Политика минимальных резервных требований

 

Одним из основных инструментов денежно-кредитного регу­лирования, напрямую воздействующих на операции коммерчес­кого банка, является фонд обязательных резервов.

Минимальные обязательные резервы коммерческих банков, как постоянно используемый инструмент регулирования де­нежного предложения, относят к мерам долгосрочного воздей­ствия. Вместе с тем выявление не только временного интерва­ла, в течение которого такая политика может оказывать влия­ние на денежную массу, но и степени, в какой она определяет величину денежного предложения, показывает, что не она яв­ляется главной детерминантой денежной массы. Основная при­чина изменения денежного предложения – изменение денеж­ной базы.

Использование обязательного резервирования имеет двойст­венный характер:

- является связующим звеном между совокупными банков­скими резервами и более широкими денежными агрегатами, благодаря чему оказывает непосредственное воздействие на на­ращивание или сокращение кредитных ресурсов, находящихся в распоряжении банковской системы;

- служит для регулирования общей ликвидности банков­ской системы.

Различают прямой и косвенный методы формирования минимальных обязательных резервов. Прямой метод заклю­чается в установлении обязательных резервов по пассивным операциям коммерческих банков и ведет к снижению размера выдаваемых ссуд. Косвенный метод менее жесткий, так как предполагает прямую связь между динамикой потребности коммерческих банков в дополнительной ликвидности и созда­нием денежной массы. Управление данным процессом позволя­ет центральному банку сглаживать колебания процентных ста­вок по однодневным кредитам при обязательстве банков дер­жать определенный среднемесячный остаток резервов в цен­тральном банке.

Одновременно могут также устанавливаться обязательные требования к активам, носящим кредитный характер, либо ин­вестициям в ценные бумаги, инвестиционным портфельным ог­раничениям (держать часть суммы денежных активов либо часть их прироста в течение определенного периода времени). Часто депозиты коммерческих банков в центральном банке классифицируются как обязательные резервы.

В то же время в целях минимизации искажений в финансо­вом секторе экономики при применении обязательных резервов центральный банк вынужден придерживаться определенных правил:

- норматив обязательных резервов должен находится на минимальном уровне, необходимом для реализации денеж­но-кредитной политики;

- требования к межбанковским депозитам во избежание препятствий в развитии межбанковского рынка не предъявля­ются;

- обязательные резервы едины, что позволяет банкам не прибегать к арбитражным операциям.

Исходя из целей и правил формирования фонда обязатель­ных резервов можно выделить пять основных функций мини­мальных обязательных резервов:

- функция монетарного контроля. Реализуется в прямом регулировании предложения денежных средств в экономике, а также величины банковского мультипликатора;

- функция управления банковской ликвидностью. Требова­ния к резервам предопределяют спрос коммерческих банков на заемные ресурсы центрального банка. Изменение норматива обязательных резервов позволяет регулировать ликвидность банковской системы;

- функция буфера процентной ставки. Реализуется при на­личии законодательного разрешения на использование части де­понированных на специальных счетах средств в ежедневных расчетах. При этом сумма, подлежащая депонированию, рассчи­тывается как средняя хронологическая за расчетный период;

- функция «эмиссионного» дохода. Депонирование денеж­ных средств, подлежащих обязательному резервированию, на счетах центрального банка с последующим их использованием последним в ходе операций по рефинансированию;

- квазиналоговая функция. Косвенное перераспределение альтернативных доходов между коммерческими банками и центральным банком;

Минимальные обязательные резервы характеризуются пя­тью основными элементами:

- ставка отчислений – устанавливаемое процентное от­числение части привлеченных средств по правилам, установ­ленным центральным банком;

- период начисления – временной интервал, за который рассчитывается величина остатков по балансовым счетам, под­лежащих обязательному резервированию согласно определен­ной методике;

- период депонирования – время (в днях), в течение кото­рого банковские и небанковские кредитно-финансовые инсти­туты, формирующие фонд обязательных резервов, должны соз­дать и поддерживать расчетную величину резервных требова­ний на счетах в центральном банке;

- форма хранения – качество и вид активов, которые фор­мируют минимальные обязательные резервы. Как правило, в ка­честве резервов используют следующие активы: счета и депози­ты в центральном банке; государственные ценные бумаги и кор­поративные обеспеченные облигации; наличные денежные сред­ства и высоколиквидные активы; для валютных пассивов – де­позиты в иностранной валюте за рубежом;

- период использования – временной интервал, в течение ко­торого финансово-кредитные институты могут использовать часть депонированных обязательных резервов в текущих расчетах.

Исходя из степени совмещения периодов расчета и депони­рования обязательные резервы можно представить в виде сле­дующих схем (рисунок 1):

а) последовательная – периоды расчета и депонирования следуют друг за другом;

б) пересекающаяся – периоды расчета и депонирования частично совпадают;

в) совмещенная – расчет и депонирование происходят одно­временно.

 

 

Рисунок 1 – Схемы периодов расчета и депонирования фонда обязательных резервов: а – последовательная; б– пересекающаяся; в – совмещенная

 

Чем больше несовмещеность периодов расчета и депониро­вания, тем сложнее центральному банку прогнозировать вели­чину денежного потока и его направление. Рассмотрим преиму­щества и недостатки данных схем. В пользу третьей схемы свидетельствуют следующие моменты: во-первых, дости­гается оперативная и жесткая взаимосвязь между колебаниями величины денежной массы, находящейся в обращении, и раз­мером формирующих денежную базу обязательных резервов; во-вторых, банки имеют возможность содержать в центральном банке необходимое количество резервных средств, строго соот­ветствующее текущим обязательствам перед клиентами и кре­диторами, при этом фактически полностью исключается возни­кающий при запаздывании депонирования риск кризиса лик­видности в ситуации одновременного роста установленных бан­ку резервных требований и снижения остатков привлеченных и заемных средств; в-третьих, практически нивелируется риск невыполнения обязательных резервных требований (либо, нао­борот, наличия у банка избыточных резервов, что по существу является его упущенной экономической выгодой) в связи с ежедневным регулированием остатка обязательных резервов; в-четвертых, снижается воздействие нормативов обязательных резервов на увеличение процентных ставок по активным опера­циям.

Преимущества схем с запаздыванием депонирования – это снижение изменчивости процентных ста­вок денежного рынка, обусловленное прогнозируемостью спро­са на резервные средства со стороны центрального банка и фи­нансово-кредитных учреждений, что в свою очередь ведет к ста­билизации цены «коротких» денег с последующим положительным воздействием на регулирование ликвидности денеж­ного рынка и на ожидания участников финансового рынка; обеспечение стабильного спроса банковской системы на резер­вные средства, что позволяет центральному банку прогнозиро­вать размер необходимых интервенций путем проводимых им операций на открытом рынке; получение коммерческим бан­ком небольшой доходности по денежным средствам, подлежа­щим перечислению на счет обязательных резервов с момента их получения банком до момента их депонирования в центральном банке.