Автоматизированная система управления движением пассажирского транспорта

В условиях резкого увеличения транспортных потоков на дорогах особенно остро встают такие проблемы, как рост дорожно-транспортных происшествий, увеличение выбросов токсичных веществ из двигателей автомобилей, потери времени на перекрестках.

Большая роль в решении этих проблем отводится организации управления движением транспорта, что позволит решить острые проблемы пропускной способности загруженных магистралей, улучшить экологическую обстановку в городе я будет способствовать экономик топлива.

Одной из важнейших задач оперативного диспетчерского управления движением наземного городского пассажирского транспорта является создание автоматизированной системы управления (АСУ) движением, получившей сокращенное наименование "АСУ-Рейс", и подсистемы: "Старт-радиосеть", предназначенной для сбора информации о транспортных потоках, и дистанционного управление светофорами с использованием радиоканала.

Подсистема "Старт-радиосеть" позволяет расширить зону действия на весь город, благодаря использованию радиоканалов вместо кабельных линий, которых, во-первых, не хватает, во-вторых, они недостаточно надёжны, а к тому же затрать на их эксплуатацию значительно выше.

Главная задача подсистемы "Старт-радиосеть" - сбор и доставка данных о транспортных потоках со всех перекрестков (например, Москвы) на центральный пункт управления, где они обрабатываются в вычислительном комплексе. Именно здесь с учетом всей транспортной обстановки будут вырабатываться команды на оптимальное перераспределение транспортных потоков, смену числа полос движения в каждом направлении, переключение каждого светофора в масштабах целого города. Сбои и задержки в доставке столь ответственных команд недопустимы.

В условиях сложной электромагнитной обстановки крупного города, ограниченного частотного ресурса создается пакетная интерактивная радиосеть с высокой пропускной способностью. Жесткие требования к задержкам при высокой надежности доставки сообщения ограничивают возможность применения стандартных пакетных радиомодемов. Поэтому для передачи применяются особые методы защиты информации, являющиеся ноу-хау.

Интеллектуальные цифровые окончания радиоканалов выполняют первичную обработку данных, интерпретацию и упаковку информации, предназначенной для передачи в центр. Если связь с центральной станцией по какой-либо причине нарушится, оборудование светофорного перекрестка автоматически переключается на автономный режим управления транспортным потоком. Регулировщик, прибывший к перекрестку, где было нарушено управление из центра, сможет воспользоваться выносным пультом ручного управления.

Объективные данные о транспортной обстановке в городе, получаемые от подсистемы "Старт-радиосеть", можно использовать для более точного планирования дорожного строительства. Кроме того, оптимизация движения транспорта в масштабах целого города позволит с помощью относительна небольших затрат сэкономить в городе крупные средства, которые пришлось бы вкладывать в строительство дополнительных многоуровневых развязок, тоннелей и путепроводов.

Внедрение системы позволит также сократить число регулировщиков движения, освободив людей от тяжелой работы, связанной с повышенной вредностью.

Система "Асу-рейс" предназначена для упорядочения движения общественного наземного транспорта.

При разработке этой системы был тщательно проанализирован и изучен отечественный и мировой опыт создания и применении подобных систем, основные перспективные направления научно-технического прогресса в данной и смежных областях транспортной автоматики, учтены рекомендации Международного союза общественного транспорта, а также специфические особенности и масштабы городской инфраструктуры.

Основные принципы построения радиотехнического комплекса, включая протокол связи, принципы построения модемов, специализированное устройство ввода-вывода информации (адаптер радиоканала), разработаны с учетом современных требований по управлению большими транспортными потоками.

Техническая реализация "АСУ-Рейс" может быть охарактеризована следующим образом: каждая транспортная единица (ТЕ) оборудуется радиостанцией для связи с центром управления, одометром (измерителем пройденного пути), приемником радиоканала ближнего радиуса действия, датчиком наполнения ТЕ, табло-пультом водителя и микропроцессорным: блоком, корректирующем работу всех бортовых устройств системы, располагающихся на ТЕ.

Определение местоположения ТЕ на маршруте осуществляется при помощи одометра и средств радиоканала ближнего радиуса действия, в которые помимо бортового приемника входит радиомаяк, устанавливаемый на маршрутной сети. При проезде ТЕ в зоне действия радиомаяка координата пути вводится по радиоканалу на ТЕ и в сумме с данными о пройденном от маяка расстоянии, определяет текущую координату ТЕ на маршруте. Радиоканал ближнего радиуса действия работает на частоте 820 МГц.

В диспетчерском пункте центра управления размещается центральная радиостанция, обеспечивающая связь с ТЕ, находящимися на маршрутной сети, управляющий вычислительный комплекс (УВК) и дисплеи, через которые осуществляется общение диспетчеров с системой.

Для связи ТЕ с центром управления выделяются два радиоканал а в диапазоне частот 500 МГц. Один используется для ведения переговоров в речевой форме, а второй - для передачи цифровой информации при скорости 1200 бод.

В микропроцессорном блоке постоянно формируется информация о местонахождении ТЕ. Вычислительный комплекс один раз в 30 с опрашивает каждую ТЕ, и в его памяти формируются данные о месте нахождения ТЕ и всех отклонениях от графика движения. Эти отклонения передаются на ТЕ и постоянно высвечиваются водителю на табло„ Кроме того, водителю обеспечивается передача в цифровом виде команд диспетчера по управлению движением и обратно в центр запросов водителя на техпомощь, скорую помощь, милицию и т.п.

Таким образом, система по существу непрерывно контролирует, соответствует ли режим движения каждой ТЕ заданному расписанию. При отклонениях от заданного графика, превышающих допустимый предел, или при выбытиях ТЕ из движения диспетчер имеет возможность немедленно предпринять действия по восстановлению регулярного движения на маршруте» Вследствие обеспечения возможности немедленного вызова технической помощи в случае неисправностей подвижного состава, а также вызовов аварийных служб в чрезвычайных обстоятельствах, существенно улучшаются условия труда водителей» За счет полной автоматизации составления всех отчетных и текущих диспетчерских документов диспетчерский персонал первого уровня управления полностью освобождается от рутинных, механических видов работы и может заниматься действительно творческой, инженерной деятельностью по управлению движением в диалоговом режиме взаимодействия с системой.

Головной образец системы «АСУ-Рейс» в течение ряда лет успешно эксплуатируется более чем на 35 маршрутах 2-го автобусного парка Москвы. Опыт эксплуатации подтвердил высокую эффективность системы, позволившей повысить на 25=30% регулярность движения, обеспечить диспетчерскому персоналу распознавание ситуаций сбоя движения в самой начальной стадии, существенно увеличить производительность труда диспетчеров а соответственно сократить их численность. Возможность практически моментально связаться с каждым водителем на линии позволяет диспетчерской службе наиболее гибко маневрировать ресурсами подвижного состава в экстремальных ситуациях.

В настоящее время диспетчеры используют практически безбумажную технологию управления, осуществляя все свои функций через ЭВМ. Особое значение система приобретает в экстренных ситуациях, позволяя:

 диспетчеру = перебрасывать подвижной состав с одного маршрута на другой, формировать маршруты автобуса, заменяющего трамвай или троллейбус, и создавая для них новое расписание;

 водителю = вызывать экстренно на связь диспетчера в случаях нападения на пассажиров (или на самого водителя) простым нажатием кнопки на пульте.

Сейчас завершена разработка и готовится внедрение нового поколения технических средств «АСУ-Рейс». Кроме того, планируется замена подсистемы линейной навигации, реализуемой с помощью одометров и радиомаяков, на спутниковую навигацию. Это позволит упростить оборудование, удешевить систему и снизить расходы на ее эксплуатацию. Правительством Москвы поставлена задача в ближайшие годы начать широкое внедрение системы на городском пассажирском транспорте столицы. После завершения реализации «АСУ-Рейс» в полном объеме весь первый уровень управления движением будет возложен на диспетчерский персонал данной системы, а должности диспетчеров конечных станций будут ликвидированы. Маршрутная сеть будет поделена на 9 районов, соответствующих территориальным диспетчерским отделам. Каждый из этих районов будет управляться выделенным модулем "АСУ=Рейс", работая с ним в режиме автоматизированного обмена информацией