Художественно-конструкторский анализ изделия и выявление его формы

Художественно-конструкторский анализ может дать достаточно полное представление о потребительских качествах изделия, а также его эстетической характеристики.

Прежде чем начать работу над будущим изделием, необходимо провести подобный анализ различных аналогов заданного изделия. При этом наиболее действенным будет анализ как лучших образцов, так и рядовых или даже тех, которые имеют недостатки.

В стадии анализа, который лучше проводить параллельно по двум или

нескольким аналогам, появляется возможность сопоставления отдельных качеств. Особенно это наглядно именно в сравнении, когда видны сильные и слабые стороны изделия.

Какое бы изделие ни рассматривалось, общие вопросы для выявления его потребительских качеств и последовательность анализа могут быть сформулированы следующим образом:

1. Ознакомление по различным источникам – патентным материалам, каталогам и проспектам с существующим уровнем решений, относящихся к аналогам заданного для проектирования изделия. Выявления тенденций в решениях.

2. Подбор действующих аналогов проектируемого изделия и составление подробного, охватывающего все этапы или стороны условий, описания процесса его использования.

3. Анализ функциональных требований.

3.1. Учет и оценка всех качеств, определяющих связи «человек-предмет». Сюда будут входить две группы связей: эргономические (относящиеся к форме предмета и ее восприятию) и эстетические.

3.2. Выявление связи «предмет 0 среда».

3.3. Выявление соответствия всех элементов формы назначения предмета.

4. Выявление соответствия формы конструктивной основе.

4.1. Логика развития формы как продолжения структуры.

4.2. Выявление в форме тектоники конструкции (соответствие формы тектонике).

5. Анализ соответствия материалов.

5.1. Функциональное соответствие.

5.2. Конструктивное соответствие.

5.3. Использование декоративных возможностей материалов.

6. Анализ технологичности предмета как в отдельных элементах, узлах и деталях, так и в целом.

7. Анализ композиционного решения формы.

7.1. Целостность формы.

7.2. Единство характера всех элементов.

7.3. Соответствие формы стилевой направленности.

8. Общее заключение по изделию.

Данный ход анализа будет достаточно общим для самых различных промышленных изделий, но это только общность позиции исследования качества. В самом же методе рассмотрения по перечисленным пунктам, в выявлении тех или других качеств будет своя специфика и конкретизация.

В связи с необходимостью разных подходов к анализу различных промышленных изделий возникает необходимость в разделении их на группы. Все промышленные изделия можно разделить на четыре группы;

▪ изделия, непосредственно обслуживающие человека (предметы быта, обихода – одежда, обувь, мебель и пр.);

▪ изделия, непосредственно обслуживающие человека и выполняющие техническую функцию (бытовые приборы, электроаппаратура и пр.);

▪ промышленные изделия, выполняющие рабочую функцию без непосредственного участия человека (автоматизированные системы, узлы механизмов машин).

Такая классификация дает возможность более точно определить методику анализа для каждой из групп изделий.

Разберем более подробно ход анализа, его этапы в последовательном порядке, обращая внимание на наиболее существенные стороны:

- функциональные требования;

- выявление соответствия формы конструкторской основе;

- соответствие материалов выполняемых ими функций;

- композиция изделия.