Группировочный признак
Каждая единица совокупности обладает рядом признаков, которые изучаются посредством проведения группировок.
В области экономических явлений выбор группировочных признаков в каждом конкретном случае должен быть обоснован экономической теорией. Только на основе теоретического анализа, вскрывающего сущность и закономерности развития экономического явления, могут быть установлены те существенные признаки, которые должны быть положены в основу статистической группировки.
Выбор группировочного признака зависит от характера изучаемых явлений и целей группировки. Признак, который служит основанием для распределения явлений по группам, называется группировочным признаком. Важнейший вопрос группировки — оптимальный выбор группировочного признака. Признак должен быть существенным, а не второстепенным или малозначительным.
При выборе группировочных признаков необходимо также сообразовываться и с тем, что одни и те же признаки могут иметь различные значения в зависимости от конкретных условий, места и времени. Поэтому с изменением в развитии изучаемого явления видоизменяются приемы группировки, берутся другие группировочные признаки.
Объем розничного товарооборота является важнейшим показателем коммерческой деятельности тортового предприятия. Поэтому группировка коммерческих торговых предприятий (фирм, компаний и т.д.) по размеру розничного товарооборота является необходимой при оценке торговой деятельности.
Группировочные признаки условно различаются на качественные и количественные. Группировочный признак называют количественным, если он выражается числом. Примером группировок по количественным признакам может служить группировка: торговых работников по стажу работы, по возрасту, группировка; предприятий массового (общественного) питания по товарообороту, по числу мест, а торговых предприятий — по размеру площади торгового зала, численности торговых работников и т.п.
Группировочный признак может иметь качественное выражение: группировка работников по полу, образованию; группировка розничного товарооборота по территориальному признаку, торговой сети по характеру товарного ассортимента и т.д. Все это группировки по качественным признакам.
При группировке по количественному признаку необходимо решить вопрос и о количестве групп, на которые будет разделена вся изучаемая совокупность. Число групп зависит от целей и задач исследования, от колеблемости признака: чем больше колеблемость признака, тем больше должно быть выделено групп, и наоборот.
При отборе группировочных признаков обычно пользуются следующими положениями:
¨ в качестве основания группировки необходимо брать типичные, существенные признаки изучаемого явления в соответствии с целями проводимой статистической работы, к вопросу о выборе группировочных признаков нельзя подходить формально. Одни и те же признаки могут быть положены в основание группировки в одних случаях и не годятся в других. Поэтому при выборе группировочных признаков должны быть приняты во внимание конкретные условия места и времени;
¨ при изучении сложных явлений группировку следует проводить не по одному, а по нескольким существенным, характерным признакам. Это дает возможность наиболее полно охарактеризовать изучаемое явление.
Группировки по одному признаку называются простыми. Когда же для выявления групп берут два и более признака, т.е. группы, образованные по одному признаку, подразделяются на подгруппы по другому, а полученные в результате этого подгруппы подразделяются (каждая в отдельности) еще на подгруппы и т.д., то такие группировки называются комбинационными. Такова, например, группировка численности аспирантов в Российской Федерации (табл. 3.1).
Из этой таблицы видно распределение аспирантов не только по формам обучения (с отрывом и без отрыва от производства), но и по месту подготовки. Данные позволяют сделать вывод о том, что большая часть аспирантов обучается с отрывом от производства в высших учебных заведениях.
По сравнению с простыми комбинационные группировки обладают дополнительными аналитическими свойствами. Они помогают выявить такие различия в связи между исследуемыми признаками, которые нельзя обнаружить при простой группировке. Комбинационные группировки имеют особенно важное значение при изучении сложных явлений и процессов, представляющих собой взаимодействие ряда элементов.
Таблица 3.1
Численность аспирантов в Российской Федерации, тыс. чел.
Показатели | Годы | ||
А | |||
Всего аспирантов (на конец года) | 66,6 | 63,1 | 62,3 |
из них обучавшихся: | |||
с отрывом от производства | 28,9 | 34,2 | 40,3 |
без отрыва от производства | 37,7 | 28,9 | 22,3 |
В научных учреждениях | 26,4 | 24,0 | 11,5 |
из них обучавшихся: | |||
с отрывом от производства | 7,5 | 9,5 | 6,2 |
без отрыва от производства | 18,9 | 14,5 | 5,3 |
В высших учебных заведениях | 40,2 | 39,1 | 50,8 |
из них обучавшихся: | |||
с отрывом от производства | 21,4 | 24,7 | 34,1 |
без отрыва от производства | 18,8 | 14,4 | 26,7 |
Отбор группировочных признаков проходит следующие стадии: вначале определяется цель, познавательная задача предполагаемой группировки, затем определяется специфическое содержание признаков, которые должны быть положены в основание группировки, устанавливаются число групп и количественные границы признаков. Все эти вопросы решают, исходя из существа изучаемого явления. Определение числа групп и количественных границ признаков зависит от цели группировки и от того, с какими признаками приходится иметь дело. Совокупности, изучаемые статистикой, характеризуются многими свойствами и выражаются различными признаками. Различают четыре вида группировочных признаков:
¨ атрибутивные;
¨ количественные;
¨ признаки пространства;
¨ признаки времени.
Атрибутивным называется признак, который характеризует свойство, качество данного явления и не имеет количественного выражения.
При группировке по атрибутивным (качественным) признакам статистическая совокупность распределяется на столько групп, сколько разновидностей имеет признак (по полу — на две группы, по национальному составу — на столько групп, сколько имеется национальностей, и т.д.).
Если атрибутивный признак имеет большое количество разновидностей (профессии, наименование выпускаемой продукции, оборудования, товаров и т.д.), то для обоснованного объединения их в группы разрабатываются номенклатуры и классификации. Номенклатура - это твердо установленный полный подробный перечень отдельных видов изучаемой совокупности. Например, номенклатура перевозимых грузов, экспортируемых и импортируемых товаров, запасных частей, номенклатура болезней статистики здравоохранения и т.д., содержащие тысячи и десятки тысяч наименований. Достаточно сказать, что российский рынок непродовольственных товаров насчитывает 450 тысяч наименований и 1,5 миллиона разновидностей. От номенклатуры отличают классификацию. Классификация — это закрепленное, обычно твердо установленное распределение явлений и объектов на определенные классы, разряды, группы со сложной группировкой, предусматривающие общие и частные итоги. Например, классификация отраслей и производств в промышленности, оборудования, промышленных основных фондов, посевных площадей, скота по видам, профессий и т.д.
В ряде стран города выделяются по признаку минимальной численности населения — населенные пункты, в которых проживают не менее 2,5 тыс. человек (США), или иной численности. Такая количественная граница, принятая для классификации, называется в статистике цензом. В самом определении ценза немало условного, т.е. в конечном счете субъективного. Это особенно ярко можно проиллюстрировать как раз цензом отнесения населенных пунктов к городам, который колеблется от нескольких сот до десятков тысяч. Но принятый ценз является вполне объективным не допускающим никаких разноречий признаком для отнесения в ту или иную категорию отдельных единичных объектов.
Следует особо подчеркнуть то, что в раде случаев классификация, которая на первый взгляд представляется чисто качественной, в конечном счете оказывается основной на количественном признаке. Хорошим примером этому может служить классификация промышленных компаний, предприятий, фирм и т.д. по отраслям. Казалось бы, различие здесь чисто качественное; одно дело, скажем, металлургическая компания, другое дело — фирма по производству кондитерских изделий. Конечно, металлургический завод не выпускает шоколадные конфеты, но металлургическая компания, кроме основного производства, может вырабатывать и другую продукцию. Статистика решает этот вопрос по количественному преобладанию продукции того или иного вида.
Распределенные в порядке классификации объекты, попавшие в одну классификационную категорию, могут подвергаться дальнейшей классификации. Так, отрасли промышленности разбиваются, на подотрасли, последние — на предприятия и т.д.
Таким образом, классификация может состоять из нескольких ступеней. Под первой ступенью понимаются самые крупные классификационные группы, их подгруппы образуют вторую ступень и т.д. В этом случае в классификации промышленности первой ступенью служит наименование отрасли, второй — наименование подотрасли и т.д.
Номенклатуры и классификации разрабатываются органами статистики и их научно-исследовательскими учреждениями, утверждаются и внедряются в практику органами государственной и международной статистики, становятся стандартными, общепринятыми и рассчитаны на применение в течение длительного периода времени.
Разновидностью атрибутивных признаков являются альтернативные, т.е. такие признаки, которыми одни единицы совокупности обладают, а другие — нет. Например, одни работники имеют высшее образование, а другие не имеют, одни переполняют норму выработки, а другие — нет и т.д.
Количественным называется признак, характеризующий размеры, величину изучаемой совокупности и дающий возможность расчленить ее на группы по величине индивидуальных значений группировочного признака.
При группировке по количественным признакам изучаемую совокупность подразделяют по уровню, или величине, признака. Группировка является сравнительно несложной, когда признак варьирует в узких пределах и имеет ограниченное число значений. Так, например, при группировке семей по числу членов выделяются пять-шесть групп.
В типологической группировке число групп определяется, как правило, количеством выделяемых типов явлений. Так, например, группируя фирмы, входящие в холдинг по степени выполнения прогнозируемого объема произведенной продукции, мы заранее определяем необходимое число групп (фирмы, не достигшие объема прогнозных показателей; фирмы, достигшие объема прогнозных показателей; фирмы, перевыполнившие прогнозные показатели).
Важной задачей статистических группировок является определение структуры и структурных сдвигов в совокупности однородных единиц, расчленение однородной совокупности по величине варьирующего признака. Эта задача решается при помощи группировок, которые характеризуют распределение единиц, однородной совокупности по величине варьирующего признака. Они называются структурными или вариационными и широко применяются в статистике. Пример вариации единиц однородной совокупности приведен в табл. 3.2.
Данные табл. 3.2 свидетельствуют, что закономерность распределения проявляется в том, что 34% мальчиков и 44% девочек в возрасте 7-15 лет носят обувь 34, 35 и 36 размеров, 18% мальчиков — 39 и больших размеров. Исходя из этого планируют производство обуви по размерам.
Таблица 3.2
Распределение детей в возрасте 7-15 лет по размерам носимой обуви, %
Размеры обуви | Городское население | Сельское население | ||
мальчики | девочки | мальчики | девочки | |
А | ||||
Всего в возрасте | ||||
7-15 лет | ||||
в том числе с размером | ||||
обуви: 27-30 | ||||
39 и более |
Известно, что все явления находятся в определенной связи и взаимосвязи. Поэтому важной задачей статистических группировок является выявление и изучение связи и взаимообусловленности между явлениями. Эти связи могут быть установлены при помощи аналитических группировок на основании взаимосвязанных признаков: факторных и результативных.
Факторные признаки обуславливают изменения явлений, а результативные изменяются под влиянием факторных. Например, повышение квалификации рабочих (факторный признак) приводит к росту производительности труда (результативный признак). Примером аналитической группировки могут служить данные табл. 3.3.
Данные табл. 3.3 показывают, что увеличение количества внесенных удобрений (факторный признак) приводит при прочих равных условиях к повышению урожайности (результативный признак).
Таблица 3.3
Зависимость урожайности зерновых культур от количества
внесенных удобрений по фермерским хозяйствам
Краснодарского края в 1999 году
Количество внесенных удобрений, в процентах от нормы | Число фермерских хозяйств | Средняя урожайность по группе, ц/га |
А | ||
До 30 | 20,2 | |
30—50 | 27,6 | |
50—80 | 32,4 | |
80—100 | 37,3 | |
Всего | 33,0 |
Большое значение в статистическом анализе имеют группировки по признаку пространства и времени. Признак пространства — это адресный признак (адрес предприятия, фирмы, компании, фермерского хозяйства и т.д.). Группировка по признаку пространства применяется для изучения пространственных (географических) закономерностей. При изучении изменений явлений во времени группируют по признаку времени. Признак времени позволяет установить хронологию событий (даты, годы, сезон и т.д.).
Признаки также бывают первичные и вторичные, Первичные признаки характеризуют абсолютные размеры изучаемых явлений (численность сотрудников компании, стоимость основных фондов, издержки производства, издержки обращения, издержки потребления, объем выпущенной продукции и т.д.), вторичные являются производными от первичных и показывают структуру группируемых явлений (фондовооруженность, производительность труда, себестоимость единицы продукции и т.д.). Для группировок большое значение имеют вторичные признаки, так как они позволяют уловить различия в типах группируемых явлений.
С внедрением автоматизации большую роль в технике сбора, обработки и передачи статистических данных стали играть так называемые классификаторы. Классификаторы - это списки объектов, в которых каждому объекту соответствует определенный номер (код). Сочетая составление с классификацией, стараются кодовый номер составлять так, чтобы он облегчал автоматическое получение итогов по классификационным рубрикам. Для этого первая или, если надо, первые две или три цифры кода фиксируют принадлежность к объекту в той или иной рубрике первой ступени классификации, следующие цифры — его принадлежность к позиции дальнейших ступеней.
Рассмотрим классификацию и ее применение для различных уровней бюджетной системы.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы бюджетов подразделяются на налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные перечисления.
Бюджетная классификация в части классификации доходов Российской Федерации, функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, классификации источников финансирования дефицита бюджетов Российской Федерации является единой для всех уровней бюджетной системы и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней, а также составлении консолидированных9 бюджетов всех уровней. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе своими нормативными актами производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.
Действующая в настоящее время редакция бюджетной классификации утверждена Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ в редакции Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации». Бюджетная классификация подразделяет объекты классификации на группы, подгруппы, статьи, подстатьи.
Например, доходы бюджетов Российской Федерации подразделяются на следующие группы:
Код | Наименование групп |
Налоговые доходы | |
Неналоговые доходы | |
Безвозмездные перечисления | |
Доходы целевых бюджетных фондов | |
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности |
Группа 3000000 «Безвозмездные перечисления» в свою очередь подразделяется на подгруппы:
Код | Наименование подгрупп |
От нерезидентов | |
От бюджетов других уровней | |
От государственных небюджетных фондов | |
От государственных организаций | |
От наднациональных организаций | |
Средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды |
9Консолидированный бюджет — это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории.
Подгруппа 3020000 «От бюджетов других уровней» подразделяется на статьи:
Код | Наименование статей |
Дотации | |
Субвенции | |
Средства, получаемые взаимным расчетом, в том числе компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти | |
Трансферты | |
Прочие безвозмездные поступления |