Должностные лица, имеющие право принесения протестов в порядке надзора
Надзорное производство в гражданском процессе может быть возбуждено только по протестам специально уполномоченных на то законом должностных лиц суда и прокуратуры. Согласно ст. 439 ГПК, протесты в порядке надзора вправе приносить следующие должностные лица:
Председатель Верховного Суда Республики Беларусь, Генеральный прокурор Республики Беларусь и их заместители – на судебные постановления любого суда Республики Беларусь, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда Республики Беларусь;
председатели областного, Минского городского судов, прокуратуры области, города Минска и приравненные к ним прокуроры - на решения и определения районных (городских) судов и кассационные определения судебных коллегий по гражданским делам областных, Минского городского судов;
председатель Белорусского военного суда, Белорусский военный прокурор - на решения и определения межгарнизонных военных судов, которые не были обжалованы или опротестованы в кассационном порядке.
Приведенный перечень должностных лиц, имеющих право принесения протестов в порядке надзора, является исчерпывающим. Другим должностным лицам суда и прокуратуры (например, заместителям председателя областного суда и прокурора области, председателям районных судов и т. д.) такое право законом не предоставлено.
Принесению протеста в порядке надзора предшествует истребование и изучение гражданского дела соответствующим должностным лицом суда и прокуратуры.
Истребовать дело из суда и войти с представлением к вышестоящему прокурору о принесении протеста в порядке надзора вправе районные (городские) и межрайонные прокуроры.
Протест в порядке надзора может быть принесен как на все решение суда в целом, так и на его часть.
Недопустимо принесение одного протеста на судебные постановления по двум и более гражданским делам. По каждому делу протест составляется отдельно.
Принесение протестов в порядке надзора каким-либо сроком не ограничено. Поэтому соответствующие должностные лица вправе опротестовать в порядке надзора судебные решения, определения и постановления в любое время после их вступления в законную силу.
Протест в порядке надзора по своему содержанию должен отвечать тем же требованиям, что и кассационный протест. В частности, в нем должны содержаться следующие сведения:
наименование суда, которому он адресуется;
сущность судебного решения, определения или постановления, которое опротестовывается;
обоснование вывода о неправильности данного судебного акта со ссылкой на нормы права, которые были нарушены при рассмотрении и разрешении дела;
в чем заключается просьба должностного лица, принесшего протест;
подпись должностного лица.
Протест в порядке надзора представляется в суд с копиями по числу лиц, участвующих в деле. К нему могут быть приобщены письменные материалы (акты, документы и т. п.).
Должностное лицо, принесшее протест в порядке надзора, вправе его отозвать. При этом отзыв протеста допускается только до начала рассмотрения дела судом. В ходе рассмотрения дела этот протест не может быть ни отозван, ни изменен.
Об отзыве протеста должны быть уведомлены стороны и другие юридически заинтересованные в исходе дела лица.
В силу ст. 441 ГПК должностные лица, которым предоставлено право принесения протестов в порядке надзора, могут приостановить исполнение соответствующих судебных решений, определений и постановлений до окончания надзорного производства, за исключением судебных актов, которые, согласно закону, подлежат немедленному исполнению или если суд допустил их немедленное исполнение.
При отсутствии оснований для принесения протеста в порядке надзора об этом сообщается лицу, обратившемуся с надзорной жалобой, с указанием мотивов отказа.