Региональный и муниципальный уровни государственной экологической политики

  1. Особенности экологического управления на уровне региона
  2. Муниципальная экологическая политика
  3. Экологическая политика предприятия (хозяйствующего субъекта)

Литература:

(см. семинарское занятие).

  1. Особенности экологического управления на уровне региона

Региональная экологическая политика – разрабатывается и реализуется органами государственной власти субъектов РФ с учетом социально-экономических, природно-географических, этнических и иных особенностей региона и зависит от степени развития федеративных отношений.

Нарастает актуальность и важность решений вопроса о разграничении полномочий и предметов ведения на природные ресурсы между РФ и её субъектами.

Экологическая политика региона в своем конструктивном варианте строится на основе поиска компромиссных решений, баланса интересов на всех уровнях управления: федеральном. региональном, муниципальном. Характерно, что большая часть функций управления в области охраны окружающей среды и природопользования является общей для федеральных и региональных органов государственного управления.

Федеральный закон «Об охране окр. среды» (ст. 6) предоставляет субъектам РФ широкие возможности. Органы государственной власти региона разрабатывают собственную экологическую политику на основе федеральной политики в области экологического развития России, а также программы ее реализации. На уровне региона создается экологическое законодательство и формируется система экологического управления. пределы действия экологического законодательства изменяются по мере развития системы федеративных отношений РФ.

Первостепенное значение при формировании региональной экологической политики имеет выявление наиболее актуальных ключевых проблем в сфере охраны окружающей среды и природопользования, которые нужно рассматривать в контексте общего анализа социо-экологического состояния региона. В этих целях проводится инвентаризация источников экологической опасности (промышленных и СХ-производств, захоронений отходов), осуществляется экологический мониторинг.

СХЕМА (гос. система экологического мониторинга)

Для ресурсных регионов важно получить экономические и социальные выгоды от использования богатой природно-ресурсной базы, в то же время необходимо сохранить и по возможности восстановить естественные экосистемы биосферы. В регионах преимущественно промышленной ориентации, имеющих сильно урбанизированные территории, существенной является проблема обеспечения экологической безопасности населения, защиты среды обитания человека от промышленных загрязнений. Однако не менее важны экономические и социальные интересы, в частности может быть актуальной проблема увеличения числа рабочих мест и соответственно расширение хозяйственной деятельности.

Серьезные проблемы возникают при обеспечении экологической безопасности функционирования и развития таких природоемких комплексов, как топливно-энергетический, металлургический и агропромышленный комплексы. Значительно меньшую нагрузку имеют предприятия машиностроения.

В регионах со слабо развитыми и гнбогатыми полезными ископаемыми актуализируется перспектива освоения рекреационных ресурсов. Рекреационная привлекательность региона позволяет осуществлять прибыльный бизнес в сфере туризма, курортного и оздоровительного отдыха. В русле выбранной стратегии развития региона разрабатываются схемы оптимизации народохозяйственных комплексов. Определяются приоритетные направления и варианты использования территорий и различных видов природных ресурсов.

Выбор наилучшего варианта производится в соответствии с концепцией устойчивого развития по экономическим, экологическим и социальным критериям.

Территориальные органы Министерства природных ресурсов РФ и др. федеральные структуры совместно со специализированными природоохранными комитетами в составе Администрации субъекта Федерации управляют природопользованием и охраной окружающей среды в границах региона. Региональные органы гос. власти осуществляют такие функции управления, как формирование экологической политики региона, нормативно-правовой базы, целевых экологических программ, а также координируют природоохранную деятельность на местном уровне в рамках единой региональной системы управления.

Региональные органы власти разрабатывают и заключают соглашения между органами власти РФ и ее субъектом о разграничении полномочий и предметов ведения на природные ресурсы. Этот важный вопрос еще полностью не урегулирован, т.к. уже подписанные сепаратные соглашения не снизили остртоту проблем. Идет процесс поиска оптимальных решений, которые бы определили четкое разграничение полномочий и функций органов гос. власти обоих уровней. Объем и виды полномочий и функций на каждом уровне гос. власти будет определяться с помощью критериев эффективности управления.

Анализ существующей системы гос. экологического управления показывает, что для организации эффективной деятельности управления следует выделить объекты и субъекты управления; разрабатывать структурированные цели; устанавливать соответствующие функции управления и т.д.

  1. Муниципальная экологическая политика

Важность организации управления природопользованием и охраной окружающей среды на уровне муниципальных образований постоянно возрастает. появляются специальные структуры в администрации муниципального образования, например комитеты по охране окружающей среды. Данные комитеты участвуют в разработке предложений по основным направлениям муниципальной экологической политики, осуществляют деятельность по разработке и реализации целевых экологических программ и проектов.