История государства и права зарубежных стран как наука и учебная дисциплина

История права и государства - самый вместительный исторический раздел современного правоведения — российского, иностранного и всеобщего правоведения и государствоведения. Она частично включает анализ особенностей складывающихся или обновляющихся политических режимов властвования, их эволюции и основных перемен.

Вся история права может быть представлена двумя основными различающимися периодами: правом в догосударственном общественном состоянии и правом в государственно сплоченном обществе.

В догосударственном состоянии это первобытное право, зарождающееся в родообщинном сообществе людей, живущих родами и семьями, а также племенами и союзами племен. Первобытное право как совокупность правил разрешения личных и групповых конфликтов на основе обычаев и связанных с ними ритуалов (например, в родственных, поземельных или договорных отношениях) можно считать догосударственным правом. Возникновение государства сопровождается усилением роли законов как велений государственной власти, и это состояние можно назвать периодом существования права в государственно-организованном и государственно сплоченном обществе.

История права может быть также представлена как история права отдельной страныи нескольких или всех стран мира.

Всемирная история предполагает изучение истории права каждого народа и каждой страны.

Изучаемая дисциплина долгое время существовала под названием «всеобщая история права» (с первой половины XIX в.) и «история права». В советский период появилось название «история государства и права зарубежных стран», а также сохранялось название «всеобщая история государства и права».

Всеобщая (универсальная, многоединая) история права и государства изучает в избранных образцах общее и особенное в возникновении правовых обычаев и законов у разных народов, особенности их фактического применения во взаимодействии с моралью, религией, властной деятельностью государственных учреждений, а также направленность их последующих перемен, наблюдаемых на всем протяжении социальной истории от древности и Средних веков до современности (новой и новейшей истории).

Право предстает в виде правовых норм, принципов (начал) и институтов (вариантов правового общения, представляющих собой устойчивые виды социальных отношений, такие как личные, имущественные, семейные, частные и публичные отношения). Действие таких норм и начал изучается в их взаимозависимости с общественной дифференциацией населения на социальные группы (профессии, ремесла) и с властной деятельностью государственных учреждений, которые гарантируют принудительное исполнение отдельных требований закона и обычаев.

Основными источниками сведений о праве становятся обычаи, официальные документы, законы, судебные прецеденты, авторитетные мнения ученых знатоков права, иногда — священные тексты, другие источники признанной всеобщей мудрости (народные предания, пословицы, афоризмы безымянных мудрецов).

Особый разряд источников составляют летописные своды, архивные документы, материалы, а также описательная и комментаторская литература.

Организация государства производится таким образом, чтобы обеспечивать по необходимости деловое обсуждение вопросов законодательной, правительственной и судебной деятельности, нацеленной, в свою очередь, на поддержание порядка и законности, на обеспечение блага всех и каждого или блага отдельных привилегированных групп.

В совместном изучении истории права и государства главное внимание сосредоточено на регулировании отношений властвующих и подвластных, а также отношений представителей различных государственных учреждений между собой. Другим важным направлением исторического анализа следует считать анализ и обобщение изменчивой роли законодательных, административных и правосудных учреждений в обеспечении мирной и безопасной жизни сограждан, в налаживании порядка и законности, мирного разрешения возникающих конфликтов во имя достижения общего блага, пользы частных лиц или отдельных социальных групп.

История права — это хранительница и проводник правовой культуры. Она более всего содействует пониманию истоков правового мировоззрения и опыта, является связующим звеном между другими историческими и теоретическими дисциплинами, изучающими общество, государство, нравы и тенденции социальных перемен (теория права, уголовное и гражданское право и судебное разбирательство, а также право конституционное, административное и др.).

История права вместе с тем тесно взаимосвязана с историей культуры и цивилизации. Право и государство являются постоянным компонентом, а в некоторых обществах (в восточной теократии или христианизированной Европе) — своеобразным ядром цивилизационной культуры.

Культура и цивилизация — это то, что поддерживает воспроизводство и распределение материальных и духовных благ в обществе при помощи власти, традиции (привычки) или реформаторских усилий правящего класса. Культуру образуют ценностные убеждения и ориентации (мир, согласие, справедливость, равнозаконие), а цивилизацию — то, что дает средства существования или потребления (пища, одежда, жилище, способы передвижения, производящая техника и др.).

С момента появления государства история права предстает историей национального законодательства в его взаимосвязи и взаимозависимости с управляющей и регулирующей деятельностью государства — его административными и судебными учреждениями, а также с организацией и деятельностью армии, полиции, тюремных учреждений и т.д. Изучение истории права содействует более четкому уяснению наиболее типичных и, следовательно, наиболее общих для многих народов обстоятельств и факторов возникновения и эволюции пра­вовых и политических идей и институтов, позволяющих им жить мирно и плодотворно, избегая произвола и обеспечивая закон и порядок путем добровольного и устойчивого подчинения своим законам и обычаям. Всеобщая история права сохраняет и поддерживает этот понятный интерес организованных в государство индивидов и социальных групп к самобытным, особенным чертам своей политической и правовой культуры и одновременно к сходным (всеобщим) чертам культуры, которые делают возможным взаимопонимание и взаимоотношения между разными народами и странами на почве торгового и культурного обмена и иных форм сотрудничества.

Еще одно важное направление исторического анализа права и государства сосредоточено сегодня на изучении законченных циклов их возникновения, расцвета и последующего упадка в хронологических и культурологических рамках отдельных цивилизаций, например египетской, вавилонской и др. В анализе и обобщении истории права в пределах длительных исторических периодов, исторических эпох или отдельных исторических цивилизаций и регионов мира определенный интерес представляют обобщения относительно особенностей заимствований и подражаний, выявление элементов преемственности и новизны в становлении и последующей эволюции отдельных национальных правовых систем, конкретных отраслевых юридических институтов, процедурных принципов и норм. При таком подходе правовая культура воспринимается как часть, неотъемлемый компонент цивилизации, цивилизационной культуры.

Общественные союзы возникли еще в глубокой древности — родовые, племенные, а с появлением земледелия — территориальные (община, государство). Все эти союзы на протяжении тысячелетий наделялись совокупностью общих признаков: определенными интересами, наличием объединяющего общественного начала (ему подчинены личные интересы), неких норм, указывающих приемы и средства поддержания внутреннего порядка в рамках общественного союза, и, наконец, наличием власти, которая применяет эти нормы и средства. И хотя государство представляет собой общественное явление, оно в то же время включает три необходимейших элемента: власть, территорию и население. Поскольку политика государства в той или иной степени руководствуется общественным мнением страны, последнее становится также представителем или выразителем единства и индивидуальности народа, населяющего данную территорию.

Государственная власть простирается в пределах территории данного государства, а также в отношении некоторых лиц, пользующихся в иностранном государстве правом экстерриториальности (посольства, военные отряды и др.). Вместе с тем государственная власть в отличие от власти семейной или общинной, а также церков­ной чаще всего опирается на принуждение, включающее силу, волю и принуждение. Государственная власть в отличие от простых властей в семье или общине действует постоянно даже в случае смены лиц, ее осуществляющих. Кроме того, государственная власть является неотчуждаемой — ее нельзя, к примеру, продать или заложить. Известная безответственность государственной власти фиксируется в понятии суверенитета власти (монархический, народный, национальный и др.).

История права относится к разряду фундаментальных общеобразовательных дисциплин в юридическом обучении и просвещении, она содействует правильному юридическому мышлению и выработке профессионального кругозора.