Жанровое своеобразие ДЛ

Жанры ДЛ почти те же, что и во взрослой лит-ре. Но некоторые используются чаще. Н-р, в прозе — сказки, рассказы, повести; В поэзии — стихи и песни; в драматургии — короткие пьесы из 1-2 актов. Особо выдел. пословицы, поговорки, загадки. Все это жанры фольклорные, в основе кот. лежит поэт. образ. В них отражается народ. мудрость, меткость яз., точность оценок.

Загадка — иносказательное описание предмета, явления, процесса, предполагает у того, кому адресована, сообразительность, т. к. привлекает внимание к необыч., неожиданным свойствам предмета. Эти сверхминиатюрные пр-я учат думать, сопоставлять, видеть отдельные признаки предмета и по ним воссоздавать целое. Загадки — сп-б творческого обследования дейст-ти, освоения окруж. мира, одно из средств развития воображения. Поэт. они привлек. внимание писателей и часто включ. в изд-я д\детей.

Пословица — афористически сжатое, грамматически и логически законченное пр-е с поучит. смыслом. Оч. часто она им. ритмически организованную форму. Ф-я — обучение детей нравств. нормам, передача им жизненного опыта, соц. и быт. оценок.

Поговорка — образное выражение, оборот речи, метко опред-й к.-л. явление жизни. В отличие от пословицы, поговорка лишена поучит. смысла, она обобщает народ. наблюдения, накопленный веками опыт. Она обогащает восприятие реб-ка, способствует формир-ю воображения. Н-р, 7 пятниц на неделе. Такие поговорки учат особому строю мышления, законченности и опред-ти высказ-я, приобщают детей к выработанной в ходе историч. развития народной мудрости, влияет на их поведение и поступки.

Знакомство детей с пр-ми эт. жанров ведет к познанию реб-м разл. сторон жизни. Они учат мыслить обобщенно и видеть жизнь более тонко, распознавать оттенки отношений, поступков людей.

Сказки — эпическое, по преимуществу прозаическое пр-е волшебного, авантюрного \ быт. хар-ра с установкой на вымысел. Сущ. фольк. и лит. (авторские) сказки. Самые активные чит-ли сказок — дети 3-11 лет. Они любят и быт. сюжеты, и волшебные. Особ. привлекают их сказки, в кот. много юмора. Дети предпочит. монологическим пр-м диалогич.

Народные, несовременные сказки нуждаются в обработке. Со временем язык претерпевает изменения, слова из активн. лексики — в пассивн., некот. их них исчезают.

Сказка — трудный д\пис-ля жанр. «Какой угодно ценою воспитать в ребенке человечность», — так сформулировал цель сказочника К. И. Чуковский. Сказки 3 группы в соотв-и с возрастными категориями чит-лей:

  1. Сказки д\дошкольников 3-7 лет — призваны способствовать постижению детьми разнообр. предметов и явл. окруж. мира. «Теремок», «варежка», «Колобок». Из таких пр-й дети получают самые простые уроки нравственности.
  2. Сказки д\детей 7-8 лет — сложнее, больше по размеру. Направлены на то, чтобы помочь реб-ку в первых шагах самопознания. Реб-ку в эт. период интересны те сказки, кот. помогают ему познать самого себя, ориентир-т его в возможностях самореализации. «Вини-пух».
  3. Сказки 9-10 лет — сказки, кот. пытаются приоткрыть реб-ку взрослый мир, вводят чит-ля в с-му общ. отношений. «Сказки Джани Родари и Андерсена».Соц. сказка уважает своего чит-ля, размышляет вместе с ним, показывает ему природу общ-ва ч\з повествование о судьбах сказ. героев. В отличие от сказок д\более младшего возраста, где важн. элем-м содерж-я явл. ответ на поставленный ?, в сказках д\эт. возраста ??? м. б. только поставлены, а ответ реб-к д. найти сам. Это способствует развитию мышления детей, формир-ю потребности искать свою позицию. Д\9-10-летних детей это важно д\осознания себя личностью.

Умело построенная сказка позволяет показать реб-ку окруж. мир от простейших связей до осознанной дейст-ти. Жанры ДЛ формир-ся под влиянием особенностей восприятия детьми худ. лит. Д\детей мл. возраста предпочтительны короткие пр-я. Это связано с восприятием детьми окруж. дейст-ти. Поэт. в пр-х д\детей место действия ограничено, а м\у событиями проходит совсем мало времени. Но постепенно, взрослея, реб-к нач-т ощущать день не таким долгим. Соответственно, увелич-ся объем пр-й. Уже в 11-14 лет дети могут охватить довольно большие пр-я. («Белеет парус одинокий» Катаева). Чем младше дети, тем проще по составу д. б. пр-е. С эт. целью практик-ся адаптация и пересказ взрослых пр-й. (Гаврош из романа Гюго «Отверженные»). Если подобной лит. обработке подвергается классич. пр-е, то реб-к приобщается к лит. пр-м мир. лит-ры.