Методы оценки конкурентоспособности предприятия
Конкурентоспособность предприятия можно определить как сравнительные преимущества хозяйствующего субъекта на рынке по отношению к аналогичным производителям товаров. Понятие «конкурентоспособность предприятия» объединяет большой комплекс экономических характеристик, определяющих положение хозяйствующего субъекта, на рынке сбыта.
Возможность предприятия конкурировать на определенном товарном рынке, во-первых, зависит от конкурентоспособности товара. Конкурентоспособность товара и конкурентоспособность предприятия соотносятся между собой как часть и целое. Конкурентоспособность товара является лишь составной частью конкурентоспособности предприятия.
Результаты исследования конкурентоспособности предприятия используются в разработке практических рекомендаций по повышению конкурентоспособности хозяйствующего субъекта на географическом секторе рынка, при выборе предприятием партнера для организации совместного выпуска и продвижения продукции и т. д.
Наиболее известными в настоящее время методами оценки конкурентоспособности предприятия являются:
· матричный метод;
· метод, базирующийся на теории конкурентоспособности товара;
· методы, основанные на теории эффективной конкуренции.
Матричный метод был разработан Бостонской консалтинговой группой (БКГ) (рис.16). В основе этого метода лежит идея рассмотрения процессов конкуренции в динамике. Сущность оценки конкурентоспособности состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат. По вертикали отмечаются темпы роста рынка в линейном масштабе, а по горизонтали – относительная доля процента на рынке в логарифмическом масштабе. Наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке. Более подробно данный метод будет рассмотрен в теме 10.
В табл. 9 представлена оценка конкурентоспособности предприятия по показателям доли рынка.
Табл.9
Оценка конкурентоспособности предприятия по показателям доли рынка
Оценка рыночной доли | Критерии оценки |
Высокая | Доля предприятия находится на уровне или превышает рыночную долю двух-трех крупных конкурентов |
Средняя | Доля предприятия равна средней доле ведущих конкурентов |
Пониженная | Доля предприятия несколько ниже доли ведущих конкурентов |
Низкая | Доля предприятия значительно ниже доли ведущих конкурентов |
Другим известным методом может считаться метод, использующий в качестве основного подхода оценку конкурентоспособности товара предприятия по показателям качества и цены. Об этом мы уже писали. Но данный метод позволяет получить лишь ограниченное представление о преимуществах и недостатках в работе предприятия.
Более полную оценку конкурентоспособности предприятия позволяют получить методы, базирующиеся на теории эффективной конкуренции. Согласно этой теории более конкурентоспособными являются предприятия, где наилучшим образом организованы производство и сбыт товаров, эффективнее управление финансами.
Ярким примером последнего подхода может служить методика американской консультационной фирмы «Дан энд Брэдстрит» для оценки конкурентоспособности отрасли и предприятий внутри отрасли.
Предметом анализа здесь выступают три группы показателей.
1. Эффективность производственно-сбытовой деятельности предприятия: отношение чистой прибыли к чистым продажам, отношение чистой прибыли к чистой стоимости материальных активов, отношение чистой прибыли к чистому оборотному капиталу.
2. Состояние производственной сферы предприятия – интенсивность использования основного и оборотного капитала.
3. Финансовая деятельность предприятия.
Неоспоримым достоинством этой методики является использование показателей, позволяющих анализировать различные стороны хозяйственной деятельности предприятия. Вместе с тем в этой методике из анализа исключаются прямые показатели конкурентоспособности товара – качество и цена.