Методы оценки конкурентоспособности товара
Критериями конкурентоспособности товара являются: качество, цена, престижность.
При этом под качеством понимают совокупность потребительских свойств, способных удовлетворять ту или иную потребность.
Под ценой товара понимают совокупные затраты, связанные с приобретением товара и его использованием.
В процессе оценки конкурентоспособности товара иногда разделяют стоимость приобретения и стоимость потребления, приравнивая последнюю к экономичности пользования товара. Это так называемая цена потребления. Цена потребления складывается из рыночной цены товара (), а также расходов, связанных с эксплуатацией и использованием этого товара (). Она рассчитывается по формуле:
Затраты по эксплуатации товара включают: затраты по обслуживанию, расходы на топливо, электроэнергию, текущий ремонт, сервисное обслуживание и т.д. Оценка экономических параметров конкурентоспособности связана с определением цены потребления анализируемого (или создаваемого) изделия и сравнением ее с ценой потребления товара - конкурента. Сравнение цен потребления производится по формуле
,
где Э - общий показатель по экономическим параметрам;
- цена потребления анализируемого товара;
- цена потребления товара - конкурента.
Престижность товара лучше всего следует определиять как способность товара придавать его пользователю определенный социальный статус. Престижные товары – это марочные товары, имеющие высокую стоимость, как правило, высокого качества.
Алгоритм оценки конкурентоспособности состоит из трех этапов:
· выбор критериев для оценки;
· определение значений выбранных критериев;
· оценка конкурентоспособности товара.
Выбор критериев для оценки основывается на результатах опроса потребителей. Для этого организуются специальные социологические исследования, где при помощи анкетирования анализируется отношение определенных групп потребителей к цене, качеству и престижности товаров в отдельной товарной группе.
Определение значений критериев конкурентоспособности имеет место только при определении цены и качества товара, поскольку престижность товара не имеет градаций. Товар может быть либо престижным, либо не престижным. При оценке качества товара в зависимости от количества показателей по которым принимается решение о качестве, применяют дифференциальный и комплексный или смешанный методы оценки.
Дифференциальный метод оценки качества товаров основан на использовании единичных показателей качества, при помощи которых определяется соответствие данного товара уровню базового образца в целом или по отдельным показателям.
Комплексный метод основан на сопоставлении обобщающих показателей качества оцениваемого и базового образцов. При данном методе оценки сначала единичные показатели качества объединяются по группам свойств, и для каждой группы рассчитывается групповой комплексный показатель качества, а затем групповые показатели оценивают дифференциальным методом. На практике чаще всего используют комплексный метод оценки качества, последовательность оценки которого складывается из этапов:
* выбор номенклатуры показателей качества;
· определение коэффициентов весомостей показателей качества;
· измерение показателей качества;
· перевод показателей качества в относительные величины;
· расчет комплексного показателя качества.
Непосредственно оценку конкурентоспособности товара осуществляют тремя методами: по схеме позиционирования, индексным методом и табличным методом.1
Для построения схемы позиционирования строят систему координат, где по одной оси откладывают значения цены, а по другой значения качества товаров. Схема позиционирования позволяет наглядно представить позицию каждого из большого множества товаров, представленных на рынке. Используя схему позиционирования, разрабатывают тактические решения в области совершенствования товарного ассортимента, тактики цен, распределения и продвижения продукции на рынке сбыта.
Индексный метод оценки предполагает расчет индекса конкурентоспособности по критериям качества и цены товара. Расчет производят по формуле: Конкурентоспособность = .
Приведенная выше формула отражает общие подходы к оценке конкурентоспособности товара: чем выше качество и ниже цена, тем выше конкурентоспособность.
Сущность табличного метода сводится к определению суммы первых мест, занимаемых тем или иным товаром по показателям цены и качества. Метод предполагает ранжирование отдельных товаров по показателям качества, цены, соотношения качества к цене, а затем подсчет суммы рангов по каждому из оцениваемых товаров. Все показатели для анализа сводятся в таблицу, что и послужило причиной появления названия данного метода.