Эффективность конкурентных рынков

Проблема эффективности состоит в том, чтобы, во-первых, рационально распределить ресурсы и, во-вторых, обеспечить их эффективное использование.

Рациональное распределение ресурсов достигается тогда, когда их распределение между отраслями обеспечивает производство оптимального набора благ по количеству и структуре. Наиболее эффективное распределение ресурсов достигается тогда, когда предельные издержки производства продукта будут равны его рыночной цене, т. к. тогда ценность последней единицы продукции для покупателя будет равна ценности необходимых для ее производства ресурсов.

Эффективное использование ресурсов достигается тогда, когда производство благ осуществляется при наименьших для существующих технологий издержках. Это означает, что в качестве показателя эффективности использования ресурсов должен быть принят уровень долгосрочных средних издержек.

Таким образом, на совершенно конкурентных рынках фирмы всегда осуществляют предложение в соответствии с принципом МС=Р, а в условиях долгосрочного рыночного равновесия P=LRMC=LATC. Следовательно, совершенно конкурентный рынок является экономически эффективным, так как действующие на нем рыночные силы обеспечивают рациональное распределение ресурсов и принуждают фирмы к эффективному их использованию

Однако, указанная эффективность достижима при условии полной стандартизации продукции, что снижает товарный ассортимент, благосостояние потребителей и противоречит условию рационального распределения ресурсов. Функционируя при нулевой экономической прибыли, фирмы, к тому же, лишены источника развития.