НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) ПРЕДПРИЯТИЯ

Одной из категорий рыночного хозяйствования является банкротство и несостоятельность хозяйствующих субъектов.

Под банкротством предприятия понимается его неспособность финансировать текущую операционную деятельность и погасить срочные обязательства. Банкротство является следствием разбалансированности экономического механизма воспроизводства капитала предприятия, результатом его неэффективной ценовой, инвестиционной и финансовой политики.

Основные положения, связанные с несостоятельностью, банкротством предприятий, определены Гражданским кодексом рф и Федеральным законом рф от 8 января 1998г. N 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

В соответствии с законодательными актами под финансовой несос­тоятельностью, или банкротством, предприятия понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность в пол­ном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность перед государством по уплате налогов и сборов, а также других обязательных платежей в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды.

Финансовая несостоятельность возникает из-за превышения обязательств над ликвидными активами, т. е. из-за неудовлетворительной структуры баланса. Она выражается в появлении просроченной задолженности перед бюджетом, банками, поставщиками и другими контр­агентами. Финансовая несостоятельность, или банкротство, предприя­тия является результатом неудовлетворительной работы по финансиро­ванию и кредитованию.

Арбитражный суд возбуждает дело о банкротстве, если требования к должнику в совокупности составляют не менее 500 минимальных раз­меров оплаты труда. Гражданским кодексом рф в ст. 65 предусмотре­но, что предприятие может быть объявлено банкротом по решению су­да или по собственному совместно с кредиторами решению. В любом случае оно должно быть ликвидировано либо принудительно, либо доб­ровольно.

«Процедура банкротства представляет собой совокупность форма­лизованных факторов, включающих выявление признаков банкротства, рассмотрение дел о банкротстве в арбитражном суде, выбор и проведе­ние конкретных мероприятий в рамках дел о банкротстве, удовлетворе­ние требований кредиторов, завершение дел о банкротстве.

Банкротство предприятий должно характеризоваться наличием сле­дующего признака - неспособностью удовлетворить требования креди­торов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства или обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента насту­пления даты их исполнения» (См.: Фииансы предприятий: учеб. для вузов / Н.В. Колчина. Г.Б. Поляк. л.n. Пав­лова и др.; под ред. Н.В. Колчиной. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2003. С.321.).

Заявление о признании должника банкротом может быть подано в арбитражный суд и иным лицам, предусмотренным законодательст­вом РФ.

Банкротство бывает инициированным должником или кредиторами. При банкротстве, которое инициировано должником, происходит сле­дующее. «На основании решения органа, уполномоченного в соответст­вии с учредительными документами должника на принятие решения о его ликвидации, либо решения органа, уполномоченного собственни­ком имущества должника - унитарным предприятием, должник обра­щается в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом. Должник может обратиться в арбитражный суд с заявлением о предви­дении банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельст­вующих о том, что он будет не в состоянии исполнить денежные обяза­тельства или обязанность по уплате обязательных платежей в установ­ленный срок. Руководитель должника должен обратиться с заявлением в арбитражный суд в случаях, когда:

- удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств долж­ника в полном объеме перед другими кредиторами;

- органом должника, уполномоченным в соответствии с учредительны­ми документами, на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

- органом, уполномоченным собственником имущества должника _ унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитраж­ный суд с заявлением должника;

- в иных случаях, предусмотренных законом.

Руководитель должника, ликвидационная комиссия обращаются в ар­битражный суд с заявлением должника, если при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требова­ний кредиторов в полном объеме. Непредъявление должником заявления должника влечет субсидиарную ответственность руководителя должника, членов ликвидационной комиссии по обязательствам должника перед кре­диторами, возникшими после истечения установленного срока». (1 См.: Фииансы предприятий: учеб. для вузов / Н.В. Колчина. Г.Б. Поляк. л.n. Пав­лова и др.; под ред. Н.В. Колчиной. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2003. С.323.)

Кроме реального банкротство может быть фиктивным или преднамеренным.

«Фиктивное банкротство представляет собой тот случай, когда у должника при подаче заявления в арбитражный суд имеется возмож­ность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме. Это де­лается, как правило, с целью получения от кредиторов отсрочки (рас­срочки) платежей или скидки с долгов. Должник, подавший такое заяв­ление, несет перед кредиторами ответственность за ущерб, причинен­ный подачей такого заявления.

Преднамеренное банкротство возникает по вине учредителей (участ­ников) должника и иных лиц, в том числе руководителя, которые име­ют право давать обязательные для должника указания либо имеют воз­можность иным образом определять его действия. Такое происходит обычно в том случае, когда руководитель или собственник в личных или в чьих-либо интересах умышленно делает предприятие неплатеже­способным. В этой ситуации на собственников и иных лиц при недоста­точности имущества должника может быть возложена субсидиарная от­ветственность по его обязательствам».( См.: Финансы, денежное обращение и кредит: учеб.: Краткий курс / под ред. Н.Ф. Самсонова. - М.: ИНФРА-М. 2003. С. 271.272.).

При банкротстве, инициированном кредиторами, правом на пода­чу заявления кредитора о признании должника банкротом обладают конкурсные кредиторы. Правом на подачу заявления кредитора в ар­битражный суд от имени Российской Федерации, субъекта Россий­ской Федерации, муниципального образования обладают уполномо­ченные органы государственной власти и органы местного самоуп­равления.

При осуществлении процедуры банкротства используются следую­щие понятия: должник, руководитель должника, представитель работ­ников должника, конкурсные кредиторы, собрание кредиторов, комитет кредиторов, реестр требований кредиторов, отзыв должника на заявле­ние кредитора, денежное обязательство, обязательные платежи, мора­торий.

Должник - это гражданин, в том числе индивидуальный предпри­ниматель, или юридическое лицо, не способное удовлетворить требо­вания кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по оплате обязательных платежей в течение установлен­ного срока.

Руководитель должника - это единоличный исполнительный орган юридического лица, а также иные лица, осуществляемые в соответст­вии с федеральным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности.

Представитель работников должника - это лицо, уполномоченное работниками должника представлять их интересы при проведении про­цедуры банкротства.

Конкурсные кредиторы - это кредиторы по денежным обязательст­вам; к ним не относятся: граждане, перед которыми должник несет от­ветственность за причинение вреда жизни и здоровью; учредители (уча­стники) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия.

Собрание кредиторов - это собрание, в котором с правом голоса участвуют конкурсные кредиторы, а в части требований по обязатель­ным платежам - налоговые и иные уполномоченные органы. Кроме то­го, в собрании участвует представитель работников должника. Органи­зацию и проведение собрания кредиторов осуществляет арбитражный управляющий. Собрание кредиторов созывается в двухнедельный срок с момента обращения комитета кредиторов или конкурсных кредиторов с соответствующими требованиями к арбитражному управляющему. Собрание кредиторов проводится, как правило, по месту нахождения должника.

Комитет кредиторов может быть избран собранием кредиторов при наличии конкурентных кредиторов не менее 50 человек. Комитет изби­рается на период проведения внешнего управления и конкурсного про­изводства для осуществления контроля за действиями внешнего управ­ляющего и конкурсного управляющего. Комитет избирается в количес­тве не более 11 человек; решения на нем принимаются большинством голосов.

Реестр требований кредиторов содержит сведения о размере требо­ваний каждого кредитора по денежным обязательствам и (или) обяза­тельным платежам и об очередности удовлетворения каждого требова­ния. Реестр ведет арбитражный управляющий.

Отзыв должника на заявление кредитора направляется в арбитраж­ный суд после получения от него определения о принятии заявления кредитора. В отзыве должника указываются имеющиеся у него возра­жения, общая сумма задолженности перед кредиторами, сведения о его имуществе, в том числе денежных средств, и др. Отсутствие отзыва должника не препятствует рассмотрению дела о банкротстве.

Денежное обязательство - это обязанность должника уплатить кре­дитору определенную денежную сумму по гражданско-правовому дого­вору и по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ. В состав денежных обязательств включаются: задолженность за пе­реданный товар, выполненные работы, оказанные услуги; сумма займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником. Не включаются обязательства: перед гражданами за причинение вреда жизни и здоро­вью; по выплате авторского вознаграждения; перед учредителями (уча­стниками) должника, вытекающие из такого участия неустойки (штра­фы, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства; они также не учитываются при определении размера обязательных платежей.

Обязательные платежи - это налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в законодательно установленном порядке. Состав и размер обяза­тельств и обязанностей по обязательным платежам определяются на момент подачи заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом. Размер денежных обязательств должен быть подтвержден решением суда или документами, свидетельствующими о признании должником этих требований.

«Мораторий - это приостановление исполнения должником денеж­ных обязательств и уплаты обязательных платежей» (СМ.: Финансы, денежное обращение и кредит: учеб.: Краткий курс / под ред. Н.Ф. Самсонова. - М.: ИНФРА-М, 2003. С. 272-273.).

Арбитражным судом установлены следующие процедуры банкрот­ства: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, ми­ровое соглашение и иные процедуры.

Наблюдение за должником вводится арбитражным судом в отноше­нии должника с момента принятия заявления. Главной задачей данной процедуры является обеспечение сохранности имущества должника.

При введении наблюдения арбитражный суд принимает решение о введении внешнего управления и назначении временного управляюще­го. При этом руководитель и администрация должника продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями.

Арбитражный суд вправе отстранить руководителя должника от должности и возложить исполнение обязанностей руководителя на вре­менного управляющего, если: не принимаются необходимые меры по обеспечению сохранности имущества должника; чинятся препятствия временному управляющему при исполнении его обязанностей; имеются иные нарушения требований законодательству. Это может быть сдела­но по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве, или вре­менного управляющего.

Анализ финансового состояния должника проводится с целью опре­деления достаточности принадлежащего должнику имущества для по­крытия судебных доходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также возможности восстановления платеже­способности должника.

В обязанности временного управляющего входит «определение да­ты проведения первого собрания кредиторов и извещение кредиторов об этом. Кредиторы в месячный срок с момента получения уведомле­ния временного управляющего о принятии арбитражным судом заявле­ния должны направить в арбитражный суд и должнику свои требова­ния. Требования, признанные установленными, в сопровождении необ­ходимых документов направляются временному управляющему. Ар­битражный суд на основании постановления первого собрания акцио­неров принимает соответствующее решение: или о признании должни­ка банкротом, или о введении внешнего управления, или об утвержде­нии мирового соглашения. С этого момента наблюдение прекращается. Временный управляющий исполняет свои обязанности до назначения внешнего управляющего или конкурсного управляющего.

Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании ре­шения собрания кредиторов на срок не более 12 месяцев, который мо­жет быть продлен не более чем на 6 месяцев. Целью внешнего управле­ния является восстановление платежеспособности должника с переда­чей полномочий по управлению внешнему управляющему. Поэтому с момента введения внешнего управления:

- руководитель должника отстраняется от должности, а управление его делами возлагается на внешнего управляющего;

- прекращаются полномочия органов управления должника и собст­венника имущества должника - унитарного предприятия; органы управления должника в течение трех дней с момента назначения внеш­него управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и дру­гой документации, печати и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему;

- снимаются ранее приняты е меры по обеспечению требований кре­диторов;

- вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника» (См.: Финансы, денежное обращение и кредит: учеб.: Краткий курс / под ред. Н.Ф. Самсонова. - М.: ИНФРА-М, 2003. С. 276.).

На денежные обязательства и обязательные платежи, у которых до введения внешнего управления еще не наступили сроки исполне­ния, распространяется мораторий на удовлетворение требований кредиторов.

«Внешний управляющий обязан рассмотреть все требования креди­торов и уведомить их о результатах в течение месяца с момента предъявления. Он вправе самостоятельно распоряжаться имуществом долж­ника, а в отношении крупных сделок и сделок, в которых заинтересова­ны внешний управляющий или конкурсный кредитор, - с согласия ко­митета или собрания кредиторов. С их согласия могут быть приняты решения об увеличении расходов должника на потребление, в том чис­ле на оплату труда его работников.

В обязанности внешнего управляющего входит «разработка плана внешнего управления и представление его на утверждение собрания кредиторов. Цель плана - разработка в определенный срок мер по вос­становлению платежеспособности должника, связанных с ликвидацией признаков банкротства, т. е. ликвидация не исполненных в срок более трех месяцев обязательств и обязанностей» (См.: Финансы, денежное обращение и кредит: учеб.: Краткий курс / под ред. Н.Ф. Самсонова. - М.: ИНФРА-М, 2003. С. 276.).

Мерами по восстановлению утраченной платежеспособности долж­ника являются такие, как: закрытие нерентабельного производства, пе­репрофилирование производства; получение дебиторской задолженнос­ти; уступка прав требований должника; продажа части имущества дол­жника; исполнение обязательств должника собственником его имущес­тва или третьими лицами; продажа предприятия и иные способы.

«Внешнее управление завершается отчетом внешнего управляюще­го, выносимым им на собрание кредиторов не позднее, чем за 15 дней до окончания срока. Утверждение собранием кредиторов, а в дальней­шем и арбитражным судом отчета внешнего управляющего является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве. В том случае, когда по ходатайству собрания кредиторов арбитражный суд устанавливает срок окончания расчетов с кредиторами, производст­во по делу о банкротстве прекращается после окончания расчетов с кре­диторами. Если в установленный срок расчеты не произведены, арбит­ражный суд объявляет должника банкротом». (См.: Финансы, денежное обращение и кредит: учеб.: Краткий курс / под ред. Н.Ф. Самсонова. - М.: ИНФРА-М, 2003. С. 277.)

После принятия арбитражным судом решения о признании предпри­ятия-должника банкротом открывается конкурсное производство. Цель этого производства - удовлетворение требований кредиторов. Конкурс­ное производство открывается на срок до одного года и предусматрива­ет возможность его продления на 6 месяцев или более.

Последствиями открытия конкурсного производства могут быть следующие:

- сроки исполнения всех денежных обязательств должника а так­же отсроченных обязательных платежей должника считаются насту­пившими;

- прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника;

- отменяются конфиденциальный характер и коммерческая тайна в отношении сведений о финансовом состоянии должника;

- снимаются ранее наложенные аресты имущества должника и иные ограничения по распоряжению им;

- все требования к должнику могут быть предъявлены только в рам­ках конкурсного производства;

- другие последствия.

«После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляю­щий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах прове­дения конкурсного производства. Арбитражный суд после рассмотре­ния отчета конкурсного управляющего выносит определение о завер­шении конкурсного производства, что является основанием для внесе­ния в Единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации должника. С этого момента полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а должник - ликвидированным». (См.: Финансы, денежное обращение и кредит: учеб.: Краткий курс / под ред. Н.Ф. Самсонова. - М.: ИНФРА-М, 2003. С. 278.)

Статья 64 Гражданского кодекса Рф регулирует порядок, устанавли­вающий очередность удовлетворения требований кредиторов. Судеб­ные расходы; выплаты вознаграждения арбитражным управляющим; текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника; требо­вания кредиторов по обязательствам должника, которые возникли в хо­де наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства, подлежат покрытию до удовлетворения требований кредиторов.

Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

- первая очередь - требования граждан за причинение вреда жизни или здоровью;

- вторая очередь - расчеты по выплатам выходных пособий и опла­те труда с лицами, работающими по трудовому договору или контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

- третья очередь - выплаты по обязательствам, обеспеченным зало­гом имущества должника;

- четвертая очередь - требования по обязательным платежам в бюд­жет и во внебюджетные фонды;

- пятая очередь - расчеты с другими кредиторами.

На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкрот­стве должник и кредиторы могут заключить мировое соглашение. Об этом принимается решение на собрании кредиторов. Данное решение принимается большинством голосов от общего числа конкурсных кре­диторов и при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. Решение со стороны должника принимается или руководителем должника, или внешним, или конкурсным управляющим.

Обязательным условием мирового соглашения является то, что оно может быть заключено после погашения задолженности по требовани­ям кредиторов первой и второй очереди.

«Мировое соглашение вместе с заявлением должника, внешнего или конкурсного управляющего об утверждении и другими документами представляется в арбитражный суд.

Утверждение мирового соглашения арбитражным судом означает:

- на стадии наблюдения или внешнего управления - прекращение производства по делу о банкротстве и снятии моратория на удовлетво­рение требований кредиторов;

- на стадии конкурсного производства - решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не под­лежит исполнению;

- прекращение полномочий внешнего, конкурсного управляющих;

- руководитель должника, внешний или конкурсный управляющий приступают к погашению задолженности перед кредиторами». (См.: Финансы, денежное обращение и кредит: учеб.: Краткий курс / под ред. Н.Ф. Самсонова. - М.: ИНФРА-М, 2003. С. 281.)

Для определения финансового состояния должника при подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству, а также при рас­смотрении дела о банкротстве арбитражный суд может назначить экс­пертизу, в том числе по собственной инициативе. Такая экспертиза предполагает проведение комплексного финансового анализа на пред­приятии-должнике, в котором активную роль играет финансовая служба.

Особое значение для финансовой службы предприятия имеет сово­купность мер по предупреждению банкротства, которые она обязана реализовать. Меры по предотвращению банкротства предприятия свя­заны с эффективным управлением его финансами и производством, правильным определением стратегических целей и тактики их реали­зации.

В целях предупреждения банкротства организаций учредители дол­жника, собственник имущества должника, а также кредиторы до мо­мента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника бан­кротом принимают меры, направленные на финансовое оздоровление должника. Не допускается опубликование или разглашение сведений о банкротстве должника до момента публикации решения арбитражного суда о признании должника банкротом.

Собственником имущества должника, учредителями и кредиторами должника, иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротст­ва должнику может быть представлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника. В этом слу­чае имеет место досудебная санация. Предоставление финансовой по­мощи может сопровождаться принятием должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.

«Досудебная санация может проводиться за счет федерального бюд­жета и государственных внебюджетных фондов. Ее условия устанавли­ваются федеральным законом о федеральном бюджете на соответству­ющий год и федеральными законами о бюджетах государственных вне­бюджетных фондов на соответствующий год. Условия проведения до­судебной санации за счет бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и соответствующих внебюджетных фондов устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправ­ления». (Финансы предприятий: учеб. для вузов / Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, л.п. Пав­лова и др.; под ред. Н.В. Колчиной. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С.330.)

Санация, как досудебная, так и судебная, представляет собой меры по восстановлению его платежеспособности.

Все это в определенной мере связано с реформированием предприя­тий, под которым понимается их реструктуризация в процессе перехода на принятые в рыночной экономике принципы функционирования при государственной поддержке и стимулировании.

Успех реформирования предприятия будет определяться двумя группами факторов: эффективностью создаваемых государством усло­вий и стимулов деятельности предприятий и устранением кризисных явлений в экономике, а также эффективностью принимаемых предпри­ятием мер по внедрению и использованию рыночных механизмов и ин­струментов.

Целями антикризисной стратегии предприятий являются следу­ющие:

обеспечение их ликвидности и платежеспособности на основе опти­мального сочетания собственных и заемных источников средств;

получение прибыли и соответствующего уровня рентабельности, достаточного для удовлетворения всех своих потребностей для основ­ной, инвестиционной и финансовой деятельности.

Система управления финансами предприятия определяется страте­гическими целями и тактическими задачами его деятельности. Основой этой системы должен быть финансовый анализ, по итогам которого предприятие имеет возможность делать регулярную оценку своего фи­нансового состояния. Главные направления этого анализа:

- оценка состояния имущества предприятия и источников его фор­мирования, а также показателей структуры капитала;

- оценка состояния оборотных средств, определение их достаточно­сти и на этой основе типа финансового состояния;

- выявление тенденций, связанных с оборачиваемостью средств предприятии;

- определение степени ликвидности и платежеспособности предпри­ятия;

- выявление тенденций рентабельности на основе системы показа­телей.

Главное в стратегии предотвращения банкротства - профессиональ­ное управление оборотными средствами. С одной стороны, это предпо­лагает оптимизацию источников оборотных средств на основе вырабо­танной стратегии, а с другой - размещение этих средств между матери­альными активами, а также в сфере производства и сфере обращения. Большую роль здесь играет правильно выбранная кредитная политика, связанная с использованием кредита в качестве финансового рычага.

«Частью управления оборотными средствами является управление дебиторской и кредиторской задолженностью. Важнейшим механизмом такого управления является активное использование товарных вексе­лей, что не всегда возможно в современных условиях». (Финансы, денежное обращение и кредит: учеб.: Краткий курс / под ред. Н.Ф. Самсонова.- М.: ИНФРА-М, 2003. С. 283, 284.)

Одной из целей финансовой стратегии предприятий является полу­чение прибыли и обеспечение рентабельной работы. Основу этого со­ставляют анализ и управление взаимосвязью «затраты - выручка - при­быль», что предполагает широкое внедрение на предприятии управлен­ческого учета. Кроме перечисленных направлений финансовой страте­гии, предприятия должны уделять серьезное внимание амортизацион­ной, инвестиционной, дивидендной политике, политике на рынке цен­ных бумаг и другим направлениям своей деятельности.

«Основные мероприятия по санации неплатежных предприятий при определенной финансовой поддержке:

- внедрение новых форм и методов управления;

- переход на выпуск новой продукции, повышение ее качества;

- повышение эффективности маркетинга;

- снижение производственных затрат;

- сокращение дебиторско-кредиторской задолженности;

- повышение доли собственных средств в оборотных активах за счет части фонда потребления и реализации краткосрочных финансовых вложений;

- продажа излишнего оборудования, материалов, незавершенного производства, готовой продукции на основе инвентаризации, а также продажи дочерних фирм и долей в капитале других предприятий;

- временная остановка капитального строительства;

- конверсия долгов преобразований краткосрочной задолженности в долгосрочную;

- сокращение численности занятых;

- другие мероприятия». (Финансы, денежное обращение и кредит: учеб.: Краткий курс / под ред. Н.Ф. Самсонова.- М.: ИНФРА-М, 2003. С. 285.)