторможенность или вялость, другие энцефалопатические расстройства. Индивидуальная работа с психологом по коррекции психических процессов, регуляции собственного поведения, эмоциональной стабильности способствует позитивному умственному и личностному развитию школьников.
Большое значение придается коррекции и развитию у детей социально-личностных качеств, которые не были сформированы в семье. У детей возрождают утерянную веру в свои возможности, формируют мотивы учения, адекватную самооценку своих возможностей, создают ситуацию успеха. Педагоги поддерживают доброжелательную атмосферу, проявляют терпение и уважение к детям при работе с ними. Дети с ЗПР относительно легко входят в новую социальную среду, если она не стремится их переделать. Педагогу необходимо ознакомиться с личным делом каждого ребенка.
Работу с родителями должны проводить все специалисты образовательного учреждения: психологи, коррекционные педагоги, учителя, воспитатели. В педагогической работе с родителями основное внимание уделяется стилю и содержанию внутрисемейных отношений, привлечению их к участию в коррекционном обучении детей.