Взаимодействие органов социального обеспечения с банками, узлами связи, загсами.

Основанием для разработки проекта концепции создания автоматизированной системы "Государственный регистр населения" (АС ГРН) является распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 года N 323-р.

Создание автоматизированной системы "Государственный регистр населения" обусловлено необходимостью решения проблем, которые возникают при решении задач социально-экономического развития страны и регионов, в сфере социального обеспечения населения, в системе государственного регистрационного учета граждан и использования первичных регистрационных данных о гражданах, в обеспечении функционирования и взаимодействия создаваемых автоматизированных систем учета различных категорий граждан, в сфере информационного обслуживания населения и хозяйствующих субъектов.

Государственный регистрационный учет граждан в Российской Федерации должен осуществляться в интересах граждан и государства и основывается на системе регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания, а также на системе регистрации актов гражданского состояния.

Регистрацию граждан по месту жительства и по месту пребывания осуществляют паспортно-визовые службы органов внутренних дел совместно с органами местного самоуправления на основании нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.95г. N 713 "Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 23.04.96г. N 512 и от 14.02.97г. N 172).

Государственную регистрацию актов гражданского состояния в соответствии с Федеральным законом от 15.11.1997 г. N143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" осуществляют органы ЗАГС, образуемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Координацию деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации .

Действующая система регистрационного учета обеспечивает сбор основных идентификационных сведений о всех гражданах, проживающих на территории Российской Федерации. Однако, существующее в настоящее время состояние этой системы характеризуется низким уровнем автоматизации и технической оснащенности паспортно-визовых служб органов внутренних дел и органов ЗАГС, отсутствием информационного обмена между органами ЗАГС и паспортно-визовыми службами, следствием чего является недостаточная оперативность получения паспортно-визовыми службами информации об умерших, об изменивших фамилию, имя, отчество, ограниченная возможность оперативного использования имеющейся информации органами исполнительной власти, хозяйствующими субъектами, общественными организациями и гражданами.

Необходимость оперативного получения актуальной и достоверной информации о проживающем на территории Российской Федерации населении настоятельно требует внедрения новых информационных технологий в сфере государственных регистрационного учета граждан. Внедрение таких технологий не сводится к установке вычислительной техники в органах, осуществляющих регистрацию граждан. Требуется решить достаточно сложные вопросы нормативного правового обеспечения системы регистрации и обмена данными в условиях информатизации.

При автоматизации процессов регистрации учета населения необходимо, с одной стороны, предотвращать попытки нарушения прав человека, а с другой стороны, обеспечить защиту прав и свобод личности и эффективное социальное развитие общества в интересах всего населения и каждой личности.

Другой проблемой, на решение которой направлено создание АС ГРН, является проблема информационного взаимодействия различных АИС учета населения. Учет отдельных категорий населения, осуществляемый федеральными органами исполнительной власти, ведется с целью решения возложенных на них функциональных задач, таких как выплата пенсий, социальных пособий, взимание налогов , проведение избирательных компаний и т.д. Создаваемые в этих органах исполнительной власти автоматизированные информационные системы предназначены для решения указанных задач и формируются на основе выработанных каждым органом государственной власти методических принципов, замкнутых технологий сбора и использования персональной информации, неунифицированных информационно-лингвистических средств. Кроме того, в каждой АИС учета населения основные регистрационные данные граждан, фактически формируемые в системе паспортно-визового учета, вводятся вручную, имеют свой формат представления, актуализируются в моменты обращения граждан в соответствующие государственные органы. Все это значительно осложняет автоматизированное информационное взаимодействие между АИС учета населения.

Негативными последствиями сложившегося подхода к созданию АИС учета населения и отсутствия автоматизированного информационного взаимодействия между ними являются:

разобщенность и несопоставимость персональных данных;

неоправданные затраты на сбор и многократный ввод одних и тех же идентификационных данных граждан в различных АИС учета населения;

невозможность получения достоверной и комплексной информации о населении территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Отсутствие оперативной достоверной информации о гражданах в АИС органов исполнительной власти и, прежде всего, отсутствие данных регистрационного учета приводит в масштабах страны к значительным финансовым потерям, связанным, например, с начислением и выплатой пенсий умершим или выбывшим гражданам, с трудностями в сборе налогов с физических лиц в связи с отсутствием полного реестра налогоплательщиков, с выплатой необоснованных пособий по безработице и т.д.
Практическое отсутствие обмена информацией между АИС органов исполнительной власти приводит также к неоправданным сложностям в информационном обслуживании проживающего на территории населения, прежде всего при обращениях граждан в органы государственной власти и местного самоуправления. Наличие достоверной информации о гражданах позволит оперативно решать такие важные социальные вопросы, как выплата адресной социальной помощи гражданам, пересчет пенсий, выплаты жилищных и других субсидий и т.д.

Создание АС ГРН будет способствовать преодолению указанных недостатков и разрешению имеющихся проблемных ситуаций.

Таким образом, создание АС ГРН является важной социально-экономической проблемой, решение которой требует использования программно-целевых методов. Настоящая Концепция определяет цели создания АС ГРН, принципы ее построения, архитектуру системы, средства достижения целей, этапность и организационные основы развития.

Автоматизированная система "Государственный регистр населения" (АС ГРН) является государственной территориально-распределенной информационно-телекоммуникационной системой, обеспечивающей в автоматизированном режиме формирование, ведение и использование баз данных Государственного регистра населения; эффективное информационное взаимодействие автоматизированных информационных систем (АИС) учета различных категорий населения, информационное обслуживание органов государственной власти, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и населения.

АС ГРН включает: государственный информационный ресурс "Государственный регистр населения"; средства информатизации - программно-технический комплекс и телекоммуникационную систему, осуществляющие автоматизированный сбор и хранение данных ГРН и обеспечивающие доступ к ним; единое информационно-лингвистическое обеспечение; организационно-правовое обеспечение ее создания и функционирования.

В ГРН ведется учет следующих групп граждан:

граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации;

граждан, временно убывших с постоянного места жительства и пребывающих на территории других субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.