Политика минимальных резервных требований
Одним из основных инструментов денежно-кредитного регулирования, напрямую воздействующих на операции коммерческого банка, является фонд обязательных резервов.
Минимальные обязательные резервы коммерческих банков, как постоянно используемый инструмент регулирования денежного предложения, относят к мерам долгосрочного воздействия. Вместе с тем выявление не только временного интервала, в течение которого такая политика может оказывать влияние на денежную массу, но и степени, в какой она определяет величину денежного предложения, показывает, что не она является главной детерминантой денежной массы. Основная причина изменения денежного предложения – изменение денежной базы.
Использование обязательного резервирования имеет двойственный характер:
- является связующим звеном между совокупными банковскими резервами и более широкими денежными агрегатами, благодаря чему оказывает непосредственное воздействие на наращивание или сокращение кредитных ресурсов, находящихся в распоряжении банковской системы;
- служит для регулирования общей ликвидности банковской системы.
Различают прямой и косвенный методы формирования минимальных обязательных резервов. Прямой метод заключается в установлении обязательных резервов по пассивным операциям коммерческих банков и ведет к снижению размера выдаваемых ссуд. Косвенный метод менее жесткий, так как предполагает прямую связь между динамикой потребности коммерческих банков в дополнительной ликвидности и созданием денежной массы. Управление данным процессом позволяет центральному банку сглаживать колебания процентных ставок по однодневным кредитам при обязательстве банков держать определенный среднемесячный остаток резервов в центральном банке.
Одновременно могут также устанавливаться обязательные требования к активам, носящим кредитный характер, либо инвестициям в ценные бумаги, инвестиционным портфельным ограничениям (держать часть суммы денежных активов либо часть их прироста в течение определенного периода времени). Часто депозиты коммерческих банков в центральном банке классифицируются как обязательные резервы.
В то же время в целях минимизации искажений в финансовом секторе экономики при применении обязательных резервов центральный банк вынужден придерживаться определенных правил:
- норматив обязательных резервов должен находится на минимальном уровне, необходимом для реализации денежно-кредитной политики;
- требования к межбанковским депозитам во избежание препятствий в развитии межбанковского рынка не предъявляются;
- обязательные резервы едины, что позволяет банкам не прибегать к арбитражным операциям.
Исходя из целей и правил формирования фонда обязательных резервов можно выделить пять основных функций минимальных обязательных резервов:
- функция монетарного контроля. Реализуется в прямом регулировании предложения денежных средств в экономике, а также величины банковского мультипликатора;
- функция управления банковской ликвидностью. Требования к резервам предопределяют спрос коммерческих банков на заемные ресурсы центрального банка. Изменение норматива обязательных резервов позволяет регулировать ликвидность банковской системы;
- функция буфера процентной ставки. Реализуется при наличии законодательного разрешения на использование части депонированных на специальных счетах средств в ежедневных расчетах. При этом сумма, подлежащая депонированию, рассчитывается как средняя хронологическая за расчетный период;
- функция «эмиссионного» дохода. Депонирование денежных средств, подлежащих обязательному резервированию, на счетах центрального банка с последующим их использованием последним в ходе операций по рефинансированию;
- квазиналоговая функция. Косвенное перераспределение альтернативных доходов между коммерческими банками и центральным банком;
Минимальные обязательные резервы характеризуются пятью основными элементами:
- ставка отчислений – устанавливаемое процентное отчисление части привлеченных средств по правилам, установленным центральным банком;
- период начисления – временной интервал, за который рассчитывается величина остатков по балансовым счетам, подлежащих обязательному резервированию согласно определенной методике;
- период депонирования – время (в днях), в течение которого банковские и небанковские кредитно-финансовые институты, формирующие фонд обязательных резервов, должны создать и поддерживать расчетную величину резервных требований на счетах в центральном банке;
- форма хранения – качество и вид активов, которые формируют минимальные обязательные резервы. Как правило, в качестве резервов используют следующие активы: счета и депозиты в центральном банке; государственные ценные бумаги и корпоративные обеспеченные облигации; наличные денежные средства и высоколиквидные активы; для валютных пассивов – депозиты в иностранной валюте за рубежом;
- период использования – временной интервал, в течение которого финансово-кредитные институты могут использовать часть депонированных обязательных резервов в текущих расчетах.
Исходя из степени совмещения периодов расчета и депонирования обязательные резервы можно представить в виде следующих схем (рисунок 1):
а) последовательная – периоды расчета и депонирования следуют друг за другом;
б) пересекающаяся – периоды расчета и депонирования частично совпадают;
в) совмещенная – расчет и депонирование происходят одновременно.
Рисунок 1 – Схемы периодов расчета и депонирования фонда обязательных резервов: а – последовательная; б– пересекающаяся; в – совмещенная
Чем больше несовмещеность периодов расчета и депонирования, тем сложнее центральному банку прогнозировать величину денежного потока и его направление. Рассмотрим преимущества и недостатки данных схем. В пользу третьей схемы свидетельствуют следующие моменты: во-первых, достигается оперативная и жесткая взаимосвязь между колебаниями величины денежной массы, находящейся в обращении, и размером формирующих денежную базу обязательных резервов; во-вторых, банки имеют возможность содержать в центральном банке необходимое количество резервных средств, строго соответствующее текущим обязательствам перед клиентами и кредиторами, при этом фактически полностью исключается возникающий при запаздывании депонирования риск кризиса ликвидности в ситуации одновременного роста установленных банку резервных требований и снижения остатков привлеченных и заемных средств; в-третьих, практически нивелируется риск невыполнения обязательных резервных требований (либо, наоборот, наличия у банка избыточных резервов, что по существу является его упущенной экономической выгодой) в связи с ежедневным регулированием остатка обязательных резервов; в-четвертых, снижается воздействие нормативов обязательных резервов на увеличение процентных ставок по активным операциям.
Преимущества схем с запаздыванием депонирования – это снижение изменчивости процентных ставок денежного рынка, обусловленное прогнозируемостью спроса на резервные средства со стороны центрального банка и финансово-кредитных учреждений, что в свою очередь ведет к стабилизации цены «коротких» денег с последующим положительным воздействием на регулирование ликвидности денежного рынка и на ожидания участников финансового рынка; обеспечение стабильного спроса банковской системы на резервные средства, что позволяет центральному банку прогнозировать размер необходимых интервенций путем проводимых им операций на открытом рынке; получение коммерческим банком небольшой доходности по денежным средствам, подлежащим перечислению на счет обязательных резервов с момента их получения банком до момента их депонирования в центральном банке.