Овладение речевой деятельностью в процессе обучения.

Развитие речи в младших классах осуществляется в первую очередь на уроках родного языка. Овладение речью идет по линии развития звукоритмической, интонационной стороны речи; по линии овладения грамматическим строем; по линии развития лексики; по линии все большего и большего осознания учащимися собственной речевой деятельности.

Грамматические значения, которые несут формальные части слова, раскрывались в эксперименте Л. И. Айдаровой с помощью определенной системы действий: изменение исходного слова и получение нового; сравнение значения исходного слова и новых; сопоставление формы исходного слова и новых, выделение морфем; установление значения морфем и выяснение всей системы сообщений, передаваемой целым словом.

Детям давали, например, слово «книга» и спрашивали, что оно сообщает, о чем говорит. Дети вначале указывали только на прямое, вещественное значение этого слова. Учитель несколько изменял значение слова и предлагал детям сказать о том, что сообщает слово «книги», есть ли разница в значении слова «книга», в чем она состоит, что в словах передает эту разницу.

Последовательное различие сообщений при изменении формы слова позволяет раскрыть детям значение и морфологическую структуру анализируемого слова.

При такой организации обучения в центре оказывается самая важная функция языка — коммуникативная. Раскрыть коммуникативную функцию языка для ребенка — значит научить его планировать, высказывать свои замыслы языковыми средствами, предвидеть возможные реакции собеседника, меняющиеся условия общения, контролировать свою речевую деятельность.

К концу дошкольного возраста в основном уже закончено развитие звуковой (фонетической) стороны речи. Ребенок практически владеет всеми звуками. Запас слов у него довольно большой. Дошкольник умеет пользоваться грамматическими формами родного языка, связывает слова в предложения (простые и сложные).

Обучаясь чтению, первоклассник испытывает большую трудность в слиянии звуков в слоги. Смысловая (семантическая) сторона речи у ребенка при поступлении в школу тоже бывает еще недостаточно развита. Значение слов нередко понимается неточно: иногда происходит сужение этого значения, иногда неправомерное расширение.

Например, ученик впервые услышал слово «рычаг», примененное по отношению к деревянной слеге (длинной толстой жерди). Новое слово стало для мальчика обозначением не физического тела с точками приложения сил, а толстой и длинной палки. Здесь наглядное представление помешало отвлеченному пониманию значения слова. Другой ученик, неоднократно видевший весы с чашкой, сначала отказался признать весами металлический стержень с делениями. Но потом ребенок понял устройство этого приспособления, и значение слова «весы» у него стало более широким, обобщенным.

Речевое общение со взрослыми и особенно учение в школе не только количественно увеличивают у детей их словарный запас, но и обогащают его качественно, уточняют значение слов.

Неумение схватывать главные мысли в речи, находить нужные слова и строить фразу часто ведет к тому, что ученик (особенно в первом и втором классах) не всегда может изложить содержание прочитанного своими словами, а предпочитает пересказывать его буквально. Хотя словарь ребенка в это время уже довольно обширный, он является скорее пассивным, чем активным, т. е. ребенок, зная и понимая многие слова, не всегда может употреблять и находить их в нужный момент.

Речевое общение людей состоит не только в том, что человек говорит, но и в том, что он сам слушает другого. Восприятие младшим школьником речи учителя тоже имеет свои особенности. Так, первоклассник вначале не всегда понимает, что учитель, говоря классу, говорит и для него. Педагогу приходится иногда лично обращаться к ребенку, чтобы тот понял, что данное указание касается и его.

Следует отметить еще одну особенность восприятия речи младшими школьниками, особенно первоклассниками. Часто дети, не дослушав объяснения учителя, что и как надо делать, готовы немедленно действовать. Многие ребята, уже настроившиеся действовать, перестают слушать или понимать слова учителя.

Не сразу овладевают дети и восприятием текста при чтении про себя. Здесь, в отличие от устной речи, отсутствуют интонация, пояснительные жесты. Это затрудняет понимание. С такими же трудностями встречаются дети при передаче своих мыслей в процессе письма.

Речь детей, поступающих в школу, имеет не только некоторые недостатки, связанные с возрастными особенностями, но и отрицательные качества, заимствованные от окружающих людей, которые иногда по неграмотности, иногда умышленно коверкают слова, неправильно их произносят. Так, дети, очень склонные к подражанию, вместо «да» говорят «ага», вместо «уши» — «ухи», вместо «не трогай — «не трожь» и т. п.

Учителю еще в начальных классах надо прививать детям любовь к правильному, точному употреблению слов и фраз и отвращение ко всяким искажениям речи.

В первом классе детей надо прежде всего научить различать и правильно произносить все звуки языка. Это помогает развитию фонематического слуха, очень важного для устной речи и для обучения правописанию.

Если у ребенка имеются недостатки речи, надо с первых дней обучения в школе заниматься их исправлением, делая это с необходимым педагогическим тактом. Таким детям следует внушать, что они научатся говорить правильно. Недопустимо, чтобы в классе смеялись над дефектами речи отдельных ребят.

При обучении в школе речь ребенка быстро совершенствуется, если к ней предъявляются необходимые требования и в звуковом, и в лексическом (словарном), и в грамматическом соотношении.

Очень важно, что в школе речь начинает становиться предметом изучения. Дети узнают, что речь состоит из предложений, предложения — из слов, слова — из слогов и звуков. Школьники учатся выделять каждый звук из слова и слога (анализ), а выделенные звуки сочетать в слова (синтез).

Как утверждают ученые, процесс обучения чтению имеет три стадии: аналитическую, когда ученик знакомится со звуками и обозначающими их буквами, синтетическую, когда, читая, объединяет звуки в слоги, а слоги в слова, и аналитико-синтетическую, когда ребенок быстро соотносит буквы с соответствующими звуками и легко соединяет их, бегло прочитывая слова.

Если при чтении ребенок идет от букв к звукам, то при обучении письму — наоборот: от звуков к буквам. Различают четыре стадии в выработке навыка письма. Первая — ориентировочная стадия, когда ребенок приучается пользоваться орудием письма (карандашом, ручкой). Нередко это происходит еще в дошкольном возрасте в процессе рисования. Вторая стадия — аналитическая, когда школьник учится писать элементы букв; третья стадия — буквенная, когда он пишет буквы, и, наконец, четвертая стадия — связное письмо слова. Этот процесс вначале происходит медленно. Затем постепенно ускоряется, что нередко вызывает временное понижение качества письма. При внимательном отношении учителя к работе учащихся этого недостатка можно избежать или преодолеть его специальными упражнениями.

Для развития устной речи ребенка учителю не следует ограничиваться ответами, в которых почти дословно воспроизводится текст. Следует задавать ребенку дополнительные вопросы, ответы на которые требуют некоторой перестройки материала, прочитанного в книге, передачи его своими словами. Иногда можно прямо спросить ученика: «А как об этом можно сказать иначе?» Для развития речи очень полезны сочинения на свободные темы (развивающие творческое воображение), а также диалоги между учениками, например, о том, что они видели на экскурсии, в кино, театре и т. д. В таких беседах дети учатся думать самостоятельно, а где четкая мысль, там и точная, понятная речь (как устная, так и письменная).

Очень помогают развитию речи монологи учеников, не прерываемые учителем, который, дослушав ребенка до конца, указывает недостатки рассказа.

Для развития речи, для обогащения лексического запаса большое значение имеет чтение. Поэтому необходимо с первых дней обучения детей в школе воспитывать у них интерес и любовь к книге, приучать их к самостоятельному чтению не только в школе, но и дома. Устные и письменные пересказы прочитанного способствуют развитию у учащихся связной речи, обогащают их язык речевыми оборотами. Очень полезно проводить в начальных классах объяснительное чтение, в процессе которого дети раскрывают значение слов, подбирают синонимы и антонимы, выделяют в тексте основные мысли, составляют план рассказа.

Уроки грамматики и правописания в младших классах вырабатывают у детей осмысленное отношение к тексту и навыки литературной речи.

Большое значение имеют специальные занятия по развитию речи. Учитель требует от детей правильного произнесения отдельных слов и предложений с соблюдением ударений, грамматических форм, пауз, необходимой интонации. Он добивается от ученика полных, развернутых ответов на вопросы, соблюдения определенного плана в рассказе или описании. Учитель заставляет ученика подумать, прежде чем говорить, и следит не только за содержанием его ответов, но и за формой изложения.

Образцом для учащихся должна быть безукоризненно правильная, ясная, четкая, содержательная и в меру эмоциональная речь учителя.

Большую помощь в развитии речи младших учащихся оказывают наглядные пособия, различные технические средства обучения. Этой же цели служат внеклассная работа, посещение театра, участие в художественной самодеятельности, кружках художественного слова и т. п.

Развитие речи учащихся тесно связано с активным приобретением ими знаний об окружающем мире, с общим ростом их культуры, повышением познавательных интересов, развитием любознательности и наблюдательности.