Творчество М. Горького для детей

Творчеству М. Горького в детской литературе принадлежит особое место. Очень велик его вклад в ее развитие, и оценивается этот вклад не только его произведениями, но и тем пристальным вниманием, которое он уделял детской литературе, начиная со своих первых публикационных опытов. Уже в первых своих газетных статьях Горький требовал обязательного изучения в школе лучших образцов литературы.

В 1910 г. в послании международному конгрессу семейного воспитания он формулирует требования к воспитанию детей. В 1917 г. на заседании Лиги социального воспитания — остановился на целях воспитания:

1. насыщение человека знаниями о мире и о нем самом;

2. формирование характера и воли;

3. развитие способностей.

Горький ратует за радостное детство и за воспитание такого человека, для которого жизнь и труд — наслаждение, а не подвиг. Воспитание такого человека писатель связывает с ростом культуры и даже выдвигает тезис: «Охрана детей — охрана культуры». Основой культуры народа Горький считал язык, поэтому считал: приобщение детей к народному языку — одна из важнейших задач воспитания. Говоря о литературе для детей, Горький утверждал: «Ей нужны не ремесленники, а художники; поэзия — а не суррогат поэзии. Она не должна быть придатком литературы для взрослых».

Защищал развлекательную литературу для детей, ведь ребенок познает мир через игру. Он играет и словом, и таким образом учитываются тонкости родного языка. Поэтому детская книга должна учитывать требования детей в увлекательном, захватывающем чтении.

Горький призывал издателей тщательно отбирать для детей наиболее ценные книги мировой и отечественной литературы, привлекать к детской литературе серьезных писателей, ученых, художников. Он много работал с начинающими писателями, и некоторые под его влиянием обратились к детской литературе. Горький советовал им читать народные сказки. В план изданий детских книг он рекомендовал включать былины, греческие мифы, скандинавский эпос, сказки из «1001 ночи».

Писатель рассуждал о том, каким должен быть образ героя в детских книгах, говорил о том, что стоит несколько преувеличивать как хорошие, так и плохие его черты. Он говорил: в книгах для младшего возраста уместнее раскрывать характер героя через его поступки, а детям постарше — показывать становление характера.

По инициативе Горького возник первый революционный детский журнал «Северное сияние».

Рассказы Горького для детей публиковались и до революции. Некоторые из них печатались в сборниках «Знание», которые пользовались большой популярностью в демократической среде.

Сказки Горького: «Воробьишко», «Самовар», «Случай с Евсейкой», «Про Иванушку-дурачка».

Сборник «Елка» — задуман был книжкой веселой. В его сказке «Самовар» нет проповеди, но нравоучение содержится. Оно обличено в забавную форму, так что легко воспринимается читателем.

Общественные идеи и творческие принципы Горького оказали сильнейшие развитие детской литературы.