СОСТАВА МТП.

ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ РАБОТЫ МАШИННО-ТРАКТОРНОГО ПАРКА

Лекция № 2

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРУКТУРЫ И РАСЧЕТА

СОСТАВА МТП.

 


МЕТОДЫ РАСЧЕТА СОСТАВА МТП

 

Для расчета состава МТП используют три основных метода: построение графиков машиноиспользования по маркам тракта­тов; экономико-математический, или метод математического мо­делирования; нормативный.

1. Метод построения графиков машиноиспользованияпо мар­кам тракторов основан на базе общей методики определения потребности в оборудовании, рабочей силе и т. д., применяемой во всехотраслях хозяйственной деятельности. Этот метод универсален и лежит в основе всех остальных методов. На основе этого метода решаются задачи трех типов: эффективного использования существующего состава МТП; постепенного обновления состава МТП путем замены списываемых устаревших машин новыми пер­спективными; обоснования перспективного состава МТП с уче­том среднесрочных и долгосрочных планов развития хозяйства.

Основа составления графиков машинопользования во всех слу­чаях — соответствующие годовые календарные планы механизи­рованных работ (текущие, среднесрочные или перспективные дол­госрочные). С учетом передового и собственного опыта, а также научных исследований специалисты хозяйства по экспертным методам выбирают перспективные марки тракторов (не более 3...5 марок) и рабочих машин. Затем на базе этих тракторов и машин рассчитывают составы соответствующих агрегатов и определяют их требуемое число с учетом объема работы и календарных сроков выполнения. Если одну и ту же работу можно выполнять несколькими тракторами, то выбирают наиболее эффективный с учетом годовой занятости тракторов всех марок. Затем строят соответствующие графики машиноиспользования для всех марок тракторов и после их корректировки вычисляют требуемое число тракторов и машин каждой марки по наибольшей их потребности на графике машиноиспользования.

Основные преимущества описанного метода — простота, доступность, наглядность и оперативность без необходимости использования сложной вычислительной техники. Недостатки метода заключаются в экспертном подходе при выборе марок тракторов и рабочих машин, включая распределение объемов работ между ними.

Такой подход не всегда отвечает современным требованиям высокой производительности и ресурсосбережения.

2. Экономико-математический метод,или метод математического моделирования, принципиально отличается от ранее описанного метода тем, что на строго научной основе определяются оптимальные (наилучшие в заданных условиях) марки и численный
состав МТП.

Математическая модель содержит конкретный критерий (цель) оптимальности и соответствующие ограничения, связанные с ограниченной площадью пашни, наличием механизаторских кадров и т. д.

В качестве критерия оптимальности наиболее часто используют минимум суммы приведенных затрат ., на выполнение всех работ в хозяйстве, который можно записать в обобщенном виде:

, (1)

Оптимальное решение этой сложной задачи можно найти только на базе современных вычислительных машин с большим объемом памяти, так как требуется большой объем исходной информации.

Решение по специальной программе осуществляется примерно по изложенной ранее схеме построения графиков машиноиспользования, и при необходимости результаты оптимизации также могут выдаваться в виде оптимальных графиков машиноиспользования.

Однако в данном случае перебирают все основные варианты выполнения каждой работы и в конечном итоге устанавливают такие оптимальные марки и численный состав МТП, который удовлетворяет условию критерия (1).

Основные недостатки этого метода: сложность и несовершенство имеющихся программ, которые не позволяют оперативно использовать их в условиях хозяйств, особенно фермерских; трудность практической проверки оптимальности получаемого состава МТП. Несмотря на имеющиеся трудности, будущее все-таки за этими методами.

3. Нормативный методобоснования состава МТП заключается в следующем. На основе описанного экономико-математического метода в научно-исследовательских институтах определяют марки тракторов и нормативы их оптимальной потребности в расчете на 100 га пашни для каждой группы типовых или модельных хозяйств с учетом структуры посевов и других факторов.

Зная принадлежность конкретного хозяйства к тому или другому типу, специалисты устанавливают число тракторов и рабочих машин каждой рекомендуемой марки в соответствии с формулой:

(2)

где Fn — площадь пашни хозяйства, га; — нормативная потребность в расчете на 100 га, или нормативный коэффициент.

Численные значения для различных зон и типовых хозяйств издают в виде нормативных справочников.

Например, для различных хозяйств Ростовской области средняя нормативная потребность в тракторах и в некоторых других машинах в расчете на 100 га пашни составляет:

гусеничных тракторов Т-150 — 0,143; колесных тракторов общего назначения
Т-150К —0,035; универсально-пропашных тракторов МТЗ-80 — 0,217; силосоуборочных комбайнов КСС-2,6 — 0,517; плугов полунавесных ПЛП-6-35 — 0,159 и др.

Подставив приведенные значения в формулу (.2), можно рассчитать потребность каждого хозяйства в соответствующих тракторах и сельскохозяйственных машинах. Например, для хозяйства с площадью пашни =200га при = 0,143 согласно формуле (2) потребуется гусеничных тракторов Т-150

(3)

Преимущества этого метода заключается в простоте и доступности для специалистов хозяйств. Однако, как известно, похожих по всем показателям хозяйств не бывает, поэтому нормативный метод менее точен.

В каждом конкретном случае следует пользоваться тем методом обоснования состава МТП, который больше подходит для условий данного хозяйства. Поскольку в основе всех трех методов обоснования состава МТП лежит общий принцип построения графика машиноиспользования, то логическую последовательность обоснования состава МТП целесообразно рассмотреть на основе первого метода.

 

ОБОСНОВАНИЕ СОСТАВА МТП МЕТОДОМ
ПОСТРОЕНИЯ ГРАФИКОВ МАШИНОИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Определение объема и календарных сроков выполнения работ. Обоснование состава МТП начинают с определения объема механизированных работ и календарных сроков их выполнения. Основная часть этих работ содержится в технологических картах на возделывание сельскохозяйственных культур в хозяйстве, а календарные сроки их выполнения определяют агротехническими требованиями. Кроме того, должны быть учтены все работы на животноводческих фермах, в садах, по доставке грузов в хозяйство и из хозяйства, строительные и дорожные работы и т. д.

Обоснование состава марок тракторов и рабочих машин.Марки тракторов и рабочих машин, входящих в МТП, определяют с учетом перечня и объема выполняемых работ, а также природно-производственных условий, в которых их выполняют (площади полей и длина гона, типы почв, угол склона, температура воздуха и наличие осадков, ремонтная база и база технического обслуживания и т. д.).

Число марок тракторов и машин при этом должно быть как можно меньше, но без ущерба качеству выполняемых работ. При этом пользуются рекомендациями зональных научно-исследовательских институтов и опытных станций, а также передовым опытом хозяйств и механизаторов, максимально учитывая требования высокой производительности и ресурсосбережения.

Например, для обычных хозяйств Центрального района Нечерноземной зоны (без уклона в сторону парникового овощеводства и садоводства) изложенным требованиям в достаточной степени удовлетворяют три марки тракторов: гусеничный трактор общего назначения ДТ-75М или Т-150; колесный трактор общего назначения Т-150К; универсально-пропашной трактор типа МТЗ-80 (82). Как указывалось ранее, для подавляющего большинства хозяйств во всех зонах число марок тракторов принимают не более пяти.

К выбранным маркам тракторов подбирают соответствующие рабочие машины — более универсальные и с большей годовой занятостью, после чего рассчитывают составы соответствующих агрегатов описанными ранее методами. На основе аналогичных принципов выбирают состав марок самоходных машин, а также автомобилей.

Составление сводных таблиц (планов) выполнения механизированных работ.Сводный календарный план механизированных работ оформляют в форме таблицы 1, выполняемой на миллиметровой бумаге мягким карандашом, так как неизбежны корректировки.

Сводный план механизированных работ

Таблица 1.

 

Продолжение

 

В графе 1 записывают порядковые номера работ, работы в гра­фе 2 располагают последовательно от 1 января по 31 декабря плани­руемого года. Если работы записывают в виде отдельных техноло­гических карт на возделывание сельскохозяйственных культур, то календарную последовательность соблюдают в пределах каждой кар­ты. Этот порядок относится также к группам работ на животновод­ческих фермах, на перевозке грузов, в строительстве и т. д.

При большом числе технологических карт с целью уменьшения размеров таблицы возможно объединение из разных карт одно­именных работ, выполняемых в одни и те же календарные сроки одинаковыми по составу агрегатами.

В графе 3 указывают одно-два важнейших агротехнических требования (глубина вспашки, норма высева и т. д.).

В графе 4 указывают объем каждой работы в физических еди­ницах, а в графе 5 календарные сроки выполнения работ в соот­ветствии с агротехническими требованиями для данной зоны.

При этом с учетом имеющегося опыта в пределах допустимых сроков выполнения работ можно выбрать оптимальные. Число ра­бочих дней (графа 6)

Др = Дкак (4)

где Дк – число календарных дней;

ак - коэффициент использования календарного времени с учетом погодных условий, выходных и праздничных дней и т.д.

Численное значение ак выбирают с учетом опыта работы в ди­апазоне ак = 0,80...0,95. Длительность рабочего дня в графе 7 на каждой работе определяет администрация хозяйства в соответ­ствии с трудовым законодательством. В графах 8, 9 указывают марки трактора и машины, наиболее точно и полно отвечающих агротехническим требованиям, а также требованиям высокой про­изводительности и ресурсосбережения.

Число машин и марку сцепки в графах 10, 11 определяют изложенными ранее методами рационального комплектования агрегатов.

Число механизаторов на агрегате (включая тракториста, ком­байнера и т. д.) в графе 12 определяют в соответствии с существу­ющими нормативами.

Сменную производительность агрегата (графа 13) выбирают по типовым нормам на соответствующие виды работ по приведен­ным ранее формулам.

Часовую производительность агрегата (графа 14) рассчитывают делением данных графы 13 на продолжительность смены, которая составляет 7 ч на обычных видах работ. Требуемое число агрега­тов n2 на выполнение каждой работы (графа 15) определяют по аналогии с формулой (5) с учетом формулы (4)

(5)

tин1 – интервал прибытия транспортных средств на пост;

nT1 - пропускная способность одного поста по числу обслуживаемых за 1 час транспортных средств;

Qг.н. - масса груза.

Кг - коэффициент использования грузоподъемности;

Wп-р – техническая производительность, т/ч, погрузочно-разгрузочных средств;

 

(6)

 

где — объем работы данного вида, га, т и т. д.

W— часовая производительность агрегата, га/ч, т/ч и т.д.;

Тл — продолжительность рабочего дня, ч.

 

Для расчета по формуле (6) используют данные граф 3, 6, 7, 14.

При дробном значении па его округляют до целого значения, соответственно изменяя Др и Дк в графах 5, 6 в пределах допусти­мых агротехническими требованиями сроков.

Число часов работы агрегатов (графа 16) рассчитывают как произведение Др на Тл. Объем работы в условных эталонных гек­тарах (графа 17) вычисляют с учетом формулы (7) умножением данных графы 16 на часовую эталонную выработку соответствую­щего трактора |см. формулу (8)].

Эталонную сменную выработку WCM.yэ. вычисляют умножением соответствующего коэффициента перевода — часовой эталонной выработки Wу.э на продолжительность смены, т. е.

Wсм.yэ = Wy Tсм. (7)

Wсм..yэ - эталонная сменная выработка;

Wу.э - коэффициента перевода — часовой эталонной выработки;

Tсм - продолжительность смены.

Ωу.э = HWсм.уэ = HWу.э Tсм, (8)

Ωу.э — эталонная выработка, у. э. га;

Н — число выполненных сменных норм (нормо-смен)

Если необходимо, то в таблице 1 можно привести данные по расходу топлива, затратам труда, а также по прямым эксплуатаци­онным затратам. Возможно и изменение самой формы таблицы при необходимости.

Построение графиков машиноиспользования для тракторов каж­дой марки. График машиноиспользования строят отдельно для каждой марки трактора, приведенного в таблице 1, как это по­казано на рисунке 1 в виде фрагмента. По оси абсцисс графика последовательно откладывают месяцы года в таком масштабе, чтобы можно было учитывать отдельные дни.

 

Рис. 1. Построение графика использования машин.

 

Из графы 5 таблицы 1 по оси абсцисс для каждой работы, выполняемой тракторами данной марки, откладывают календар­ные сроки с датами начала и конца. Через границы этих сроков проводят вертикальные линии до пересечения с горизонталью, со­ответствующей требуемому числу агрегатов и соответственно тракторов пТ = па для выполнения данной работы. Полученный при этом прямоугольник обозначают номером соответствующей работы из таблицы 1.

Если в эти же сроки выполняют другую работу, то требуемое для ее выполнения число тракторов отсчитывают от предшествую­щего по принципу «кладки кирпичей».

Построив аналогичным образом прямоугольники для всех ви­дов работ, получают первоначальный вариант графика машино-использования тракторов данной марки. По физическому смыслу прямоугольники соответствуют требуемым агрегато-дням для вы­полнения каждой работы. Аналогично (до трех графиков на одном чертежном листе) строят графики машиноиспользования для трак­торов других марок. При этом для удобства корректировки оси ординат всех графиков располагают по одной вертикали с одина­ковыми масштабами времени по горизонтальной оси.

Корректировка графиков машиноиспользования.Ее проводят для уменьшения как общей потребности в тракторах, так и в тракторах отдельных марок; увеличения годовой занятости тракторов; более равномерного распределения работ между разными марками тракторов.

Графики машиноиспользования корректируют следующими основными способами: перераспределением работ между тракторами разных марок; изменением продолжительности рабочего дня за счет соответствующего изменения коэффициента сменности в пределах, допускаемых трудовым законодательством; изменением ранее принятых календарных сроков выполнения работ в пределах, допускаемых агротехническими требованиями. Перераспределение работ между тракторами разных марок необходимо в том случае, когда в период пиковой потребности в тракторах одной марки имеются простаивающие тракторы другой марки, которые могут выполнить соответствующие работы. При этом необходимо внести соответствующие изменения в таблицу 1.

Изменение продолжительности рабочего дня в соответствии с формулой (5) также способствует в допустимых пределах уменьшению потребности в тракторах. Корректировка за счет изменения календарных сроков выполнения работ возможна только в том случае, если при составлении таблицы 1 были приняты уменьшенные оптимальные сроки по сравнению с предельно допустимыми. Требуемое эксплуатационное число тракторов каждой марки определяют по наибольшей (пиковой) их потребности на каждом графике машиноиспользования, как показано на рисунке 1. Инвентарное требуемое число тракторов каждой марки с учетом возможных простоев по техническим причинам

— эксплуатационное число тракторов данной марки по графику машиноиспользования; — коэффициент готовности.

Усредненное значение принимают по статистическим данным в диапазоне 0,85...0,99 с учетом марки трактора и условий работы.

Методом построения аналогичных графиков можно определить потребность по маркам в транспортных средствах, в зерноуборочных комбайнах и т. д. На основании графиков машиноиспользования можно решать практически все задачи, связанные с МТП, включая обоснование перспективного состава МТП и повышение эффективности использования имеющегося машинно-тракторного парка.

Построение оперативного графика машиноиспользования по хозяйственным номерам тракторов.При числе имеющихся трактороне более трех-четырех каждой марки для их эффективного использования вместо графика машиноиспользования можно построить оперативные графики загрузки тракторов каждой марки по хозяйственным номерам (рис. 2).

По оси абсцисс каждого графика по аналогии с обычным графиком машиноиспользования откладывают календарные сроки выполнения работ, а по оси ординат — время работы трактора на каждой работе в часах.

Если требуемое на выполнение данной работы время больше продолжительности рабочего дня, то остающаяся часть работы переходит к трактору с другим хозяйственным номером. Выполняемую при этом несколькими тракторами работу обозначают одним и тем же номером, например работы 5, 6, 7, 13, 14 (см.рис. 2).

 

Рис.2. Схема построения оперативного графика использования машин

(загрузка тракторов)

 

Полученные описанным способом графики определяют как требуемое число тракторов, так и загрузку каждого трактора в часах. Корректируют эти графики при необходимости описанными ранее способами.

На соответствующих видах работ при необходимости можно указать и номера полей севооборота. Оперативное построение и использование графиков загрузки тракторов существенно упрощаются при использовании современной вычислительной техники. Особенно эффективны подобные графики загрузки в небольших фермерских хозяйствах с числом тракторов до трех-четырех.