Анализ производственных результатов работы предприятия

 

1. Анализ динамики и структуры производства и реализации продукции

2. Анализ товарного портфеля

3. Анализ качества и конкурентоспособности продукции

4. Анализ ритмичности работы предприятия

 

Анализ динамики и структуры производства и реализации продукции

Анализ производства и реализации продукции предполагает оценку динамики выпуска и продаж за 3-5 лет, расчет изменений темпов роста и прироста, оценивают наличие общих внешних тенденций. Кроме того оценивается выполнение договорных обязательств перед покупателями по отдельным покупателям и видам продукции.

Структура реализации анализируется по трем основным направлениям:

1. По номенклатуре и ассортименту. Основными характеристиками номенклатуры являются: широта – общее количество номенклатурных позиций и ассортиментных группы, насыщенность – общее количество отдельных наименований, составляющих каждую ассортиментную группы и товарную номенклатуру в целом Глубина товарной номенклатуры - количество вариантов предложений или модификаций каждого отдельного товара. Гармоничность – степень близости между товарами разных ассортиментных групп с точки зрения условий производства, реализации, конечного использования.

2. С точки зрения рентабельности и доходности продукции. Выделяют изделия с высокой, средней, низкой степень рентабельности или убыточной.

3. ABC – анализ структуры реализации группы продукции. Выделяют А – основная – 70-80%, В – неосновная 20-25, С – прочее – 5-10%.

 

Анализ товарного портфеля

Товарный портфель анализируется для выбора товарной, инвестиционной и маркетинговой политики предприятия.

Для его построения могут использоваться матрица БКГ, МакКинзи и матрица рентабельности.

Матрица БКГ классифицирует товары по доле рынка относительно основных конкурентов и темпом роста продаж

Исходные данные для построения матрицы БКГ

Товар Темпы роста продаж, % Доля рынка Координаты матрицы БКГ
x 30% (конкурент – 10%) 3х; 1
y 24% (конкурент – 12%) 2х,14
z 2% (конкурент – 10%) 0,2х;8
w -4 2% (конкурент – 20%) 0,1х;-4

Знаки вопроса – новые товары, по которых конкурентные преимущества не ясны, требуется прогноз спроса и в зависимости от его результатов товар либо выводится из производственной программы, либо в него вкладываются значительные средства, и проводится активная маркетинговая политика.

Звезды – новые товары, находящиеся на стадии роста, обеспечивают самую высокую прибыль, и самые быстрые темпы роста сбыта. Требует значительных инвестиций и активной маркетинговой политики для сохранения и увеличения доли рынка.

Дойные коровы – Основная продукция предприятия, находящаяся на стадии зрелости, обеспечивающая основную массу прибыли. Доходы от продаж являются источником финансирования инвестиций, маркетинговая политика направлена на дифференциацию, скидки и бонусы, поддерживающую рекламу.

Собаки – неперспективные товары, находящиеся на стадии упадка и сохраняются только, если необходимо обеспечить комплектность поставок, остаточный спрос, или товары относятся к категории социально значимые.

Матрица рентабельности. В этом матрице товары разделяют по двум критериям: рентабельность и объем продаж. Продукцию разделяют по среднему значению.

Объем продаж   Рентабельность Низкий Высокий
Высокий Стратегия I Стратегия II
Низкий Стратегия IV Стратегия III

Стратегия I – продвигать

Стратегия II – поддерживать

Стратегия III – стратегия развивать (для новых продуктов) или сохранять (для старых продуктов).

Стратегия IV – развивать для новых продуктов или исключать для старых продуктов

Практика

1. Fвв = 9860

Fвыв = 4560

∆F = 9860 – 4560 = 5300

∆F = 14789,5 – 8636 = 6153,5

Относительные показатели:

Коэффициент поступления

kпост = F в.в./ F к.г. = 9860/26890 = 0,36

Выбытия

kвыб. = F выв../ F н.г. = 4560/21590 = 0,21

Коэффициент прироста

kприр = 6153,5*2/(8363+14789,5) = 0,53

∆ F./ F ср. = 5300*2/(21590+26890) = 0,22

Вывод: По абсолютным показателям можно сказать, что поступления основных средств увеличилось, по второму способу получилось более точное значение, потому что учитывалась изношенность. Значение прироста положительное, то есть стоимость не снизилась. По относительным показателям можно сказать, что они находятся выше предельного уровня, то есть интенсивность поступления и выбытия ОС удовлетворительное.

 

Анализ технического состояния ОС:

Кгодности = 8636/21590 = 0,4

К год.на к.г. = 14789,5/26890 = 0,55

Кизноса н.г. = (21590-8636)/21590 = 0,6

К износа к.г. = (26890-14789,5)/26890 = 0,45

На начало года коэффициент годности и коэффициент износа не соответствуют нормативам, однако коэффициенты на конец года считаются удовлетворительными.

 

Анализ возрастного состава оборудования

Виды оборудования В том числе по возрастным группам Всего
до 5 лет 5-10 10-20 свыше 20
Токарное
Станки с ЧПУ
Сборочное
Итого
Доля 0,20 0,19 0,40 0,22 1,00

Средний срок службы оборудования в целом.

Тср = 0,2*2,5 + 0,19*7,5 + 0,4*15 + 0,22*22,5 = 13 лет

Средний срок службы токарного оборудования.

Тср.ток. = (7*2,5 + 11*7,5 + 4*15 + 15*22,5)/37 = 13,45 =14 лет

Средний срок службы ЧПУ

Тср.ток. = (5*2,5 + 2*7,5 + 16*15 + 4*22,5)/27 = 13,24 = 14 лет

Средний срок службы сборочного оборудования.

Тср.ток. = (7*2,5 + 5*7,5 + 19*15 + 2*22,5)/33 =11,67 = 12 лет

Наиболее устаревшими и изношенными являются токарное оборудование и станки с ЧПУ (более 13 лет). Так как токарное оборудование имеет самый большой срок службы, то в первую очередь в замене нуждается токарное оборудование, следом станки с ЧПУ.

 

Фондоотдача отражает объем продаж, приходящийся на 1 рубль вложенных в основные средства.

н.г. f = Qp/Fcp, = 212040/158010 = 1,34

к.г. f = Qp/Fcp, = 226134/187724 = 1,2

не менее 1.

Рентабельность основных средств отражает норму прибыли отложенные в основные средства

r = Pпр/ Fcp *100% = 18250/158010 = 0,11

r = Pпр/ Fcp *100% = 17890/187724 = 0,095

Все показатели выше норматива и считаются удовлетворительными. На 1 рубль вложений приходится 1,2 на конец и на начало 1,34 рубля продукции. Рентабельность основных средств примерна равна 10%, что также можно считать удовлетворительным.

22.04

Матрица Макензи

В матрице Макензи, товарный портфель оценивают по двум направлениям:1. Конкурентоспособность товара и привлекательность рынка. По каждому направлению выделяют критерий оценки, и производится оценка в баллах, с учетом весомости критериев выносится общая оценка по шкале:

1-3,333 – низкая привлекательность рынка и конкурентоспособность товара

3,334 - 6,666 – средняя привлекательность

6,6667 – 10 – высокая

 

привлекательность рынка

конкурен-тоспособ-ность товара   Высокая Средняя Низкая
Высокая
Средняя
Низкая

 

1 – товар лидер. Стратегия – максимальное поддержание продаж

2 – лидер роста. Стратегия – необходимые инвестиции, направленные на увеличение объемов производства и объемов продаж

3 – неустойчивость. Стратегия – инвестиции повышения конкурентоспособности товара или активный маркетинг для поддержания доли рынка.

4 – источник прибыли. Стратегия – товар приносит большую прибыль, не требует инвестиций.

5 – «Обращаться с осторожностью».

6 – «Удвоить или уйти»

5 и 6 в производственной программе сохраняются наиболее перспективные товары, в их развитие осуществляют значительные инвестиции. От тех модификаций, прогноз спроса на которых неблагоприятный, отказываемся.

7, 8 - «Осторожное отступление». Устаревающие товары, по которым постепенно снижаются объемы производства и продаж

9 – «уход по-английски» - устаревшие убыточные товары выводятся из производственной программы.

Практика

Вариант 3

Год Объем производства продукции, т.р. Темп роста, % Объем реализации, т.р. Темп роста, %
цепные базисные Цепные Базисные
- - - -
99,747 99,747 99,893 99,893
103339,6 96,937 96,692 95,940 95,837
109698,96 106,154 102,642 104,889 100,522
97,221 99,789 95,800 96,300

 

Данные таблицы показывают, что 5 лет объемы производства продукции практически не изменился (уменьшился на 0,2%), а объем реализации уменьшился на 3,7%. Если в 2006 году наблюдался рост как в объеме производства, так и в объеме реализации, то во всех остальных годах отмечается спад производства.

 

Среднегодовые темпы роста производства продукции

Трп = 99,947%

Среднегодовые темпы прироста производства продукции

Тпрп = 99,947% - 100% = -0,053%

Среднегодовые темпы роста и прироста реализованной продукции

ТрР = 0,963^0,25 = 0,9906 = 99,06%

ТпрР = 99,06% - 100% = - 0,94%

Темпы роста и прироста говорят о снижении объемов производства и реализации. Среднегодовые темпы роста и прироста производства в целом выше, чем темпы роста и прироста реализации, что в основном объясняется спадом реализации, произошедшим в 2006 году.

 

Вариант 5

В данном примере номенклатура предприятия включает 5 ассортиментных групп (широта номенклатуры равна 5).

Насыщенность: группа Агрегаты насосные и буровые насосы включает 14 наименований, ассортиментная группа Мобильные насосно-циркуляционные системы включают три наименования, группа Мобильные буровые установки включают 15 наименований, ассортиментная группа Оборудование для капитального и подземного ремонта, скважин, тампонажных работ включает 4 наименования, группа Запасные части к буровым насосам включает 5 наименований, всей номенклатуры в совокупности 41 позиция.

Общая глубина номенклатуры составляет около 47 модификаций

Гармоничность товарной номенклатуры может быть оценена как высоко гармоничная по критерию соответствия требованиям производства, и достаточно гармонична по условиям реализации.

6.05

Практика

Анализ структуры реализации

Виды продукции Выручка от реал. продукции, руб. Себестоимость реализованной продукции, руб. Прибыль от реализации продукции, руб. Рентабельность продукции, % Доходность продукции, %
1. Агрегаты насосные и буровые насосы 10514,4 9378,84 1135,56 12,11 10,80
2. Мобильные насосно-циркуляционные системы 2179,01 628,99 28,87 22,40
3. Мобильные буровые установки 10148,74 1707,26 16,82 14,40
4. Оборудование для капитального и подземного ремонта, скважин, тампонажных работ 5374,51 241,49 4,49 4,30
5. Запасные части к буровым насосам 405,6 378,42 27,18 7,18 6,70
Всего 27459,52 3740,48 13,62 11,99

 

Таким образом, оценка структуры реализации со стороны доходности показывает, что в целом продукция рентабельна и достаточно доходна. Наиболее рентабельными можно считать мобильные насосно-циркуляционные системы, менее рентабельными оборудования для капитального и подземного ремонта, скважин, тампонажных работ. Также и с точки зрения доходности продукции. Однако необходимо учитывать удельный вес выручки отдельных групп. Поэтому в первую очередь исключаем продукцию Запасные части к буровым насосам. В группе Оборудование для капитального и подземного ремонта, скважин, тампонажных работ требует повышения рентабельности и доходности, так как ее нельзя исключить.

 

Позиции товаров в матрице БКГ

Товары Темпы роста продаж, % Доля на рынке, % (своя и конкурентов) Координаты матрицы БКГ
-2 2х;-2
-4 3х;-4
0,5х;4
0,5х;8
0,2х;8
2х;6
0,33х;7

 

 

Матрица

Таким образом, товары предприятия относятся к трудным детям

 

Матрица Маккинзи.

Рейтинговая оценка привлекательности рынка для товаров

Факторы Бальная оценка по видам товаров Весомость Общий показатель (по видам товаров)
Размер рынка 0,1 0,8 0,8 0,7
Темп роста рнка 0,15 1,2 1,35 0,6
Интенсивность конкуренции 0,4 2,4
Уровень цен 0,08 0,72 0,72 0,48
Прибыльность от продаж 0,2 1,2 1,6 1,2
Сложность технологии производства 0,02 0,14 0,16 0,18
Степень государственного регулирования 0,05 0,25 0,3 0,45
Итого 7,71 10,93 8,61

 

Рейтинговая оценка конкурентоспособности товаров

Факторы Бальная оценка по видам товаров Весомость Общий показатель (по видам товаров)
Размер сегмента, занимаем. товар 0,3 1,8 2,4 2,1
Темпы роста продаж 0,1 0,7 0,4
Доля в продажах по отношению к круп.конкур. 0,1 0,5 0,3
Лояльность покупателя к тов. марке 0,25 1,75 0,75
Наличие патентов, обеспечивающих уникальность 0,05 0,3 0,45 0,25
Эффективность системы организации продаж 0,13 0,65 0,65 0,52
Простота технологии изготовления товара 0,05 0,3 0,35 0,2
Навыки маркетинга, приобретенные при продвижении товара 0,02 0,1 0,1 0,06
Итого 6,1 7,95 4,58

 

Матрица Маккинзи

 

Товар 2 попал в точку лидера, товар 1 – лидер роста, Товар 3 – неустойчивость

17.05