Вывод по лекции.

Педагогическая культура сотрудников органов внутренних дел имеет огромное значение в решении служебных задач правоохранительной деятельности. С ней связана профессиональная культура сотрудников ОВД. Под профессиональной культурой любой деятельности понимается качественное состояние и развитие данной деятельности, включающее совокупность способностей, знаний, умений, мастерства, опыта, то есть всех качеств субъекта деятельности, применяемых в определенной профессии». Педагогическая культура сотрудника ОВД является необходимой и важнейшей составной частью его профессиональной культуры. Только последний (высший) уровень профессиональной педагогической культуры обеспечивает достижение полной эффективности вклада в качественную подготовку специалистов. Профессиональная речевая культура – это владение средствами всей системы языка и умение оптимально употреблять их в соответствующих коммуникативных условиях монолога, диалога, полилога, учитывающих задачи профессионального общения. Профессиональная речевая культура сотрудника включает технику речи, правильность речи (нормативность), этикетность речи, коммуникативность речи. Основные риторические правила гласят: избегай многословия, знай цель своей речи, говори понятно, точно, избегай речевого однообразия, умей находить общий язык с любым собеседником, следуй высоким образцам и последнее - нарушай любую из заповедей, если это поможет добиться особой выразительности речи, выполнить задачу, ради которой ты вступил в разговор. В Кодексе профессиональной этики сотрудника ОВД отдельная глава (глава 4) посвящена культуре речи и правилам служебного общения, так как культура речи является важным показателем профессионализма сотрудника полиции и проявляется в его умении грамотно, доходчиво и точно передавать мысли.

Профессиональная деятельность всегда накладывает свой отпечаток на человека, занимающегося ею. Профессиональная нравственная деформация личности предстает результатом взаимного влияния специфики служебной деятельности и профессиональной роли, с одной стороны, и личностных характеристик, с другой. Специфика профессиональной деятельности и профессиональной роли составляют необходимые условия для проявления негативных факторов. У определенной части сотрудников правоохранительных органов профессиональная деформация приобретает опасный характер, нередко выступая причиной нарушений законности, злоупотребления властью и служебным положением (не случайны народные поговорки: «власть портит человека», «если хочешь узнать человека — дай ему власть», «страшны не законы, а законники»), использования последних и для корыстных преступлений. Деформация личности у профессионалов силовых ведомств – явление интернациональное. Профессиональная деформация — это изменение в отрицательную сторону личных качеств сотрудника и профессиональных действий под влиянием осо­бенностей самой правоохранительной деятельности, служебных условий, опыта, ослабления его самокритичности и работы над собой. Профессиональная деформация проявляется в сферах: профессионально-нравственной, профессионально-интеллектуальной, эмоционально-волевой, и как производное – в сфере профессиональных действий. К факторам способствующим развитию профессиональной деформации относятся:объективные, субъективные и индивидуально-личностные.

Представляется, что в XXI веке педагогическая культура специалиста, которая является важнейшей составной частью, профессиональной культуры, станет признанной общественной и личностной ценностью, так как она является частью общечеловеческой культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой деятельности.

 


[1] Совершенствование работы по профессионально-нравственному воспитанию личного состава органов внутренних дел: сборник материалов Всероссийского совещания руководителей органов, подразделений, учреждений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации / под общ. ред. д.пед.н., д.ю.н., проф. В. Я. Кикотя. – М.: ЦОКР МВД России, 2008. С. 57.

[2] Орфоэпия (от греч. orthos – правильный и epos – речь) – совокупность норм национального языка, обеспечивающих единство его звукового оформления.

[3] Грамматика – строй языка, система способов словопроизводства, морфологических категорий и форм, синтаксических конструкций.

[4] Пушкин А. С. Собр. соч.: В 10 т. – Т. 2. – М., 1981. – С. 226.

[5] Тютчев Ф. И. Соч.: В 2 т. – Т. 1. – М., 1995. С. 63.

[6] Стилистика – раздел языкознания, в котором исследуются способы использования языковых единиц, а также система стилей в рамках литературного языка.

[7] Синтаксис – раздел грамматики, изучающий способы соединения слов в словосочетания и предложения.

[8] Если в большинстве стран за нарушения прав сотрудников правоохранитель­ных органов, препятствия в исполнении ими своих обязанностей и преступле­ния против них предусмотрены резко повышенные по строгости меры уголовно­го наказания, то у нас этого пока нет.

[9] Чистые руки. – М.: Изд. московского клуба юристов, 1999. № 1. С. 9.

[10] См.: Шестак А. В погоню … за цифрой // Комсомольская правда. 1988. 10 марта.

[11] См.: Тирских А.А. Региональная криминологическая характеристика коррупции в органах внутренних дел (По материалам Восточно-Сибирского региона). Автореф. дис. … к.ю.н. – Иркутск, 2006. С. 13.