Организация летней уборки улично-дорожной сети.

Основная цель летних уборочных работ городских проездов — обеспечить бесперебойное и безопасное движение автомобилей с максимальной скоростью (необходимо отметить, что летний период является наиболее благоприятным для автомобильного движения) и создать необходимые санитарные условия в городе.

Летний период почти для всех районов характеризуется наиболее теплой погодой, относительной сухостью воздуха. Этот период характерен образованием пыли на покрытиях дорог, источниками которой являются грунт, приносимый колесами автомобилей с грунтовых дорог, и продукты износа покрытии. При движении автомобилей (в результате завихрения воздуха позади него) над дорогой образуются облака пыли, размеры которых зависят от скорости движения транспорта, толщины слоя пыли на покрытии, содержания мельчайших частиц в ней. Это вызывает ограничение видимости, уменьшает пропускную способность дороги (так как в этом случае необходимо соблюдать большие интервалы между движущимися автомобилями), ускоряет износ автомобилей и покрытий, а также создает антисанитарное состояние в городе

Обеспечение нормальных условий для движения транспорта по дорогам и создание санитарных условий для проживания населения в городе требуют постоянно поддерживать дорожные покрытия и другие территории в чистоте. Это может быть достигнуто при регулярной уличной уборке. Наиболее эффективна механизированная уборка, проводимая в соответствии с принятой технологией и режимом работ в каждом городе. В летний период проводятся следующие механизированные уборочные работы:

- подметание проезжей части улиц и лотков подметально-уборочными машинами;

- поливка проезжей части улиц поливочно-моечными машинами;

- мойка лотков и проезжей части улиц поливочно-моечными машинами.

При подметании дорожных покрытий производится удаление пыли с поверхности цилиндрической лотковой щеткой уборочной машины с предварительным смачиванием покрытия водой из специального устройства с одновременным сбором смета в бункер машины и транспортированием его к месту разгрузки.

Механизированная мойка производится только на проездах, имеющих усовершенствованные асфальтобетонные или цементобетонные покрытия. Процесс мойки дорожных покрытий состоит из отделения пыли и мусора от поверхности дороги и транспортирования к тротуарному лотку и далее в колодец ливневой канализации, подачей воды под давлением из специальных устройств — насадков. При этом струи воды (плоские, веерообразные) подаются на поверхность покрытия по определенным углом и смывают и перемещают загрязнение в направлении тротуарного лотка.

Механизированная поливка дорожных покрытий производится в жаркие дни для снижения запыленности воздуха и температуры любых видов дорожных покрытий в часы наиболее высокой температуры воздуха с помощью тех же машин, что и при мойке, насадки на которых устанавливают так, чтобы струя воды из обоих насадков направлялась вперед и немного вверх (наивысшая точка струи должна находиться на расстоянии около 1,5 м от дорожного покрытия). Поливку повторяют примерно через час, так как действие ее довольно кратковременно (40—50 мин). Более эффективным способом обеспыливания является поливка пылесвязующими растворами хлористого кальция или эмульсиями (на основе тяжелых масел или битума), продолжительность действия которых достигает 15—30 дней (в зависимости от климатических условий). Механизированное подметание лотков производится подметально-уборочными машинами, которые обеспыливают рабочую зону путем отсоса пыли с предварительным ее увлажнением и сами собирают смет. Выгрузка смета производится неподалеку от убираемых проездов, а на свалки он вывозится самосвалами и мусоровозами или непосредственно подметально-уборочными машинами.

Механизированная мойка лотков проезжей части улиц производится теми же поливочно-моечными машинами, но для выполнения этого вида работ вместо правого переднего насадка на машине устанавливают специальный насадок по направлению движения (левый насадок отключают) и обеспечивают подачу потока воды вдоль лотка и его промывку.

Скорость движения машины, расход воды определяются технологией уборки, кратность уборки — режимом уборки. По организации летнюю уборку подразделяют на генеральную и дежурную. Генеральная уборка осуществляется каждую ночь до начала движения, дежурная — периодически в течение дня по необходимости. Генеральная уборка заключается в мойке проезжей части и лотков улиц, поливе тротуаров, сборе и вывозе мусора. В этих работах участвует комплекс машин для полива, подметания и вывоза мусора.

Летняя уборка городских территорий предусматривает систематическое удаление смета с дорожных покрытий, а также периодическое выполнение ряда других работ: удаление с проезжей части и лотков улиц грунтовых отложений и наносов, образующихся весной при сходе снежного покрова, во время ливневых дождей; уборку опавших листьев; очистку отстойных колодцев; ливневой канализации.

При интенсивности движения транспорта, не превышающей 60 единиц в час, в полосе движения загрязнения сравнительно равномерно размещаются по всей поверхности дорожного покрытия. На улицах с более интенсивным движением смет сбивается потоком транспорта в сторону. Если на дороге имеется разделительная полоса или резервная зона, то часть загрязнений скапливается по оси улицы. От характера распределения загрязнений на дороге зависят тип применяемой уборочной техники, а также схемы движения уборочных машин при работе.

Смет удаляют подметально-уборочными машинами, снабженными лотковыми щетками. На улицах, имеющих ливневую канализацию, хорошо спрофилированные лотки и уклоны, уборку лотков могут выполнять поливочные машины со специальными насадками. В этом случае весь смет сгоняется потоком у воды в колодцы ливневой канализации. В дождливее время года основным способом уборки улиц является мойка проезжей части улиц и лотков. В этот период улицы со средней и большой интенсивностью движения моют каждые сутки ночью, а с малой интенсивностью движения — через v день в любое время суток (рисунок 1.1).

Рисунок 1.1

В наиболее жаркое время года для снижения запыленности воздуха и улучшения микроклимата улицы поливают водой. Хотя поливка и не относится к уборочным процессам, она является пока единственным средством снижения запыленности воздуха на улицах с неусовершенствованными покрытиями. Покрытия поливают с интервалом 1—1,5 ч в жаркое время дня (с 11 до 16 ч). Поливка улиц с усовершенствованными покрытиями при интенсивном движении транспорта приводит к загрязнению проезжей части, так как грязь смывается с автомашин и засоряет улицу.

Основными средствами механизации работ при летней уборке является подметально-уборочные и поливочно-моечные машины. Коэффициент эффективности уборки, равный отношению количества загрязнений, удаляемых машиной, к количеству загрязнений на дороге до уборки, составляет для подметально-уборочных машин 0,9, для поливочно-моечных 0,85 при начальной величине загрязнения около 30 г/м2. При большем начальном загрязнении коэффициент несколько увеличивается, при меньшем — уменьшается. Подметально-уборочная машина, удаляя загрязнения, собирает их в бункер, поливочно-моечная смывает загрязнения и перемещает их в сторону, к бортовому камню. При наличии ливневой канализации около 50 % смытых загрязнений потоками воды во время мойки транспортируется в ее дождеприемники, остальные загрязнения остаются на дороге.

Подметание - наиболее рациональный вид летней уборки, поскольку обеспечивает удаление значительной части загрязнений с поверхности покрытия. К тому же подметание не связано с ливневой канализацией и может производиться при отрицательных температурах воздуха. Стоимость уборки подметально-уборочными машинами на 10—15% ниже, чем поливочно-моечными. Наибольший эффект достигается при использовании подметально-уборочных машин на уборке улиц с интенсивным движением, когда загрязнения концентрируются у лотков и в средней части улиц.

При сравнительно равномерном распределении загрязнений по проезжей части дороги или улицы, наличии ливневой канализации целесообразно применять поливочно-моечные машины. Изменение характера распределения загрязнений на дороге, связанное с увеличением интенсивности движения, при наличии ливневой канализации позволяет применять механизированную мойку лишь периодически для удаления с поверхности дорожного покрытия случайных загрязнений, оставшихся в полосе движения транспортных средств, а также для снижения запыленности воздуха. ; В основу периодичности летней уборки улиц положены предельно допустимые санитарными нормами концентрации пыли в воздухе, установленные для благоустроенных районов города в размере 30 г/м2, а для районов, имеющих улицы с неусовершенствованными покрытиями, — 50 г/м2. Использование указанных нормативов, а также установленной специальными исследованиями зависимости количества накапливающихся загрязнений от интенсивности движения и вида транспортных средств позволяют рассчитать периодичность операций при уборке дорожных покрытий. Удаление грунтовых наносов, образующихся в межсезонное время, а также при сильных дождях и грозах, осуществляется плужно-щеточными снегоочистителями, с последующим окучиванием, погрузкой и вывозом. При большом количестве наносов используют автогрейдеры. После вывоза наносов уборку завершают подметально-уборочные машины.