Формы организации занятий с детьми, имеющими ЗПР

Выбор формы проведения занятия зависит от вида, содержания занятия и возраста детей. Выбор формы организации детей на занятии определяется целями и задачами конкретного занятия. Деление детей на подгруппы осуществляется с учетом возраста и результатов диагностического обследования. Определение ребенка в ту или иную подгруппу зависит от результатов диагностики, вида занятия, индивидуальных достижений в течение года. Так, на занятии по математике дети могут работать в одном составе, а на занятии по развитию речи – в другом. Индивидуальный и дифференцированный подход к детям во время занятий заключается в следующем:

 

1. Соблюдение дозирования индивидуальной нагрузки, как по интенсивности, так и по сложности материала.
2. Оказание индивидуальной помощи в виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения.
3. Введение специальных видов помощи (зрительных опор на этапе программирования и выполнения задания, речевого регулирования на этапах планирования и выполнения задания и т.д.).

 

Индивидуальный подход реализуется в процессе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий специалистов, а также индивидуальных занятий воспитателя по заданиям дефектолога и логопеда во время проведения «коррекционного часа». Состав детей и содержание «коррекционного часа» вносятся в «Тетрадь преемственности». Целью коррекционных занятий воспитателя является развитие познавательной деятельности, речи, закрепление навыков и умений, связанных с усвоением образовательной и коррекционной программ. Для эффективности «коррекционного часа», воспитатель организует параллельную работу детей: для одних подбирает знакомые дидактические игры, другим даются графические задания и упражнения. Один воспитанник или малая подгруппа детей занимаются непосредственно с воспитателем. Индивидуально с ребенком воспитатель занимается 10-15 мин., затем дети меняются местами. Для самостоятельной деятельности детей педагог подбирает игры, задания, упражнения, которые уже им знакомы и хорошо освоены по содержанию и способу действия. Эти игры, задания носят закрепляющий характер.

Кроме специальных занятий применяются различные формы и методы педагогического воздействия: беседы, экскурсии, наблюдения, досуги, игры, экспериментирование в условиях специально оборудованной лаборатории, моделирование и другие виды работы.

Таким образом, воспитатель должен знать закономерности формирования высших психических функций и закономерности развития личности в онтогенезе. Отбор содержания учебного материала производится на основе комплексного изучения ребенка. Обучение и воспитание детей с ЗПР осуществляется с позиции индивидуально - дифференцированного подхода. Образовательные и коррекционные задачи решаются в комплексе с применением специальных технологий и упражнений. Задачи обучения усложняются по мере взросления ребенка и перехода его от одной возрастной группы к другой.

За воспитателем и коррекционным педагогом закреплены определенные виды занятий. Исключение составляют занятия по социальному развитию, ознакомлению с окружающим миром, обучению игре, которые проводятся как воспитателем, так и коррекционным педагогом.