Метод проектирования Метчетта (FDM)

В настоящее время существует достаточно обширная научно-техническая литература по методам проектирования. В ра­ботах предпринята попытка изложить суть методов проекти­рования, их обобщить и системно классифицировать.

С точки зрения активизации творческого мышления в про­цессе создания объекта нам представляется близким метод Мэтчетта. Автор этого метода учит проектировщиков пони­мать и контролировать свой образ мыслей и более точно соот­носить его со всеми аспектами проектной ситуации.

Мэтчетт начинает обучение с того, что просит слушателей рассказать об их прошлом опыте в проведении проектных ра­бот. При этом просит учащегося изложить свой наиболее ха­рактерный метод решения какой-либо задачи и предложить пути его совершенствования. В беседе преподаватель помогает учащемуся выработать уверенность в целесообразности даль­нейшего развития тех идей, от которых он временно отказал­ся бы, если бы работал один.

Основной педагогический принцип Мэтчетта заключается в том, чтобы начинать обучение с методов, которые хорошо ос­воены учащимися, и не навязывать им неизученные новые ме­тоды. При появлении у учащегося уверенности, что он четко понимает и контролирует свой образ мыслей, ему предлага­ется начать использовать некоторые «режимы мышления» фундаментального метода проектирования для достижения своих целей. В основе этого метода лежат два определения: хо­роший проект — это оптимальное решение, удовлетворяющее сумме истинных потребностей в конкретном комплексе об­стоятельств; проектирование – это выявление и разрешение конфликтов в многомерных ситуациях.

Для адаптации и контроля образа мышления к задачам проектирования автор предлагает использовать пять «режи­мов мышления»: стратегическими схемами; в параллельных плоскостях; с нескольких точек зрения, мышление «образа­ми» и мышление в основных элементах.

Мышление стратегическими схемами – это способность заранее выбирать стратегию: последовательность действий или мыслей проектировщика; способность сравнивать достиг­нутое с намеченным и способность разрабатывать стратегии для разработки новых стратегий.

Под мышлением в параллельных плоскостях понимается «отстраненное» наблюдение проектировщика за своими собст­венными мыслям и действиями, а также за мыслями и дейст­виями своих коллег в ходе выполнения проектных работ. Он должен уметь концентрировать внимание на своем образе мысли в процессе проектирования и трезво оценивать пра­вильность своих суждений или действий.

Процесс мышления с нескольких точек зрения аналогичен мышлению в параллельных плоскостях, но направлен на реше­ние задачи проектирования, а не на процесс ее выявления. По сути, это определение целей через функции изделия, т. е. спо­собность изделия обеспечивать определенное действие.

Мышление «образами» заключается в том, чтобы мыслен­но представить схемы, позволяющие проектировщику сравнить контрольные перечни метода с его опытом и типом мышления.

Мышление «образами» позволяет проектировщику создать запоминающийся образ взаимосвязей между задачей проектирования, процессом проектирования и решением.

При мышлении в основных элементах простыми, понятными словами обозначают несложный ход мышлений или действий, возникающих в процессе решения любой задачи, - варианты решений, суждений, стратегий, тактик, отношений, понятий, препятствий. Выдаются рекомендации проектировщикам – жестко не придерживаться предложенных вариантов, а самим решить, когда использовать тот или иной этап. Главное состоит в том, чтобы проектировщики могли изменить структуру своего опыта и мышления в соответствии с существующими особенностями и многофакторностью проектной ситуации.

Контрольные перечни метода Мэтчетта представляют собой усложнение обычных в анализе трудовых операций вопросов: «что?», « почему?», « когда?» и т.д.

Мэтчетт подчеркивает, что его метод надо принять не для слепого поиска, а для выявления существенных характеристик изучаемого объекта и для устранения из проекта ненужных элементов.

Как отмечает Дж. К. Джонс, фундаментальный метод проектирования на столько метод проектирования, сколько средство вырабатывания и регулирования стратегий проектирования.

Об успехе применения этого метода говорит тот факт, что многие крупные английские фирмы в течение многих лет субсидируют проводимые Мэтчеттом курсы.

Автор утверждает, что его метод увеличивает свободу личности, усиливает в ней самоутверждение, при этом не отрицает, что от обучающегося требуется большое эмоциональное напряжение, которое, в принципе, может быть в любой момент прекращено.

Следует, отметить, что как психологический метод активизации творчества – синектика, так и рассматриваемый резко повышают мастерство проектировщика за счет социального управления самим процессом мышления. Ранее эти методы не использовались в нашей стране. Однако переход на подобные методы творчества при создании новых изделий стано­вится актуальным в условиях рыночной экономики. По нашему мнению, эти почти запрещенные ранее методы акти­визации творчества найдут в России свое применение. Более подробное описание этого метода и примеры его применения можно найти непосредственно в работах самого Мэтчетта.