Задачи, принципы, методы, условия и направления коррекционно-педагогической работы по социально-личностному развитию детей с ЗПР

 

Задачи 1. Формирование адекватной самооценки, самостоятельности, адекватной возрастной идентификации. 2. Развитие общения и нормализация межличностных отношений. 3. Развитие эмоционально-волевой и мотивационной сферы. 4. Формирование осознанного морального поведения.
Принципы 1. Выявление типических и индивидуальных особенностей в развитии личности ребенка с ЗПР, анализ первичных и вторичных отклонений в их развитии. 2. Направленность педагогического воздействия на коррекцию и компенсацию нарушенного развития. 3. Опора на сохранные возможности и наиболее сильные стороны детей с ЗПР. 4. Дифференцированный и индивидуальный подход к детям. 5. Воспитание детей в коллективе. 6. Систематичность и последовательность в осуществлении коррекционно-воспитательной работы. 7. Единство требований к детям в ДОУ и семье.
Методы 1. Организация практического нравственного опыта, использование воспитательных ситуаций, поручений, проведение ролевых игр, тренингов для упражнения детей в положительных поступках, выработки коммуникативных умений и этических привычек. 2. Напоминание и объяснение норм и правил нравственного поведения. 3. Использование педагогом в качестве примера собственных действий и хороших поступков детей. 4. Проведение бесед на этические темы. 5. Методы стимулирования: наказание, поощрение и др. 6. Методы эстетического воздействия: чтение художественной литературы, ознакомление с произведениями изобразительного и музыкального искусства, просмотр театральных постановок, организация самодеятельности. 7. Использование контроля и объективной оценки детских поступков. Применение методов зависит от возраста детей, индивидуальных особенностей, уровня воспитанности каждого ребенка и группы в целом.
Условия 1. Систематическое фиксирование педагогом наиболее эффективных приемов коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР. 2. Установление взрослым положительного эмоционального контакта с детьми и обоснованной требовательности к ним. 3. Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ЗПР. 4. Формирование активной самостоятельной деятельности детей. 5. Установление четкой организации всей жизни и деятельности детей с ЗПР. 6. Правильное педагогическое руководство деятельностью детей с ЗПР.
Направления 1.Формирование коммуникативной деятельности, формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми. 2.Нормализация межличностных отношений и формирование межличностного взаимодействия у дошкольников с ЗПР. 3. Воспитание гуманных отношений к сверстникам. 4.Формирование мотивационно-волевой сферы у дошкольников с ЗПР. 5. Развитие эмоциональной сферы у детей с ЗПР. 6. Формированию уверенности в себе и нивелированию тревожности. 7. Формирование осознанного и правильного поведения у детей с ЗПР. 8. Коррекция поведения и развитие личности ребенка различными видами искусства.