Педагогический процесс как система и целостное явление.

 

Педагогический процесс – это специально организованное, целе­направленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направ­ленное на решение развивающих и образовательных задач. Взаимодей­ствие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характе­ристика педагогического процесса, протекающего в любой педа­гогической системе, конеч­ной целью которой является присвоение воспитанниками опыта, накоплен­ного человечеством во всем его многообразии.

Педагогическая задача – основная единица педагогического про­цесса. Развивающаяся во времени, она должна удовлетворять сле­дующим условиям: обладать всеми существенными признаками педагогического процесса; являться общей при реализации лю­бых педагогических целей; наблюдаться при выделении путем аб­страгирования в любом реальном процессе. Именно этим услови­ям отвечает педагогическая задача как единица педагогического процесса.

В реальной педагогической деятельности в результате взаимо­действия педагогов и воспитанников возникают разнообразные ситуации. Педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления, и есть педагогическая задача.

Принято различать задачи разного класса, типа и уровня слож­ности, но все они имеют общее свойство, а именно: являются задачами социального управления. Однако «клеточкой» педагоги­ческого процесса можно считать только оперативные задачи, вы­строенный ряд которых приводит к решению тактических, а за­тем и стратегических задач. Объединяет их то, что все они решаются с соблюдением принципиальной схемы, предполагающей про­хождение четырех взаимосвязанных этапов:

1) анализ ситуации и постановка педагогической задачи;

2) проектирование вариантов решения и выбор оптимального для данных условий;

3) осуществление плана решения задачи на практике, включа­ющего организацию взаимодействия, регулирование и корриги­рование течения педагогического процесса;

4) анализ результатов решения.

Главное свойство педагогического процесса как динамической системы – его способность к выполнению социально обусловлен­ных функций. Цельная, гармоничная личность, в которой заинтересовано современное общество, может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе.

Целостность – синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стиму­лирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функ­ционирующих в нем. Целостному педагогическому процессу при­сущи внутреннее единство и взаимодействие составляющих его компонентов.

Целостный педагогический процесс есть единый и неделимый педагогический процесс, кото­рый усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уров­ню целостности через разрешение противоречия между цельно­стью личности воспитанника и специально организуемыми влияни­ями на него в процессе жизнедеятельности.

В содержательном планецелостность педагогического процесса обеспечивается отражением в цели и содержании образования опыта, накопленного человечеством во взаимосвязи его четырех элементов: знаний, в том числе о способах выполнения действий; умений и навыков; опыта творческой деятельности и опыта эмо­ционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру. Реализация основных элементов содержания образования есть не что иное, как реализация единства образовательных, раз­вивающих и воспитательных функций цели педагогического про­цесса.

В организационном планепедагогический процесс приобретает свойство целостности, если обеспечивается единство лишь отно­сительно самостоятельных процессов-компонентов:

§ процесса освоения и конструирования (дидактического адап­тирования) содержания образования и материальной базы (со­держательно-конструктивная, материально-конструктивная и опе­рационно-конструктивная деятельность педагога);

§ процесса делового взаимодействия педагогов и воспитан­ников по поводу содержания образования, усвоение которого последними – цель взаимодействия;

§ процесса взаимодействия педагогов и воспитанников на уровне личных отношений (неформальное общение);

§ процесса освоения воспитанниками содержания образова­ния без непосредственного участия педагога (самообразование и самовоспитание).

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

 

1. Каковы исторические предпосылки научных представлений о педагогическом процессе как целостном явлении?

2. Сравните определение понятия «педагогический процесс» в различных научно-педагогических источниках.

3. Назовите основные этапы и условия построения целостного педагогического процесса.

4. Сформулируйте основные противоречия развивающегося образовательного процесса.

5. Дайте характеристику основных компонентов педагогической системы.