Комбинированный кипятильник

Питьевая вода в пассажирских вагонах приготавливается в кипятильниках непрерывного действия с комбинированным (электрическим и угольным) отоплением. Кипятильник обладает особым устройством, позволяющим отбирать только кипяченую воду. Это важно повсюду, где отсутствует специальная система водоподготовки. К бытовым узлам, связанным в той или иной степени с систе­мой водоснабжения, относятся комбинированные кипятильни­ки, компрессор для перекачки воды в охладитель питьевой воды, сам охладитель и связанный с ним бытовой холодильник.

В пассажирских вагонах используются кипятильники четырех основных типов. На рисунке 2 приведена схема кипятильника типа КС-30/4.

Рисунок 2 – Схема комбинированного кипятильника типа КС-30/4

I – трехходовой кран с фильтром сырой воды; II – регулятор сырой воды;
III – кипятильник; 1 – трехходовой кран на трубопроводе холодной воды;

2 – сетка; 3 – стеклянный колпак; 4 – скоба; 5 – гайка фильтра;

6 – сборник кипяченой воды; 7– воронка; 8 – кипятильный бак;

9 – переливной патрубок; 10 – пароотводная труба; 11 – кран отбора кипяченой воды; 12 – термометр кипяченой воды; 13, 14 – водомерные стекла для кипяченой и сырой воды; 15, 16 – соответственно нижняя и верхняя отметки уровня воды в регуляторе сырой поды; 17, 18– отметки на водомерном стекле; соответствующие объемам воды в кипятильнике 12 и 14 л;

19 – поплавок регулятора сырой воды; 20– переливная груба;

21 – спускной кран; 22 – приточный трубопровод к поплавковой камере; 23 – место присоединения приспособления для смягчения воды; 24 – крючок; 25– крышка; 26– ТЭН; 27– заземление ТЭНа; 30, 31 – винты; 32– запорный колпак; 33 – трехходовой кран; 34 – трубопровод для перекачки в бак кипяче­ной воды и ускоренного ее слива; 42 – камера сгорания; 44 – зольник;

48 – колосниковая решетка; 50 – ручной насос к баку кипяченой воды;

52 – трубопро­вод; 69 – вентиль

 

Конструктивно все кипятильники, кроме типа КС-30/9, не от­личаются друг от друга. Они имеют топку и горизонтально распо­ложенные трубчатые электрические нагреватели (ТЭН). В кипятиль­нике КС-30/9 имеются только ТЭНы. На всех вагонах ТЭНы работа­ют только при подключении генератора на нагрузку (при скорос­тях движения более 35...45 км/ч). Перед подачей поезда на посад­ку проводники должны растапливать кипятильники, применяя для этого древесный уголь или торфобрикеты. Топливо укладывают в топку на колосники. Люки топочной камеры и зольники должны быть закрыты крышками. Вода из системы водоснабжения поступает в кипятильник через вентиль 69 (рис. 3.6), который должен быть всегда открыт и опломбирован (после ремонта или ревизии его вновь пломбируют). Трехходовой кран /на фильтре сырой воды необходи­мо поставить в положение «Сырая вода», а спускной кран 21 в поло­жение «Закрыто». Уровень воды в кипятильном баке 8 следует конт­ролировать по водомерному стеклу 14 регулятора сырой воды II. Уровень воды должен достигнуть нижней красной отметки 15 — тогда кипятильный бак будет наполнен. Запорные вентили на водомер­ных стеклах 13 и 14 должны быть при этом открыты. Закрывать их можно только при повреждении водомерных стекол. Необходимо постоянно помнить, что при отсутствии воды нельзя растапливать кипятильник и включать электропитание.

Перед каждым включением или растопкой нужно проверить: есть ли вода в кипятильном баке; обеспечивается ли бесперебой­ный приток сырой воды (водяной бак должен быть достаточно наполнен водой); открыт ли вентиль 69 в подводящем трубопро­воде холодной воды; поставлен ли трехходовой кран / в положе­ние «Сырая вода»; закрыт ли спускной кран 21; открыты ли за­порные вентили на водомерных стеклах 13 и 14.

Длительность нагрева зависит от начальной температуры воды и вида нагрева (электрический или твердым топливом).

Кипятильник включают тумблером на передней панели рас­пределительного шкафа в служебном отделении. Включение под­тверждается загоранием сигнальной лампы.

При отоплении твердым топливом (древесным углем, торфо­брикетами) необходимо на колосниковую решетку 48 камеры сго­рания 42 кипятильника положить немного бумаги, на нее струж­ку, мелко наколотые дрова и затем разжечь. После того как стружка загорится, камеру сгорания следует заполнить древесным углем (торфобрикетами), а огнеупорную дверь камеры закрыть. Если древесный уголь загорится, необходимо закрыть дверь зольника 44. Поступление воздуха регулируют задвижкой на двери зольника, древесный уголь добавляют по необходимости.

Когда уровень воды в водомерном стекле 13 достигнет отмет­ки 17, что указывает на наличие 12 л кипяченой воды в сборнике 6, необходимо прервать процесс отопления, закрыв задвижку в двери зольника 44. После того как огонь погаснет, трехходовой кран / следует перевести в положение «Закрыто».

По мере расхода питьевой воды из сборника питьевой воды 6 отопительный процесс возобновляют.

При электрическом нагреве для его прерывания нужно вы­ключить питание нагревательных элементов и трехходовой кран / перевести в положение «Закрыто».

Кипятильник всегда должен быть исправным. Рекомендации по устранению неисправностей даны в табл. 3.8 (номера позиций со­ответствуют рис. 3.6).

 

 

Меры предосторожности при работе с комбинированным кипятильником:

Категорически запрещается включать электрокипятиль­ник без воды. Для нормальной работы кипятильника необхо­димо регулярно очищать от грязи стеклянный колпак 15 и фильтр 14 водоотстойника. Делать это нужно при открытом трехходовом кране 13 на неработающем кипятильнике.

Запорные краны 4 и 20 водомерных стекол следует дер­жать всегда открытыми; закрывают их только в случае по­ломки стекол.

При перерывах в работе кипятильника трехходовой кран 13 необходимо переключать в положение «Закрыто». Перед включением кипятильника трехходовой кран 13 нужно пере­ключить в положение «Сырая вода», а спускной кран 25 закрыть. После длительных перерывов (8-12 ч) оставшуюся в кипятильнике воду надо слить через спускной и водораз­борный краны и залить свежую. Через каждые пять-шесть дней из кипятильника следует удалять осадок, сливая воду из кипятильного пространства, после чего рекомендуется промыть кипятильное пространство, заполняя его водой.

 

 

Возможные неисправности кипятильника, их причины и способы устранения:

– слишком мало или совсем нет воды в кипятильнике из-за отсутствия воды в системе водоснабжения или сильной загрязненности сетчатого фильтра. (Необходимо про фильтр или залить систему водой);

– не закрывается поплавковый клапан, вода выливается через сливную трубу клапана. Причины: повреждение уплотняющей шайбы, нарушение герметичности поплавка (тонет) или заедание оси поплавка. Нужно заменить уплотняющую шайбу или поплавок;

– не нагревается вода из-за отсутствия электроэнергии. Нужно проверить электрическую цепь и устранить ее неисправности;

– вода нагревается медленно вследствие выхода из строя части элементов. Нужно заменить неисправные элементы, отключив источник тока; нижние нагревательные элементы можно заменить лишь после слива воды из кипятильного пространства.

В настоящее время все вагоны оборудуются унифицированными кипятильниками, у которых электронагревательные элементы установлены в нижней части кипятильного пространства, что повышает надежность их работы.