Изделия из художественного железа и чугуна

Наиболее часто русские мастера ХVI - ХVII вв. использовали кованые изделия из железа при декоративном оформлении дверей, оград и решеток, подзоров церквей. Наиболее древнее кованое изделие из железа в России относится к ХII в. и хранится в Государственном историческом музее (г. Москва). Этим предметом является сечка с фасонной ручкой. Нерабочая часть сечки украшена сквозным узором и силуэтами двух коней.

Особенно интересные изделия из кованного металла, исполненного в ХVII - ХVIII вв. сохранились в Москве [6]. Например, на рис.2.33 приведен вид подзоров для церквей, которые выполнены из металлического листа с просеченным орнаментом. Эти подзоры были выполнены в 1684 г. для большого собора Донского монастыря и церкви Покрова в Филях в 1692 г.

 

 

Рис.2.33. Кованые подзоры для церквей (Россия)

 

Из сохранившихся кованых решеток ХVII в. особенно интересна форма решетки в церкви Успенья в Гончарах (г. Москва). Она выполнена из кованых стержней прямоугольного сечения 25х25 и 13х25 мм, а в ее рисунок включено изображение христианского креста с косой пленкой [6].

Из русских решеток, выполненных в стиле ренессанса или как определялось в заказе «по заморскому образцу», особенно красива так называемая «золотая решетка» московского Кремля. Ее отковали в 1670 г. из железа с изображениями фантастических зверей, птиц и голов скоморохов. Элемент этой решетки представлен на рис.2.34.

Решетка после ковки и чеканки была покрыта позолотой, а витки спиралей окрашены в различные цвета – синий, фиолетовый, зеленый и оранжевый. Манера исполнения «золотой решетки» похожа на решетку собора Резинальде (Дания), выполненную в ХVII в. У них общее строение спирали с неясно выраженными фигурами, заплетенными в ткань орнамента. Однако в датской решетке дополнительно имеется орнамент в форме букета цветов, расположенный по ее центру.

В ХVIII в. искусство ковки украшений для оград и ворот было освоено многими русскими кузнецами, причем рисунок одного мастера часто отличался от другого. Основной тип рисунка – симметричные мотивы серцевидных фигур с завитками.

 

Рис. 2.34. Элемент «золотой решетки» Кремля. Бронза. (Россия)

 

На рис. 2.35. приведены несколько характерных типов церковных кованых оград с различной манерой оформления вертикальных прутьев.

 

 

Рис. 2.35. Элементы чугунной ограды (Россия)

 

 

Со второй половины ХVIII в.стали появляться первые чугунные художественные отливки, которые изготовлялись на заводах Демидова на Урале. Одна из них датирована 1756 г. Особенно много художественных отливок было в московских домах и загородной усадьбе самого Демидова. В частности, эта усадьба носила название «Нескучное» и в ней были широко представлены самые разнообразные виды художественного литья: статуи в полный рост человека, вазы, кресла, пьедесталы и др. Можно утверждать, что работы русских мастеров из чугуна были одними из первых и лучших в конце ХVII и начале ХVIII в. Причем в ХVIII в. как в искусстве выполнения кованых оград или решеток, так и при исполнении их методом литья чувтвовалось влияние как западных барочных мотивов, так и яркая декоративность стиля рококо.

На рис.2.36. изображен фрагмент первых литых чугунных ворот, а на рис. 2.37. – фрагмент первой решетки чугунной ограды, которые были выполнены в россии в ХVIII в. на литейных заводах Демидова [7].

 

 

Рис. 2.36. Фрагмент литых чугуных ворот (Россия)

 

 

 

Рис. 2.37. Элемент чугунной ограды (Россия)