Особенности туризма как объекта управления

3.Управление внутренней и внешней средой в туризме

 

1. Сущность, функции и задачи туристического менеджмента

Туристический менеджмент - это особенная, относительно отдельная деятельность, целеустремленное влияние на работников, управление и координация операций туристических фирм (предприятий) в условиях рынка для достижения определенной цели (получения прибыли).

Менеджер является тем специалистом по туризму, который способен решать проблемы повышения производительности труда и эффективности, конкурентоспособности туристического предприятия. Задача менеджера заключается в том, чтобы глубоко изучить назревшие проблемы предложения и потребления туристических услуг, спроектировать систему управления, способную обеспечить успех и успешно ее реализовать через людей и для людей. Следовательно, менеджер - это не любой руководитель, а тот, кто самостоятельно организует эксплуатацию туристических ресурсов, изучает туристический рынок с помощью маркетинга, чувствует конъюнктуру и динамику спроса, перестраивает организацию с учетом требований рынка. Менеджер - это руководитель рыночной ориентации, который обеспечивает реализацию главной цели туристического предприятия - получение прибыли через рынок, то есть предоставление туристических услуг клиентам.

Теорией современного туристического менеджмента туристическое предприятие рассматривается как объект управления.

Каждое туристическое предприятие, прежде всего, является продуктом своей внешней среды. Именно на создание соответствующей внутренней среды туристического предприятия и на его полную адаптацию к внешнему направлены усилия менеджеров.

Внутренняя среда туристической фирмы определяется внутренними переменными, то есть теми составными элементами коммерческого предприятия, на которые направлен управленческий процесс и через которые он реализуется.

Основными внутренними переменными в туристической фирме являются цели, структура, задачи, технологии и люди. Все эти переменные зависимы одна от другой и находятся в определенной субординации.

Для определения количественно-качественных параметров переменных элементов необходимо руководствоваться нынешним и особенно будущим состоянием внешней среды. Составляющие внешней среды для менеджера такие, которые не поддаются его влиянию и развиваются независимо от его деятельности за собственными законами. Учитывая то, что внешняя среда для предприятия является источником существования, и то, что его состояние не зависит от деятельности последнего, можно сделать вывод о том, что менеджеру остается только адаптировать внутреннюю среду туристической фирмы к внешней.

Туристический менеджмент реализует принципы микросоциального управления:

а) принцип "гуманизации производственных отношений", которая требует максимального учета индивидуального потенциала каждого работника;

б) принцип "делового партнерства", которое предусматривает сплочение разных групп работников для дела процветания туристической фирмы;

г) принцип "экономического децентрализма", который предусматривает самостоятельность принятия административно-хозяйственных решений каждым подразделением туристической фирмы.

Туристический менеджмент рассматривает предприятие не как технологическое звено общественного производства, а как социальную подсистему рыночного хозяйства (экономики). Этим и определяются основные направления туристического менеджмента: выявление микросоциальной структуры туристического предприятия или его групп и взаимоотношения между ними (социальнопрофессиональной, квалификационной, демографической и культурно-просветительной); формирования малых групп - "автономных рабочих бригад", "целевых групп" как главного условия мобилизации коллективных усилий; подбор неформальных групп по результатам метрических социо исследований.

Появляется и распространяется новое направление в теории управления, в котором ударение ставится на установление человеческих отношений между руководителями и работниками. Ученые-экономисты считают, что человека можно заинтересовать более производительно работать, если удовлетворить его не только экономические, но и соответствующие социальные и психологические потребности. Это важно в настоящее время, когда очень выросла роль умственного труда и возникла потребность более эффективно использовать умственный потенциал работников предприятий. Менеджмент призван разрешать эти проблемы. Туристический менеджмент - это целеустремленное влияние на рабочих, управление и координацию операций туристического предприятия (фирмы) для достижения поставленной перед предприятием цели и получения соответствующей выгоды (прибыли).

Без овладения теорией и искусства менеджмента туристическим предприятиям Украины не достичь уровня мировой эффективности эксплуатации туристических ресурсов и конкурентоспособности туристических услуг на мировом рынке.

Функции и задачи туристического менеджмента:

стратегическое управленческое планирование;

организация управления туристическим предприятием (фирмой);

координация интеграции всех подразделений туристического предприятия;

управление людьми и их профессиональным ростом, создание условий и стимулов для наиболее полного использования потенциальных возможностей работников.

Под планированием понимают отделенный вид управленческой деятельности, которая определяет перспективу и будущее состояние туристической организации. С помощью планирования создаются ориентиры будущей деятельности туристической организации.

Стратегическое планирование включает определение миссии и цели туристической организации, анализ среды и состояния организации, оценку стратегических альтернатив, выбор стратегии.

Стратегическое планирование заключается в разработке стратегии. А стратегия - это всесторонний комплексный план, предназначенный для обеспечения осуществления миссии туристической организации и достижения ее целей.

Стратегическое планирование, согласно позиции американского исследователя Питера Лоранже охватывает: 1) распределение ресурсов (фондов, технологий, опыта, управленческих талантов и тому подобное); 2) адаптацию к внешней среде - улучшению взаимоотношений с окружением; 3) внутреннюю координацию - отражение сильных и слабых сторон деятельности организации; 4) осознания организационных стратегий формирования организации, которая будет способна учиться на прошлых стратегических решениях.

Организация управления туристическим предприятием - функция менеджмента, которая отображает процесс создания структуры управления туристическим предприятием.

Эта функция имеет два аспекта:

разделение туристического предприятия на подразделения в соответствии с целями и стратегией;

установление взаимодействия между подразделениями и взаимоотношений полномочий, которые связывают высшие уровни с более низкими и обеспечивают возможность распределения и координации заданий.

Установление формальных взаимоотношений людей (работников) на туристическом предприятии осуществляется путем делегирования полномочий.

Построение туристических организаций осуществляется путем организационного проектирования. Последнее же выплывает из стратегического плана и направлено на выполнение миссии и реализацию целей туристической организации. Организационное проектирование осуществляется сверху книзу и имеет такие этапы:

горизонтальное разделение туристической организации (например, закрепление видов деятельности за линейными и функциональными подразделениями);

налаживание связей между разными подразделениями;

определение соотношений полномочий разных должностей;

определение должностных обязанностей, закрепления их конкретными должностными лицами.

Важной функцией туристического менеджмента инновационная, задача которой - разработка новых туристических услуг высшего качества.

Эффективный туристический менеджмент дает своим клиентам туристические услуги на более выгодных для них условиях, чем его конкуренты, причем высшего качества. Менеджеры призваны постоянно совершенствовать стиль работы туристического предприятия, поскольку это дает ему возможность успешно конкурировать на рынке. Инновационная функция менеджмента - решающее условие ускорения научно-технического прогресса.

Менеджер добивается укрепления позиций на рынке путем повышения эффективности эксплуатации туристических ресурсов. Он дает возможность избежать финансовых потрясений в условиях рынка. В условиях конкуренции менеджер пытается создать условия для дальнейшей успешной деятельности туристических предприятий. Успешная деятельность менеджера должна приносить такую прибыль, которая дала бы возможность аккумулировать достаточную сумму средств, которые создают реальные предпосылки для организации бизнеса, избегая возможных рисков в будущем. Менеджер снижает социальную напряженность на предприятии и в обществе, устраняя конфликты между руководителями и работниками.

Внедрение системы менеджмента вызвало появление управленцев нового типа - менеджеров. Развивается теория менеджмента - своеобразная "философия бизнеса".

Следовательно, туристический менеджмент - это функция, вид деятельности в руководстве людьми в туристических организациях; это отрасль человеческого знания, которая помогает осуществлять функции управления работниками туристической фирмы. В упрощенном широком понимании, туристический менеджмент - это умение достичь поставленной цели, используя труд, интеллект, характер, мотивы поведения работников туристической фирмы.

Менеджмент превратился в профессию, область знаний - самостоятельную научную и учебную дисциплину, а социальная прослойка тех людей, которые выполняют управленческую работу, - в достаточно влиятельную общественную силу. Растущая роль менеджеров как мощной общественной силы заставила заговорить о "революции менеджеров".

Менеджеры должны выбирать такой вариант социальной ответственности, которая обеспечивает преимущества и способствует устранению или послаблению недостатков. Такое управленческое решение является производной тех личных ценностей, которые выплывают из этики менеджеров и подчиненных им работников.

Управление туристической деятельностью - это исполнительское искусство руководства туризмом, который требует от руководителя динамизма, проявления индивидуальности, быстрой адаптации к ситуации, которая может быстро изменяться.

Много стран накопили специфический опыт организации управления в сфере туризма. Проблемы организации управления туризмом являются предметом специальной заинтересованности, потому что искусство управления не прирожденное людям свойство, а деятельность, которая дается опытом. Такой опыт накапливается прежде всего за счет непосредственного включения людей в управленческие процессы туризмом. Он обогащает основы науки управления, осведомленность в мировых достижениях практической организации туризма.

Исходя из методологии менеджмента, в целом туристический менеджмент рассматривается как совокупность рациональных методов и организационных рычагов управления туризмом, определяется как процесс, путем которого группа сотрудничающих людей направляет свои усилия на общую цель, а именно развитие туризма. Туристический менеджмент - это социально-экономический и технический процесс, путем которого рационально используются природные ресурсы, при этом делается влияние на эффективное развитие туризма.

Усиление взаимосвязей и взаимозависимостей в сложной системе туризма требует того, чтобы менеджеры стали интеллектуальной элитой общества, принципиальными и знающими специалистами, а потому доступ к управлению туристической деятельностью должен основываться на качестве образования и освоении и использовании конкретных знаний, а не на семейных, приятельских экономических или политических связках.

Серьезной проблемой теории и практики туристического менеджмента является противоречие между выгодой использования туристических ресурсов и их истощением. Речь идет о том, что высоким экономическим показателем хозяйственной деятельности фирм и компаний далеко не всегда отвечают последствия в деле рационального использования туристических ресурсов. Практика удостоверяет, что ради выгоды субъекты хозяйственной деятельности в большинстве случаев не считаются с рациональным использованием туристских ресурсов и наносят им нередко непоправимый вред. Между тем, именно здоровая для человеческой жизни окружающая среда, а не выгоды субъектов хозяйственной деятельности должна стать приоритетной целью.