Управление согласно договора франчайзинга

Франчайзинг (франц. franchise - льгота, привилегия) - это контрактное партнерство между владельцами гостиничных компаний и независимыми гостиничными предприятиями, которые покупают право на производство и реализацию от его имени и под торговой маркой компании владельца определенного вида товаров и услуг.

Наиболее полное определение понятия "франчайзинг" дает Международная ассоциация франчайзингових организаций : "Франчайзинг - это длительные во времени взаимоотношения согласно каких франчайзер (франшизодатель) предоставляет защищенное в законном порядке право заниматься определенной предпринимательской деятельностью, а также помощь в организации учебы, управления за вознаграждение от франчайзи (франшизополучателя)".

Первый значительный договор франчайзинга в гостиничном бизнесе был заключен в 1927 г. Хоурдом Джонсоном. Он сумел расширить свой бизнес на Восточном побережье, впоследствии Среднем Западе и Калифорнии. Сегодня его сеть заведений гостеприимства охватывает свыше 900 предприятий ресторанного и гостиничного бизнеса.

Управление согласно договора франчайзинга осуществляется по такой схеме: франчайзер предоставляет право франчайзи (франшизополучателю) использовать свою торговую марку, технологию и методы работы, систему резервирования, наработанные маркетинговые методы, систему скидок и др. Фирма-франчайзи наряду с другими льготами принимает участие в рыночной стратегии франчайзера.

Для франчайзера предоставления права заниматься предпринимательской деятельностью является своеобразной формой развития бизнеса, который предопределяет получение дополнительного источника доходов, потому франчайзер заинтересован в расширении своей рыночной сети за счет новых членов. За счет увеличения общего капитала и общего решения актуальных и стратегических заданий, снижается часть расходов на маркетинговые исследования рынка гостеприимства, продвижения гостиничного продукта на рынок, учебу персонала, возникают преимущества в связи с расширением сферы влияния на внешнюю среду сферы гостеприимства.

Основным документом в этом порядке является "Заявка об условиях". В этом документе помимо остального подается характеристика квалификации руководителей франчайзера, анализ его финансовой стабильности, условия франчайзинга - суть отношений при заключении контракта, конкретные проекты, в которых франчайзер будет помогать франчайзи, направления материально-технической модернизации, которые необходимо реализовать франчайзи и др. Перед принятием окончательного решения заключения договора франчайзинга, целесообразным для франчайзи является проведение встречи с членами или потенциальными предприятиями для согласования проблем перспективных взаимоотношений.

После согласования вопросов вступления между франчайзером и франчайзи заключается договор. Договор может регламентировать особенности работы предприятия в конкретных географических или рыночных условиях, количество предприятий охваченных франчайзингом, срок действия договора и др.

Важный элемент договора франчайзинга касается согласования форм оплаты, которую вносят предприятия-франчайзи. В мировом опыте используются такие формы оплаты, как вступительный взнос, отчисление или разные фиксированы выплаты (роялти), плата за маркетинговые услуги, плата за использование централизованной системы бронирования номеров.

Кроме вступительного взноса франчайзи обязан обеспечивать роялти (отчисление), которые определяются объемами операций. В гостиничной сфере они представляют в среднем 3-4 % от дохода от каждого сданного номера.

Объем вступительного взноса и роялти зависит от позиций определенной торговой марки на рынке; с укреплением позиций и широкой географической популярности компании-франчайзера цена фирменной марки растет.

С целью контроля и увеличения роялти франчайзер должен осуществлять периодический мониторинг предприятий, проверку производства и предоставлять рекомендации относительно повышения его производительности. Рекомендации могут касаться внедрения новых видов обслуживания, использования нового оборудования, современных информационных технологий, изменения интерьера, и других элементов диверсификации с целью создания нового имиджа предприятия.

С целью управления франчайзингом, корректировки взаимоотношений в его системе, при франчайзере создается наблюдательный совет, который возглавляет президент гостиничной компании и группа ведущих менеджеров. Наблюдательный совет выполняет функции контроля и корректировки, согласно выводов мониторинга принимаются решения о приеме в сеть франчайзера новых членов и расторжения договора франчайзинга.

Согласно опыта функционирования гостиничных предприятий, главной причиной расторжения договора франчайзинга были несоблюдения уровня стандартов и нарушения качественных показателей в обслуживании. Зато среди предприятий общественного питания расторжения договора предопределялось невыполнением финансовых обязательств.

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ УПРАВЛЕНИЯ СОГЛАСНО ДОГОВОРА ФРАНЧАЙЗИНГА ДЛЯ ФРАНЧАЙЗЕРА

Преимущества

1. Возможность широкого проникновения на рынок, расширение производства с минимальными инвестициями;

2. Монополизация рынка за счет подчинения гостиничных предприятий - потенциальных конкурентов;

3. Получение дополнительных доходов от выплат франчайзи.

Недостатки

1. Вероятность потери позитивного имиджа на рынке в случае несоблюдения франчайзи установленных стандартов качества;

2. Доходы от договора франчайзинга ограничены фиксированными выплатами от франчайзи;

3. Осложнение процесса управления в связи со значительным количеством франчайзи, которые используют свои модели управления.

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ УПРАВЛЕНИЯ СОГЛАСНО ДОГОВОРА ФРАНЧАЙЗИНГА ДЛЯ ФРАНЧАЙЗИ

Преимущества

1. Помощь в оформлении пакета документов и предоставления рекомендаций относительно развития деятельности в период становления;

2. Использование известной гостиничной марки в рекламе в пределах значительного региона;

3. Совершенствование технологии и методов работы согласно стандартов франчайзера;

4. Доступ к централизованной системе бронирования;

5. Получение скидок при покупке мебели, оборудования и других товаров необходимых в обслуживании гостей.

Недостатки

1. Регламентированный соглашением характер отношений с предприятиями, которые не входят в договор франчайзинга;

2. Необходимость осуществлять выплаты вступительного взноса франчайзеру, роялти и другие выплаты;

3. Необходимость придерживаться стандартов определенных франчайзером;

4. Вероятность приобретения негативного имиджа в случае нерационального функционирования франчайзера.

С целью защиты интересов франчайзи перед франчайзерами и решения проблем сети гостиничных предприятий часто создаются ассоциации членов франчайзи. Они поддерживают качество гостиничного продукта, развивают маркетинговые программы с целью получения преимуществ для своих членов в условиях конкуренции.

 

 

Тема. Управление бизнесс-процессами на предприятих туристической индустрии

1. Сущность и основные критерии бизнесс-процессов предприятий сферы услуг

2. Бизнесс-инжиниринг и управление организационным развитием

3. Реижиниринг бизнесс-процессов как инструмент управления туристическим предприятием в условиях кризиса

4. Управление качеством услуг туристических предприятий

1. Сущность и основные критерии бизнесс-процессов предприятий сферы услуг

Рыночные трансформации, которые происходят в экономике страны непосредственно влияют на деятельность предприятий разных отраслей, а особенно эти изменения влияют на деятельность предприятий туристической индустрии.

Усложненность экономической ситуации, которой присущи такие процессы как девальвация валюты, демпинг цен, обострения инфляционных процессов достаточно негативно влияет на функционирование предприятий сферы туризма, усложняя процессы адаптации к переменчивой внешней среде.

Снижение объемов туристических потоков свидетельствует о том, что отечественные туристические предприятия не являются достаточно конкурентоспособными, что в большинстве случаев проявляется в несоответствии услуг мировым стандартам и требованиям иностранных потребителей.

Обеспечение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов туристической отрасли возможно на основе рационального управления бизнес-процессами. Данная проблема постоянно находится в поле зрения ученых и специалистов, но при этом нельзя утверждать о ее полном решении.

Деятельность любого отдельного туристического предприятия можно представить совокупностью бизнес-процессов разного уровня.

Понятие бизнес-процесс, состоит из двух терминов - бизнес и процесс. Появление понятия «процесс» сопровождалось возникновением общей теории процессов, которая изучает процессы любой природы, которая возникла в конце 60-х годов и считалась новым качественным этапом развития системной теории. Если перевести термин «процесс», получим такие следующие значения, как процедура, способ, порядок, метод, движение, поток, ход и тому подобное. В соответствии с этим, понятие процесс является многогранным и неоднозначным.

По отношению к предприятию процесс является последовательностью действий для получения конечного результата.

Считается, что впервые понятие «процесс» было введено Г.Плехановим и П. Тимофеевым как фундаментальное свойство системы управления.

Общепринятым определением понятия «процесс» считается определение приведенное в стандартах ISO 9001:2000:

процесс - это устойчивая, целенаправленная совокупность взаимоувязанных видов деятельности, которая по определенной технологии трансформирует входы в выходы.

Т. Давенпорт определяет процесс как специфически упорядоченную совокупность работ, задач во времени и пространстве, с указанием начала и конца и точным определением входов и выходов.

Процесс - это набор повторяемых действий (функций), которые превращают входной материал и (или) информацию в конечный продукт (услугу) в соответствии с предварительно установленными правилами.

Процесс - это логическая последовательность действий во времени, которое приводит к последовательному изменению промежуточных состояний системы, в которой этот процесс протекает, превращая входные ресурсы в конечные (выходные) результаты.

Подходы к толкованию понятия «процесс», предложенные подавляющим большинством ученых характеризуются безусловным единством, ведь вышеприведенные определения содержат в себе такие неотъемлемые критерии определения процесса как последовательность, периодичность, трансформация (переработка) и завершенность (конечный результат). Весомым признаком процесса являются четко установленные параметры его протекания, то есть определение отдельной специфической технологии реализации процесса, что адаптирует данное понятие к любому виду деятельности.

Второй составляющей термина «бизнес-процесс» является понятие «бизнес». В переводе из английского языка термин «бизнес» (business) значит дело, предпринимательство, коммерческая деятельность, деловая активность, и тому подобное.

В экономической литературе термин «бизнес» рассматривается как любой вид деятельности направлен на получение прибыли и предусматривает привлечение собственных средств или опосредствованное участие в такой деятельности через вложение денежных средств.

Бизнес - это экономическая система, определяющим признаком которой является обмен, то есть удовлетворение определенного круга потребностей определенной аудитории потребителей с целью получения экономических выгод.

«В украинской научной литературе понятие «бизнес» отождествляется с понятием «предпринимательство», ведь последнее обеспечено законодательной почвой. В соответствии с Законом Украины «О предпринимательстве» установлено, что предпринимательство - это непосредственная самостоятельная, систематическая, на собственный риск деятельность по производству продукции, выполнению работ, предоставлению услуг с целью получения прибыли, которая осуществляется физическими и юридическими лицами, зарегистрированными как субъекты предпринимательской деятельности в порядке, установленном законодательством.

Следовательно, можно сделать вывод, что понятие «бизнес» и «предпринимательство» взаимозаменяемы, а их сущность и значение синонимические, ведь оба термина имеют в виду деловую активность с целью получения прибыли.

Сочетание понятий «бизнес» и «процесс», обусловило возникновение термина «бизнес-процесс», но при этом подробный перевод означает деловой процесс, коммерческий процесс, процесс деятельности.

В литературе не существует общепринятого определения понятия бизнес-процесс, подходы к его толкованию варьируются в зависимости от принадлежности бизнес-процессов к определенному виду деятельности. При этом, некоторые авторы подходов предоставляют обобщенное определение бизнес-процесса, но не привязывают его к предпринимательской сфере.

В. Деминг определяет бизнес-процесс как любые виды деятельности в работе организации, при этом, автор не уточняет наличие взаимосвязи между разными видами работ и цели, ради которой осуществляется деятельность. Данное определение не раскрывает сущность бизнес-процессу как такового.

Бизнес-процесс - это набор логично взаимозависимых действий, которые выполняются для достижения определенного выхода бизнес-деятельности. Данное определение предложено Т.Давенпортом раскрывает взаимозависимость разных видов работ между собой для достижения конкретного результата.

О. Виноградова утверждает, что бизнес-процесс - это циклическая совокупность взаимоувязанных заданий (действий), которые имеют определенные входы (необходимые ресурсы) и выходы (результат) которые представляют ценность для потребителя (внутреннего или внешнего), в данном случае, автор склоняется к необходимости трансформации определенных ресурсов для обеспечения конечного результата. Толкование понятия бизнес-процесса за М. Портером несколько похоже с предыдущим определением, ведь автор отмечает, что бизнес-процесс - это совокупность разных видов деятельности, в рамках которой на входе используется один или больше видов ресурсов и в результате этой деятельности на выходе создается продукт.

Бизнес-процесс - это систематизированная последовательность потока взаимоувязанных операций, который имеет непрерывную связь с другим процессами предприятия и использует ресурсы предприятия для получения на выходе конечного результата в виде продукта (услуги) для удовлетворения конечного потребителя.

Для выделения специфики бизнес-процессов именно туристического предприятия, следует рассмотреть особенности данного вида деятельности.

Вопрос теории и методологии формирования механизма управления такой сложной сферой экономики, которой является туризм, остаются предметом научных исследований и научно-практических дискуссий. Основное внимание обращается на то, что туристическая отрасль, прежде всего, является непроизводственной сферой, предложение туристического предприятия состоит из комплексного перечня услуг, которые предварительно формируются в туристический продукт.

Основной целью деятельности туристического предприятия, как туроператора так и турагента есть удовлетворение потребностей потребителей в услугах туристического, рекреационного, экскурсионного характера.

Поскольку туристическая индустрия является частью сферы услуг, то выделение и развитие бизнес-процессов данной сферы можно охарактеризовать рядом критериев

Основные критерии бизнес-процессов предприятий сферы услуг

Комплексность Динамичность Направленность Затратность Урегулированность Сбалансированность Демократичность Системность Закономерность

Поэтому, бизнес-процесс туристического предприятия - это взаимозависимый поток специфических операций (работ) между имеющимися в середине системы подпроцессами, что трансформирует входные ресурсы в туристическое предложение, для удовлетворения туристического спроса.

Сущность бизнес-процесса туристического предприятия характеризуется присущими ему свойствами. Данные свойства раскрывают природу бизнес-процесса, структурируют рассмотренные выше ключевые признаки. Проанализировав широкий перечень свойств бизнес-процессов описанных в литературных источниках и основываясь на особенностях туристической отрасли, можем выделить основные сущностные свойства бизнес-процесса туристического предприятия.