Возникновение промышленного ( индустриального ) дизайна

 

Ремесленник или мастер выполнял те или иные предметы вручную или

с использованием примитивных приспособлений. Приэтом он обычно изготовлял предмет от начала и до конца. Начавшееся в XVIII в. разделение труда достигло нового этапа в середине ХIХ века, когда стало возможно серийное или массовое производство различных изделий. В этих условиях возникла необходимость в точных чертежах изделия, его макетах, моделях и иной технической документации. Эту новую задаче стала решать проектная деятельность, которая была встроена в систему создания изделия. В начале развития проектной деятельности источником формирования задач и содержания проектирования чаще всего служил прототип, а не анализ сферы потребления изделий и функциональных процессов [1.1]. Такое проектирование называют прототипным. Для проектировщика прототип является формой выражения целей, норм, средств и операций проектирования, а также процессов и процедур преобразования объекта (исходного материала) в продукт. Прототипное проектирование – это промежуточная фаза в переходе от ремесленного воспроизводства предметного мира к высокоорганизованному промышленному производству. Научно-технический прогресс ХIХ века привел к резкому расширению номенклатуры предметного окружения. Новые технические приборы для быта, оборудования и машины на фабриках и заводах, транспортных устройств, создаваемые на основе технических решений творцов в лице ученых и изобретателей, быстро входили в повседневную жизнь: радио, автомобиль, телефон, фотоаппарат и др. Техническая цивилизация породила идеи вытеснения гумманистических ценностей и духовных традиций прагматизмом, идеологией практической целесообразности [1]. В художественной культуре это явление отразилось в появлении авангардных течений и абстрактного искусства. Примером этого искусства является направление созданное Казимиром Малевичем (1878-1935) известное как Суперматизм», обозначающий «превосходство» или «доминирование». Это геометрические одноцветные фигуры, располагающиеся в пространстве вне конкретной ситуации: например его картина «Черный квадрат» - это черная геометрическая фигура в белой бездне образует динамично-статичную гармоничную композицию. Однако в ХХ веке наступило понимание, что предметы массового производства должны и могут быть не только утилитарными, но и обязательно удобными в обращении и красивыми. Так в англоязычных, а затем и других промышленно развитых странах возник «Industrial design» - индустриальный дизайн. Этот вид дизайна охватывает художественно-промышленное проектирование изделий машиностроения, технологического оборудования, транспортных устройств и всех объектов технического назначения как в народном хозяйстве в целом, так и предназначенных для бытового применения (товары народного потребления). При этом если при выборе оборудования покупателем прежде всего он обращает внимание на технические характеристики изделия, то для товаров народного потребления, например легковые автомобили или предметы домашнего обихода первоначально на выбор товара влияет его внешняя привлекательность.

Специалистами Научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИТЭ, г. Москва) предложена следующая номенклатура эстетических показателей качества и единичные (более конкретные) показатели, дифференцирующие содержание первых:

1) художественная выразительность: образная выразительность; оригинальность; стилевая определенность; соблюдение требований моды; соответствие окружающей среде;

2) рациональная организация формы: функциональная обусловленность;

3) композиционная целостность: соответствие эстетически значимой формы эргономическим требованиям; гармоничность объемно-прост-ранственной структуры; тектоничность; пластичность; упорядочность графических и изобразительных элементов; цветофактурное решение (цвет, фактура, орнамент).

В качестве примера на рис.1.3 представлена эволюция дизайна легкового автомобиля в период от его создания в 1886 до 2004 г.[1].

 

 

Рис.1.3 Эволюция дизайна легковых автомобилей в период с 1886 – 2004 гг.

 

Современный промышленный дизайн возник из симбиоза ремесленного художественн-прикладного творчества, машинного промышленного производства, архитектурного и инженерного проектирования. Конкретнее, из операций, предваряющих собственно массовое изготовление промышленной продуцкции, т.е. проектирования. Дизайнерский подход к решению проектных задач характеризуется комплексным учетом широкой гаммы формообразующих факторов, под которыми понимаются жизненные условия и обстоятельства, оказывающие влияние на формообразование, понимаемое как синтез ряда объективных социально-экономических, функциональных, деятельностных, инженерно-технологических и других сложно взаимодействующих аспектов образа жизни. Методически факторы можно сгруппировать следующим образом.

Во-первых, это факторы, обусловленные направленностью проектирования на удовлетворение утилитарных запросов потребителей-пользовате-лей продукции. Затем следуют факторы жесткой заданости производственно-экономических условий. Третья группа диктуется необходимостью обеспечения коммерческого успеха при реализации продуктов производства.

Детализация первой группы факторов (наряду с высокими технико-функциональными параметрами) включает в себя понятия удобства, комфорта и безопасности эксплуатации, гармрничности формы, соответствия окружающей среде, вписываемости в нее.

Детализация второй группы касается проблем конструктивного решения, технологии изготовления, применяемых материалов, комплектующих элементов с учетом экономической целесообразности.

Третья группа факторов связана с маркетингом, включает вопросы анализа потребительского рынка, учета социальных аспектов, тенденций моды, защиты корпоративных интересов, комплексного представления продукта, его рекламы, обратной связи от потребителя к производителю (проектировщику) и т.д.

С момента зарождения и особенно с начала американского периода (1930-е годы) дизайну присущ коммерческий характер. Наряду с новыми технолдогиями, оригинальными инжкнерными решениями, организационными нововведениями дизайн стал неотъемлемым фактором повышения колнкурентоспособности.

Позиция ведущих американских дизайнеров и прежде всего в создании предметного окружения, создания товаров и услуг звучит следующим образом: «Самая важная цель дизайна – заставить звонить кассу, выбивающую чеки» [1.4].